Воспитание у школьников качеств самоактуализирующейся личности на уроках музыки

Рыбакова Надежда Алексеевна,

доктор педагогических наук,
профессор Московского государственного
гуманитарного университета им. М. А. Шолохова 779169@mail.ru

Аннотация: 
В статье рассматривается процесс воспитания у школьников качеств самоактуализирующейся личности на уроках музыки

Современная школа активно решает задачи, связанные с воспитанием творческой, свободной, самостоятельной, ответственной личности, относящейся к себе и к другим людям как высшей ценности, осознающей и активно самоактуализирующей свой индивидуально-личностный потенциал. В данном контексте ведущие тенденции развития музыкального образования школьников связаны с идеями педагогики искусства, личностно ориентированного и развивающего обучения, гуманистического подхода к человеку и ценностного отношения к нему.
Многие ученые, педагоги-музыканты, разрабатывающие художественную дидактику (Л.В. Горюнова, Е.Д. Критская, Л.П. Маслова, В.А. Школяр, Л.В. Школяр и др.) обоснованно считают, что одной из важнейших проблем музыкального воспитания является отчужденное отношение школьников к высокохудожественной музыке. На преодоление такого отношения и направлены идеи педагогики искусства. Одной из них является мысль о том, что деятельность педагога и учащихся на уроках музыки должна представлять собой полноценную художественно-творческую деятельность.
Согласно Л.В. Школяр художественно-творческая деятельность получает сущностное выражение в плане процесса и результата в том случае, если школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, постигают внутренний смысл произведений как свой собственный, производят творческий отбор средств, которые, по их мнению, наиболее полно и точно раскрывают художественный замысел музыки [7, с. 6].
Осознать учащимся свою сопричастность к художественно-творческому процессу позволяет диалог, так как музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя. Однако полноценный диалог предполагает наличие у каждого участника художественно-творческого взаимодействия собственного мнения, способности это мнение аргументировать и отстаивать, а также стремления и умения понять и почувствовать собеседника.
То есть у слушателя должна быть хорошо развита способность «включать музыкальное произведение в свой, «чужой» для автора музыки, контекст, вырабатывать свою эстетическую точку зрения в процессе художественно-творческого «диалога» с автором, согласиться с ним или вступить в спор, услышать условный мир музыки собственным внутренним слухом, оценить качество произведения [2, с. 23].
В контексте изложенного нельзя не согласиться с мнением В. Г. Ражникова, который в качестве ведущих принципов музыкальной педагогики выдвинул следующие:
- Точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика. Педагог в диалогическом общении предполагает будущее развитие ученика, допуская и даже воспитывая равноправие с собой. И общение ребенка с музыкой организует на основе равновеликости.
- Личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога.
- Содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе [3, с. 33–41].
Таким образом, правомерно заключить, что полноценный художественно-творческий процесс обеспечивается личностным способом отношения его участников к общению с музыкой, которые, по сути, являются самоактуализирующимися в художественном творчестве личностями. То есть личностями свободными, равноправными, равновеликими, уважающими и принимающими друг друга, стремящимися к сопереживанию и взаимопониманию, основой которого выступает диалог. Самоактуализирующаяся личность проявляет, саморазвивает и самореализует в деятельности свой художественно-творческий потенциал [6, с. 68–69].
К настоящему времени в науке сформулированы определения самоактуализирующейся личности и очерчен круг конкретных, характеризующих еѐ сущность качеств. Вместе с тем существующие подходы и определения отличаются значительным многообразием и противоречивостью.
Нельзя не разделить, например, мнение Б.С. Гершунского, который доказывает, что полноценная самореализация возможна только тогда, когда человек осознанно и глубоко верит в свое индивидуально неповторимое предназначение; осознает свои способности, интересы, предпочтения, мотивы и руководствуется ими, способен к дружественному взаимодействию с другими людьми; обладает знаниями, умениями, навыками; способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям [1, с. 6].
С позиции нашего исследования, самоактуализирующаяся личность характеризуется комплексом качеств двух видов: интраперсональными (характеризующими отношение к себе как к полноправному участнику художественно-творческого общения) и интерперсональными (характеризующими отношение к Другому участнику общения). Такое деление необходимо, так как позволяет избежать формирования «негативной самоактуализации», «самовыпячивания», «раздутого Эго».
К основным интраперсональным качествам самоактуализирующейся в художественно-творческом процессе личности, которые должны и могут быть присущи школьнику, мы относим следующие: самоценность, субъектность, равновеликость, стремление к независимости и свободе, доверие себе. Обратимся к их характеристике.
Самоценность – понимание ребенком собственной ценности и значимости, осознание своих способностей, возможностей, интересов.
