Воспитательно-образовательные возможности современного телевещания

Маченин Андрей Александрович

Научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования»

Аннотация: 
Статья посвящена анализу телевизионного контекста и возможностям применения телевизионной продукции в школьной практике. Делается вывод, что современная линейка телевещания может быть полезным познавательным и образовательным информационным ресурсом, иметь духовный, нравственный, эстетический отклик в сознании детей и взрослых.

Современные исследователи и педагоги-практики, рассуждая о роли телевидения в жизни школьников, все чаще приходят к выводу о том, что эта бурно развивающаяся область коммуникации, как правило, отрицательно влияет на развитие школьников. Бессистемное и длительное восприятие телепрограмм приводит к информационным и эмоциональным перегрузкам, занимает большое количество времени школьника, отвлекая его от самостоятельной творческой деятельности, реального общения со сверстниками, от посещения культурных и спортивных мероприятий, от занятий в сфере дополнительного образования и спорта.
Как утверждают специалисты, в западных странах «среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребенком лишь 38 мин. — в неделю, а каждый ребенок за тот же срок проводит у экрана телевизора, компьютера и других медиаустройств более 33 ч. Одновременно выяснилось, что за последнее десятилетие американские, французские, японские и немецкие дети еще больше растолстели: число тех, чей вес превышает норму, увеличилось на треть. Так что же такое телевидение — благо или зло?» (Бокатов А.И., Сергеев С.А. Детская йога. Влияние телевидения на детей. http://polbu.ru/bokatov_childrenyoga/ch118_all.html).
Вместе с тем, принимая во внимание все те негативные последствия, которые являются результатом стихийного и несбалансированного восприятия телепрограмм школьниками, было бы неверным полностью отрицать роль телевидения в жизни современного подростка, так как эта область коммуникации является одним из основных направлений рожденной в ХХ веке медиасферы, развитие которой является объективной реальностью, отражающей достижения человечества.
Таким образом, было бы логично предположить, что современное телевидение должно содержать в себе и другие — позитивные черты, отвечающие принципам гуманизма, а также возможности, способствующие совершенствованию образовательного процесса, формированию личности, ориентированной на здоровый образ жизни.
В результате анализа истории развития телевидения, а также исследований, посвященных его роли в формировании личности современных школьников было отмечено, что воспитательно-образовательные возможности современного телевещания заложены как в самом факте его существования как результата научного прогресса, так и в тех огромных возможностях, которые пока не только не реализованы, но и полностью не осознанны.
Для того чтобы наиболее адекватно оценить взаимодействие школы и телевидения, необходимо раскрыть, как и с какой стороны школа отражается в средствах массовой информации, и, в свою очередь, как телевидение влияет на жизнь школы; какой транслируемый аудиовизуальный медиатекст наиболее полезен для учителей, учеников и их родителей; каков педагогический, эстетический и социальный потенциал может быть
активизирован при грамотном подходе к изучению взаимодействия деятельных структур телевидения и школы.
Важно сразу отметить, что потенциальный круг читателей, для которых и задумывалось данное исследование, весьма широк — это и школьники, учителя и работники системы общего, дополнительного образования и, конечно же, родители, на чьи плечи, в первую очередь, ложится груз ответственности за духовный и мировоззренческий кругозор ребѐнка.
Обратимся к широкому спектру современного телевещания (от аналогового до цифрового и Интернет телевидения). Лейтмотивом данного научного исследования служит эмпирический детальный анализ определѐнного спектра программ российского телевещания. Опыт работы в телеиндустрии центрального округа Российской Федерации и активный телезрительский опыт показывают, что в спектр приоритетных телепрограмм (популярных, распространенных, доступных и легких в настройке) входят телевизионные каналы метрового (ОРТ, РТР, ТВ Центр, НТВ, Культура, Спорт, Бибигон) и дециметрового диапазона (Звезда, Школьник, СТС, 22, Домашний, Столица, Рен ТВ, ТВ 3).
В конце ХХ — начале ХХI века технологии телевещания развились до значительных масштабов. Даже по средним оценкам в последние годы, круглосуточно (24 часа) происходит телетрансляция от 35 до 150 телеканалов высокой чѐткости (Full HD), хотя ещѐ каких-то 10 лет назад с трудом набирался десяток, а качество вещания этих каналов оставляло желать лучшего. Несмотря на столь быстрый рост одно осталось неизменным — вещание на радиоканалах — дециметровом и метровом.
Все телеканалы имеют четыре диапазона трансляций. Первые два используют радиоканалы (ОРТ, РТР, Звезда, НТВ, Культура, Школьник, Спорт, СТС). Эти программы легко настраиваются (при наличии комнатной антенны) по всей территории РФ и не требуют ни дополнительной платы абонента, ни дополнительного технического оборудования, проблематичного как для учебного заведения, так и для среднестатистической российской семьи со средним заработком.
