ВОСПИТАНИЕ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР

Некрасова Людмила Михайловна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
Актуальность статьи обусловлена потребностью в информации о состоянии художественного образования и воспитания в сфере современного отечественного театра для детей и молодежи. Целью статьи является анализ существующих моделей воспитания зрительской культуры и возможные варианты инновационных форм работы театров со своим зрителем. Автор статьи рассматривает гипотетические модели формирования основ зрительской культуры, сочетающие традиционные подходы с разнообразными художественными выразительными средствами современного театра. В теоретических положениях статьи автор опирается на исследования известных культурологов, искусствоведов, психологов, педагогов, социологов, которые посвящены специфике восприятия театрального искусства.

Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания

Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год

 

Введение

Воспитание театральной зрительской культуры подрастающего поколения является актуальным вопросом педагогики, так как, по наблюдениям и исследованиям социологов, искусствоведов и психологов, в современном обществе меняется способ восприятия искусства: глубокое восприятие заменяется более поверхностным, но одновременно более широким и многообразным восприятием. [9]. Современная молодежь хочет не только воспринимать готовые художественные образы, но и активно участвовать в творческом процессе создания произведения искусства. По этой причине понятие «зрительская культура» сегодня приобретает новое расширенное содержание. Зритель, становясь соисполнителем творческого процесса полноценнее воспринимает разнообразные художественно-выразительные средства современного театра.

В искусствоведческих и педагогических исследованиях последней четверти XX – начала XXI вв. зрительскую культуру рассматривали в контексте общей художественной культуры [4, 5, 11, 15]. Однако современный театр является естественной частью пространства современной актуальной культуры, соответственно, театр и художественная культура, с одной стороны, взаимодополняют друг друга, а с другой, часто находятся в оппозиции. Эта двойственность взаимоотношений художественной культуры и театра порождает новые формы спектаклей, которые построены на активном участии зрителей в игре, в размышлении, и даже в создании сценария. Такое изменение роли зрителя в театре приводит, соответственно, и к поиску новых форм воспитания зрительской культуры детей и молодежи[10]. Подчеркнем, что использование театром новых способов взаимодействия со зрителем, не отменяет традиционных форм общения, особенно в отношении юных зрителей. По этой причине мы рассматриваем проблему воспитания зрительской культуры не только в контексте современного театра, но и с учетом существующих педагогических исследований о развитии зрительской культуры школьников[9].

Многолетние исследования, которые проводились лабораторией театра в Институте художественного образования в 70-90 гг. прошлого, рассматривали задачи художественного развития детей и молодежи в единстве с задачами духовного и нравственного воспитания. [13]. Исследователи сделали выводы, что знакомство с театром способствует развитию у  школьников потребности в искусстве как источнике духовного обогащения. В Институте была разработана система художественного воспитания учащихся средствами театра, которая предполагала целенаправленное знакомство юных зрителей с лучшими спектаклями и формирование у них критериев оценки спектакля как произведения искусства. На этой основе предполагалось развитие у школьников эстетического восприятия, художественного мышления, эмоциональной отзывчивости на категорию прекрасного в искусстве и в жизни [14].

Когда мы говорим о сложившейся в отечественной педагогике системе воспитания средствами театра, то отмечаем ее опору на существующие связи между восприятием, творчеством и знаниями об искусстве театра. Организационно-методические формы ее реализации осуществлялись на уроках литературы и факультативах по театру. Следует отметить, что в данной системе образования именно театральный факультатив был базовой формой освоения искусства театра в школе и носил массовый характер. Программы различных факультативов разрабатывалась на основе сочетания принципа историзма с обращением к практике современного театра, к опыту непосредственного общения школьников с театральным искусством во всем многообразии его видов и форм. Возможности взаимодействия с уроком литературы были заложены в содержании программы факультатива: общность исторического контекста, наличие опорных теоретических понятий, включение в программу факультатива общеразвивающих учебно-творческих заданий, направленных на развитие зрительской и читательской культуры учащихся. Понятие «исторический контекст», включал в себя и понятие «контекст культуры эпохи», и «контекст творчества художника» [14, с. 102].