Субъектность выступает как осознание и принятие школьником положения о том, что он сам есть активный участник (субъект) художественно-творческого процесса, от которого непосредственно зависят его результаты. Данное свойство направляет ребенка на самостоятельный выбор наиболее адекватных и оптимальных средств художественно-творческой деятельности.
Равновеликость – данное качество вытекает из первых двух свойств и характеризует отношение ребенка к себе как к человеку, равному другим участникам художественно-творческого общения, имеющему право на собственное мнение, оценку, позицию, на свой «голос» в этом процессе. Такая позиция позволяет ребенку приобрести необходимую независимость при формировании индивидуально-личностной оценки явлений искусства.
Стремление к независимости и свободе. Для эффективности художественно-творческого процесса его участнику недостаточно только признавать за собой право быть независимой, творческой, свободной личностью. Необходимо активно реализовать это право, то есть стремиться к свободному, основанному на собственном понимании и адекватной оценке, выбору и принятию самостоятельных решений.
Доверие себе. Для манипулятора характерно постоянное обращение к мнению, позиции, решению Другого, в котором он видит власть и авторитет, в ущерб принятию решений самостоятельных. Зачастую этот вид психологической защиты идет от недоверия человека самому себе, даже если он располагает необходимыми знаниями, умениями и навыками. Это «свое» манипулятор необоснованно считает менее интересным, менее значимым, менее достойным. То есть он пользуется «чужим», несмотря на то, что опыт Другого в его собственных индивидуально-личностных условиях может «не работать». Без доверия себе, обоснованного адекватной самооценкой, самоактуализация невозможна в принципе.
Интерперсональные качества включают те же позиции, что и качества интраперсональные, однако они характеризуют отношение самоактуализирующейся личности к Другому – автору, исполнителю, педагогу, однокласснику.
Интерперсональные качества самоактуализирующейся личности выступают в неразрывном единстве осознания, признания и принятия самоценности, субъектности, равновеликости, стремления к независимости и свободе Другого, доверия ему.
Совокупность развитых интраперсональных и интерперсональных качеств самоактуализирующейся личности позволяет гармонизировать взаимоотношения между своим «Я» и «Я» Другого, создавать условия не только для собственной самоактуализации, но и самоактуализации Других. Всѐ это обеспечивает личности диалогичность.
Художественно-творческое общение требует от его участника способности к установлению глубоких эмоционально-чувственных контактов с образами произведений искусства, их авторами и исполнителями, с педагогом и одноклассниками в процессе сотворчества. Поэтому ребенку необходимо уметь не только формировать и высказывать собственное мнение, но и слышать Других, стремиться узнать и понять их точку зрения. Диалогичность предполагает гибкость поведения при взаимодействии с Другими, скорость и адекватность реагирования на подвижную ситуацию взаимодействия.
Исследования в области самоактуализации личности показывают, что источниками данного процесса являются как врожденные особенности личности, так и общественный опыт, накопленный поколениями, который человек распредмечивает, присваивает, а в последствии развивает в новых условиях собственной индивидуальности и воплощает в соответствующих сферах деятельности. Следовательно, качества самоактуализирующейся личности возможно воспитывать у ребенка целенаправленно, систематически создавая для этого необходимые условия в образовательном процессе.
Мы не ставим задачей в рамках данной статьи привести и подробно описать все возможные условия, формы, методы и приемы, способствующие воспитанию у детей качеств самоактуализирующейся личности. Остановимся лишь на общей характеристике основных путей решения данной проблемы. На наш взгляд, таковыми являются следующие.
Во-первых, это самораскрытие педагогом в художественно-творческом процессе урока собственных интраперсональных качеств самоактуализирующейся личности: самоценности, субъектности, равновеликости, стремления к независимости и свободе, доверия себе, а также диалогичности. Это связано с тем, что Личность может воспитать только Личность. Каков педагог – таковы и его воспитанники.
Во-вторых, необходимо самораскрытие учителем своего отношения к каждому учащемуся с позиций признания, принятия его самоценности, субъектности, равновеликости, доверия его духовным и творческим силам, уважительного отношения к нему как личности и индивидуальности, к его стремлению к независимости, свободе и творчеству.
Показательно в этом смысле следующее высказывание: «Недостаточно потенциального признания человека как наивысшей ценности, чтобы выстроить факторное влияние личности педагога на личностное развитие детей. Необходима актуальная способность педагога к реализации гуманистического кредо… Личностное влияние на личность совершается в момент реализации определенного актуального отношения в конкретной ситуации, при конкретном взаимодействии с окружающим миром» [8, с. 201].
В-третьих, становление качеств самоактуализирующейся личности обеспечивается целенаправленным формированием у школьников качеств самоактуализирующейся личности через создание условий для их осознания, для понимания сущности искусства и диалогичности творчества, для видения собственной роли в процессе создания художественного образа.