Третий (цифровое телевидение) и четвѐртый (Интернет телевидение) диапазоны вещания стали возможны только благодаря развитию телекоммуникационного спутникового оборудования. Появилась более широкая линейка телевещания, спутниковое и интернет телевидение (Детский мир, Телеклуб, EuroNews, Cartoon Network, Романтика, Animal Planet, Nickelodeon, BBC World, CNN, Комедия ТВ, National Geographic, РБК). В то же время существует разграничение по территориальному признаку, когда каналы делятся на центральные и региональные. Имеется в виду, что такие каналы как Столица и О2ТВ вещают на определѐнный регион России.
Необходимо признать, что функции и возможности применения аудиовизуальных технологий телевещания в школе и дома весьма разнообразны. Это и воспитательная, и информативная, и познавательная, и развлекательная функции, которые реализуются через сеть телевизионных каналов, выполняющих эти общественно полезные функции. Вместе с тем, процентное соотношение решаемых задач зависит исключительно от запланированной политики, которую проводит каждая телевещательная компания в погоне за «своим зрителем».
К примеру, телеканалы МузТВ и СТС считаются только развлекательными, а каналы CNN, Euro news, РБК (Российский бизнес-канал) и РИК (Российский информационный канал) сугубо информационными источниками, в свою очередь, каналы National Geographic, Школьник и Animal Planet — казалось бы, исключительно познавательные. Вместе с тем, в каждом из перечисленных каналов совмещаются различные стороны, характеризующие то или иное направление вещания.
Так например, канал National Geographic кроме очевидной и яркой познавательной и образовательной направленности является, одновременно и увлекательным зрелищем, которое может быть охарактеризовано как развлекательное. Кроме того, это высокопрофессиональный и достаточно дорогой информационный продукт, способный приносить высокую прибыль его создателям.
В отечественном информационном поле у таких телекомпаний как ОРТ, РТР и Культура в линейке телевещания есть разноформатные, циклические передачи, фильмы, программы, которые охватывают весь спектр интересов и предпочтений зрителей (новости, телевикторины, концерты, художественные и документальные фильмы). От правильно выбранного курса вещания зависят и рейтинги популярности среди той или иной аудитории зрителей.
Как правило, большинство телеканалов имеют свою аудиторию. Она же, в свою очередь, делится по интересам, предпочтениям, профессиональным и религиозным ценностям или возрасту. Возрастной ценз иногда имеет предопределяющую позицию в выбранном плане подачи информации. Например, канал Бибигон рассчитан на детскую аудиторию, возрастная шкала колеблется от 3 до 16 лет, а канал РИК (Российский информационный канал) только новостной, информационный канал, он нацелен на более старшего зрителя.
Нужно отметить важную роль видового и жанрового предпочтения зрительской аудитории. Здесь возникают определенные сложности, так как принадлежность фильма к анимационному виду кинематографа еще не гарантирует его соответствия особенностям возрастного развития детей. В последнее время стало достаточно распространенным обращение создателей фильмов именно к этому виду кинематографа. Неправильно и, более того, опасно считать, что если телеканал транслирует только мультфильмы, то есть анимационную видеоинформацию, значит это определѐнно детский канал!
Очень важно знать, что анимационный фильм также может иметь свои возрастные ограничения. Примером тому служит телеканал 22. Он имеет широкую популярность среди молодѐжи всех возрастов, так как более 97 % всего эфирного времени транслируются фильмы, познавательные и развивающие передачи, сериалы, реалити- и музыкально-развлекательные шоу для разных возрастных групп, и всѐ это — в анимационном формате видео.
Канал 22 по праву имеет статус анимационного канала, но, в связи с тем, что львиная доля мультипликационных медиатекстов имеют возрастное ограничение (от 14 лет), и сам канал постоянно предупреждает об этом ограничении визуальной рамкой, транслирующейся перед передачей, предполагающей возрастное ограничение. Не следует пренебрегать этой информацией, хотя в реальной жизни вряд ли младшие школьники, самостоятельно включающие те или иные каналы трансляции, будут обращать на подобные предупреждения внимание. Скорее наоборот.
Таким образом, становится ясным, что стихийное восприятие детьми телепродукции даже на таких внешне «безобидных» и, казалось бы, «детских» каналах, как 22 необходимо контролировать. Более того, в некоторых случаях следует пресекать просмотр подобного рода анимационной видеоинформации детьми, не достигшими необходимого возрастного уровня.