В 1990-2000-х гг. сотрудники лаборатории театра Института художественного образования разрабатывали технологии воспитания зрительской культуры школьников, учитывая существующую социокультурную ситуации.  Исследовательской базой для изучения особенностей зрительской культуры современных школьников и поиска новых форм ее оптимального развития явился анализ репертуара и программы по работе со зрителями педагогических отделов  театров для детей и молодежи, а также положения и афиши Всероссийских фестивалей детского театрального творчества, ретроспективный анализ собственного опыта педагогического опыта. В исследовании участвовали 600 школьников разного возраста и 50 педагогов дополнительного образования Москвы, Подмосковья, Самары и Самарской области.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в два этапа:

1 этап (2015-2016 гг.). Выявление особенностей зрительской культуры современного школьника в процессе проведения Всероссийского обучающего фестиваля-практикума творческой лаборатории «Пока горит свеча», Открытого фестиваля-конкурса любительских театральных коллективов «Театральная завалинка», Всероссийского фестиваля-лаборатории театров для детей «Золотая репка».

2 этап (2016-2018 гг.) Разработка и апробация педагогических принципов воспитания зрительской культуры в контексте современного театра на базе образовательных организаций.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

В практике современного театра выявлена устойчивая тенденция обращения к зрителю младшего дошкольного возраста, что в традиционной системе эстетического воспитания являлось прерогативой театра кукол.
Подтверждено заключение, что зритель младшего школьного возраста (7-10 лет) наиболее открыт театральным впечатлениям благодаря эмоциональной отзывчивости, впечатлительности и эстетической восприимчивости. Эти качества могут быть базой, формирующей у детей дальнейшую потребность в общении с театральным искусством, развивающей художественный вкус.
Подростковый возраст (возрастной диапазон 11-12, 13-14, 15-16 лет) обладает потенциальными возможностями восприятия спектакля как целостного художественного произведения. Именно в этом возрасте важной педагогической задачей является воспитание у юных зрителей способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни. Развивается способность осмысливать специфические средства сценической выразительности, значение пластического, ритмического и пространственного решения спектакля.
Возраст зрителя 16-20 лет предполагает возможность полноценного анализа художественной структуры спектакля.  Разбор режиссерской концепции, базирующейся на первоисточнике, дифференциация компонентов сценического образа, все то, что характеризует полноценное зрительское восприятие.

В старшем возрасте расширяется возможность оценки спектакля в широком контексте: историческом, стилистическом, связанном с художественными направлениями эпохи и т.п. Проявление интереса к форме художественного произведения свидетельствует о развитии собственно эстетических интересов.

В диссертационном исследовании, посвященном воспитанию зрительской культуры, мы писали о значении восприятия спектакля: «театральный зритель воспринимает одновременно весь комплекс поступающей информации, ему нужно уметь обобщать, абстрагироваться, перерабатывать чувственную информацию в идеи и образы, прислушиваться к своим переживаниям и уметь их фиксировать» [9,  с. 32].

Обсуждение

В современной театральной культуре значительную роль стал играть иммерсивный театр. Спектакли этого направления создают ситуацию активной творческой вовлеченности зрителя в театральное действие. Художественное восприятие, которое в этих спектаклях достигает большой интенсивности, является своеобразным творчеством зрителя. Развитое эстетическое чувство, разнообразный художественный опыт активно влияют на воображение зрителя и обогащают его театральные впечатления – эти позиции являются действенным стимулом в образовании именно юного зрителя [10].

Проблема художественного воспитания подрастающего поколения актуальна всегда. Движется время, меняется театр, изменяется зритель. Необходима повседневная и системно организованная работа, координирующая усилия всех, кто имеет отношение к воспитанию детей и юношества, как справедливо писал Ю.У. Фохт-Бабушкин, известный социолог, исследовавший широкий круг проблем художественного образования и воспитания [14]. При этом Фохт-Бабушкин отметил, что в современном социокультурном пространстве отсутствуют прочные связи между педагогической практикой, искусством и наукой. Его коллега социолог и театровед Г.Г. Дадамян писал: «… вторжение новых видов художественной деятельности в заповедную сферу эстетического расшатывает некогда монолитные опоры нормативных культур – охранительных представлений. Одна из характерных примет современной культурной ситуации – сокращение времени сопротивления новым видам (формам, жанрам) искусства. И хотя еще далеко не все и не всегда приемлют их с явно выраженным «уважением», но молчаливо, де-факто уже признается их право быть «кандидатом» на искусство» [4, с. 18].