Важно, чтобы становление личностного способа общения с искусством происходило осознанно, для чего необходимо формировать у детей соответствующие знания и умения. Это в свою очередь обусловливает введение в содержание музыкального образования дополнительных элементов и требует применения комплекса соответствующих методов.
Воспитание любого личностного качества обеспечивается его многократным воспроизведением в соответствующих ситуациях. Важным условием становления самоактуализирующейся личности является свобода как способность совершать «сознательный выбор» (Э. Фромм). Следовательно, педагог должен строить урок музыки как пространство свободы для общения детей с музыкой, то есть использовать методы и приемы, которые активизируют ребенка к самостоятельности действий. Пространство свободы – это наличие ситуации выбора, творческие задания на переинтонирование образа, проблемные вопросы, создание разнообразных ассоциативных связей и т. п.
Помочь учащемуся почувствовать самоценность, субъектность, равновеликость и т. д. может метод активизации инициативы. Он предполагает, например, предоставление учащимся возможности выбора знакомых музыкальных произведений для одного из предстоящих уроков, привлечение их к подготовке и проведению занятий. Непосредственно в процессе общения с произведением на уроке возможно предложить школьникам выбрать наиболее желательную и адекватную с их точки зрения форму взаимодействия с ним. Учащиеся могут быть привлечены и к планированию внеклассных музыкально-воспитательных мероприятий, разработке их сценариев и активному участию в их проведении. Обращение к методу активизации инициативы позволяет расширить для школьников пространство свободы, которое необходимо для формирования и развития качеств самоактуализирующейся личности.
В-четвертых, для становления у школьников качеств самоактуализирующейся личности важным условием является создание в процессе художественно-творческого диалога доброжелательно-сочувственной атмосферы.
В своей широко известной «пирамиде потребностей» А. Маслоу отвел самоактуализации вершину, считая, что потребности более высоких уровней могут быть удовлетворены только после удовлетворения нижележащих. То есть самоактуализация возможна после реализации потребностей: 1) физиологических; 2) в безопасности; 3) в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4) в уважении и признании [9]. К. Роджерс, полагая, что самоактуализацией управляет врожденный «мотив роста», тем не менее также отмечал, что для еѐ эффективности необходимо доброжелательное, сочувственное отношение окружающих [4].
Ребенку важно, чтобы его попытки быть самостоятельным в творчестве были небезразличны для Других: педагога и одноклассников. Его усилия должны быть замечены и оценены, а необходимая помощь в становлении личностного способа отношения к музыке была оказана доброжелательно и корректно.
Для реализации перечисленных условий воспитания у детей качеств самоактуализрующейся личности, обеспечивающих личностное отношение к общению с музыкой, педагог-музыкант сам должен «быть, а не казаться» творческой, самоактуализирующейся личностью. А именно: активно, осознанно, увлеченно саморазвивать и самореализовать во всех аспектах профессиональной деятельности свой художественно-творческий потенциал, общаться с музыкой и детьми на основе личностного подхода, гармонично сочетая интраперсональные и интерперсональные аспекты взаимодействия.
Разумеется, самоактуализация педагога не может быть спонтанной, осуществляться путем проб и ошибок. Личность сможет стать способной к полноценной самореализации только на основе эффективного образования [1, с. 6]. Учитель-музыкант должен быть подготовлен к этому процессу на психологическом, личностном, теоретическом и практическом уровнях. Однако в практике музыкального образования самоактуализация педагога – явление не массовое Она осуществляется главным образом интуитивно, импровизационно, подготавливается длительным процессом приобретения опыта работы, развития творческих способностей и т. п. Большинству же учителей необходима помощь, то есть специальная подготовка в системе непрерывного профессионального образования.

Литература

1. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования: [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2003. № 10. С. 3–7.
2. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: [Текст] / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
3. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении: [Текст] / В.Г. Ражников // Вопросы психологии . 1988. № 1. С. 33–41.
4. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию: [Текст] / К. Роджерс. М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 414 с.
5. Рыбакова Н.А. Художественно-творческая самоактуализация учителя музыки: теоретический аспект: [Текст]: монография / Н.А. Рыбакова: Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. 153с
6. Рыбакова Н.А. «Я-подход» в работе учителя музыки: Учебное пособие для студентов и учителей: [Текст] / Н.А. Рыбакова. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. 143 с.
7. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: [Текст]: Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1999. 336 с.
8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: [Текст] / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
9. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954. 453 p.