Театр, по заключению известного немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана, является таким местом, где происходит пересечение художественно организованного пространства и реальной жизни. «В отличие от всех искусств, связанных с объектом и коммуникационным сообщением, здесь присутствует также эстетический акт как таковой (игра), равно как и акт восприятия (посещение театра) в качестве реальных действий, происходящих здесь и сейчас. /…/ Произведение и восприятие знаков и сигналов происходят одновременно. Театральное представление – благодаря поведению людей на подмостках и в зрительном зале – позволяет возникнуть некоему общему тексту, даже если при этом вслух не произносится никаких речей» [7, с. 133]. Формула Станиславского «зритель – третий творец спектакля» обрела конкретный смысл в жизни театра XXI века.

В существующем сегодня театральном пространстве словосочетание «иммерсивный театр» характеризует спектакли, на которых зрители не сидят в зале, а свободно (или «по маршруту») передвигаются в разных помещениях и являются своеобразными участниками театрального действа. Следует отметить, что разнообразные модели общения «актеры-зрители» имеют в истории театра давнюю традицию. Например, в средневековом европейском театре существовал жанр, который с определенной вероятностью мог бы носить название иммерсивный. Речь идет о мистериях, которые разыгрывались на городских улицах и площадях. Термин «иммерсивный» происходит от английского слова «immersive»  – «обеспечивающий эффект присутствия». Использовать его придумали сотрудники британской компании Punchdrunk: в 2011 году они поставили в Нью-Йорке теперь уже знаменитый спектакль Sleep no more. Зрители в масках бродили по «Отелю Маккиттрик» (но это были декорации в заброшенном складе) и на их глазах разворачивалось действие спектакля, которое отдаленно напоминало сюжет шекспировского «Макбет» и одновременно фильмы жанра нуар 1930-х годов[6].

Мода на эти спектакли очень быстро распространилась по всему миру. В России их стали называть спектакли-бродилки, променады и квесты (по аналогии с компьютерными играми). Иммерсивный спектакль активно вовлекает зрителя в сюжет постановки, он создает эффект погружения в историю, и зритель реально становится полноправным участником происходящего. Искусствоведы и культурологи, размышляя о растущей популярности подобных спектаклей, объясняют этот факт как сформированным у современного зрителя «ускоренным» восприятием, требующего постоянного переключения внимания, так и интересом самих театров к использованию необычных игровых пространств, и поиском режиссерами новых форм решения спектаклей[2]. В любом случае в иммерсивном театре спектакль превращается в своеобразное приключение. Как справедливо отметил Борис Павлович, куратор просветительских программ Большого Драматического Театра им. Г.А. Товстоногова, пограничные формы – это поиск театром способов открытого взаимодействия с аудиторией. Цель их – вовлечь зрителя в искусство[12]. Если в традиционном общении заинтересованное обсуждение спектакля вызывало интерес к его просмотру, то, как отмечают театральные педагоги, в условиях переизбытка информации необходимо искать новые способы пробуждения интереса к театру. Иммерсивные формы, с нашей точки зрения, представляют один из возможных вариантов поиска «нового пути» к зрителю. Возможно, этот путь дискуссионный, но он выдвинут самой жизнью. Иммерсивная форма спектакля непосредственно вовлекает зрителя в действие и опирается на «инстинкт игры», свойственный человеку.

«Пока люди только начинают понимать, что это такое, лучше показывать новый жанр на более знакомом для всех материале, – считает директор Иркутского Иммерсивного театра Екатерина Янковская. – Перечитав многое из классики, я выбрала «Капитанскую дочку», потому что, с одной стороны, это нейтральное произведение из школьной программы, которое все читали, с другой стороны, повесть полна разных чувств и переживаний» [8]. Действительно, первые иммерсивные спектакли в России были созданы по литературным произведениям: «Норманск» в Центре имени Мейерхольда по роману Стругацких «Гадкие лебеди», «Русские сказки» в Гоголь-центре, «Черный русский» по «Дубровскому» А.С. Пушкина, который играли в особняке Спиридонова, юбилейный квест «Шекспир. Лабиринт» занимавший все здание Театра Наций.

Есть пример вовлечения в «театральную игру» совсем юных зрителей – детей 5-7 лет. В Каменноостровском театре (Второй сцены Большого Драматического Театра Санкт-Петербурга), был сыгран детский квест «Театр изнутри». Это увлекательное путешествие по театру для юных зрителей сочинила молодой режиссер Яна Тумина в рамках проекта «Эпоха просвещения». С одной стороны, детям показали, как делается искусство театра, а с другой – предоставили возможность самим участвовать в этом процессе. В гримерной участники квеста примеряли парики, у бутафоров познакомились с искусственной едой, а в костюмерной разыграли детективную историю со спрятанным настоящим платьем чеховских времен. Завершилось путешествие десятиминутным спектаклем, который участники квеста сыграли на сцене: участники квеста сыграли для своих удивленных родителей. У каждого «актера» был наушник, в котором звучали необходимые по действию команды. И вместе с родителями можно было посмотреть видеозапись только что сыгранного миниспектакля [12].

Заключение

Подведем некоторые итоги бытования зрительской культуры в современном театральном пространстве. Традиционная педагогика, предлагающая развивать у школьников способность воспринимать спектакль как целостное произведение искусства, сталкивается с противостоящим ему «быстрым» прочтением любой (в том числе и художественной) информации современным молодым человеком. Глубина и интенсивность погружения в искусство меняется сегодня на быстрый охват художественного пространства, его экстенсивное освоение [1,3]. У современной школы в условиях стандартизации нет возможности на использование «неформальных» способов воспитания зрительской культуры. Современный театр, когда он заинтересован в диалоге со зрителем, предлагает свои варианты просвещения, ориентированные, в первую очередь на студенчество и учителей. В российских театрах набирают популярность педагогические тренинги «Как смотреть и понимать спектакль», образовательные проекты, объединяющие разные виды искусства, в том числе и театр. Их организуют и проводят режиссеры, драматурги, актеры, театральные педагоги, все, кому интересно воспитывать «нового зрителя», прививая ему вкус к соучастию, к сотворчеству.

ЛИТЕРАТУРА

1.Акишина, Е.М., Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина, Е.П. Олесина, О.И.Радомская // Педагогика искусства. – 2017. – №4. –URL: http:www.art-education.ru/electronic-journal/perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-hudozhestvennoy-napravlennosti (дата обращения: 20.03.2019).

2.Годер, Дина. Спектакли-бродилки, променады и квесты. Мода нашего времени. [Электронный ресурс] / Д. Годер.  – URL: http: www.stengazeta.net (дата обращения: 20.08.2019).

3.Давыдова, М.Ю. Конец театральной эпохи [Текст] / М.Ю.Давыдова. – М.: ОГИ, 2005. – 384 с.

4.Дадамян, Г.Г.  Новый поворот, или Культура моего поколения [Текст] / Г.Г. Дадамян. –Спб.: Балтийские сезоны, 2010. – 304 с.

5.Дмитриевский, В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века [Текст] / В.Н. Дмитриевский. – Спб: «Дмитрий Буланин», 2007. – 328 с.

6.Краткая история иммерсивного театра в России [Электронный ресурс]. –URL: http: www.esquire.ru (дата обращения: 05.07.2019).

7. Леман, Х.-Т. Постдраматический театр [Текст] / Ханс-Тис Леман. – М.: АВСdesign, 2013. – 312 с.

8.Нарушая правила: как устроен «Иркутский иммерсивный театр» [Электронный ресурс]. – URL: http: www.the-village.ru (дата обращения: 28.05.2019).

9.Некрасова, Л.М. Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру: автореф. дис. … канд.пед.наук. – М.: 2001. – 20 с.

10.Некрасова, Л.М. Художественно-педагогические проблемы современного театра для детей и молодежи [Текст] / Л.М. Некрасова // Актуальные проблемы эстетического воспитания и художественного образования детей. Школа в пространстве современной культуры // Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 17-18 октября 2017. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – с. 203-209.

11.Петровский, А.В. Психология и время [Текст] / А.В. Петровский. – Спб: Питер, 2007. – 448 с.

12.Проект «Музей плюс театр» в Фонтанном доме [Электронный ресурс].  – URL:http: www.bdt.spb.ru/эпоха-просвещения/педагогическая -лаборатория/ (дата обращения:  20.05.2019).

13.Рубина, Ю.И. Театр и подросток [Текст] / Ю.И. Рубина. – М.: Просвещение,1970. – 208 с.

14.Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России: Достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды [Текст] / Ю.У. Фохт-Бабушкин. –Спб: Алетейя, 2005. – 320 с.

15.Torshilova, Elena M., Polosukhina, Irina A. The influence of modern adolescentʼs vision of life on their perception of art [Electronic resource] // International Journal of Environmental and Science Education, 2016. –  Vol. 11. – No. 18. – 10751-10759. – URL: file://C:/Users/User/Downloads/IJESE_1462_article_5832d4472db39.pdf. (дата обращения: 19.05. 2019)