В школах, клубах, детских лагерях отдыха, везде, где дети находятся под руководством педагога-воспитателя, такая проблема, в общем и целом решается, поскольку процесс просмотра телепередач контролируется взрослым (учителями, воспитателями, руководителями кружков). Но, как быть, когда ребѐнок полностью предоставлен сам себе, и находится без педагогического и родительского контроля? Родительская некомпетентность в специфике телеиндустрии, равнодушие и безучастность взрослых к жизни детей зачастую пагубно сказываются на их дальнейшем развитии, отражаются на эстетическом, психическом и моральном состоянии ребѐнка.
Так как темой исследования и главной задачей данной статьи является выявление познавательного и воспитательно-образовательного потенциала видеоматериала российского телевещания, был проведен анализ телепродукции, предоставляемой российскими телеканалами, и соответственно, выявлены наиболее интересные программы передач, кино и анимационные фильмы, которые могут быть весьма полезны школьниками, учителями и родителями, заинтересованными в медиакультурном развитии.
В процессе исследования основное внимание было направлено на анализ только привычных нашему взгляду телеканалов метрового и дециметрового диапазона, так
называемых центральных каналов (ОРТ, РТР, Звезда, НТВ, Культура, Школьник, Спорт, СТС, 22, ТВ Центр, Домашний, РенТВ, Бибигон). Исследовался недельный цикл эфирного времени, каждый аудиовизуальный медиатекст (телепередача, анимационный или художественный фильм) оценивался по пятибальной системе, причем балл увеличивается, если тот или иной канал на полезном медиаконтенте делает акцент, внося его в состав еженедельных, ежедневных и ежечасных трансляций.
Были выделены отдельные группы, соответствующие четырем возрастным категориям: младшие школьники, подростки, старшеклассники, взрослые (учителя, родители).
Ведущие критерии оценок: комфортность включения зрителя в алгоритм программного материала; актуальность поданной информации, еѐ полезность и своевременность; наличие обучающих, воспитывающих, духовно-эстетических составляющих программы; разнообразие подходов к постановке вопроса, достижению и усвоению тех или иных образовательных ресурсов; историческая достоверность фактов; развитие кругозора зрителя; прямое или косвенное, (но реальное) отражение школьной жизни, ее проблем; постановка конкретных задач и предложение способов их решения (реализации); наличие информационного, образовательного, духовного, эстетического теле(медиа) материала в линейке программ, который может быть предложен в помощь учителю на его уроках, либо ученику вне школы, с целью обогатить его информационную базу в процессе саморазвития и самообразования.
В результате исследования, ранжирования, оценки и подсчета баллов было выявлено следующее соотношение телепередач в плане их содержательной, эстетической и информационной ценности для школьников, учителей и родителей. В данной статье мы приводим данные по возрастным группам школьников, так как материал, собранный по передачам, предназначенным для учителей и родителей слишком объемен и требует отдельного рассмотрения.
Младшие школьники
Название передачи
комфортность включения зрителя в алгоритм программного материала
наличие обучающих, воспитывающих, духовно-эстетических составляющих программы
разнообразие подходов к постановке вопроса, достижению и усвоению тех или иных образовательных ресурсов
развитие кругозора зрителя
Общий балл
РТР
Спокойной ночи, малыши
5
5
5
5
5
СТС
Смешарики
5
4
4
3
4
ОРТ
Мультфильмы
4
5
3
4
4
22
Классика
5
5
5
5
5
отечественной анимации
Звезда
«Приключения Толи Клюквина»
5
5
5
5
5
Домашний
Мультфильмы
5
5
5
5
5
ТВ 3
«Утро без отметок
5
5
5
5
5
ТВЦентр
мультфильмы
5
5
5
5
5
Абвгдейка»
5
5
5
5
5
«Наши любимые животные»
4
3
4
5
4
Культура
«Сказки с оркестром»
4
4
3
5
4
«Удивительные животные»
5
5
5
5
5
Школьник
Воскресный мультсериал,
5
4
3
4
4
Подростки
Название передачи
Актуальность поданной информации, ее полезность и своевременность
наличие обучающих, воспитывающих, духовно-эстетических составляющих программы
прямое или косвенное, (но реальное) отражение школьной жизни, ее проблем
Развитие кругозора зрителя
Общий балл
РТР
«Диалоги о животных»
5
4
2
5
4
«Сам себе режиссер»
4
4
3
5
4
СТС
«Самый умный»
5
5
5
5
5
ТНТ
«Приключения Джимми Нейтрона — мальчика-гения»
5
5
5
5
5
22
«В мире
животных»
4
5
3
4
4
Классика отечественной анимации
5
5
5
5
5
Домашний
«В мире животных с Николаем Дроздовым»
5
5
5
5
5
ТВ 3
к/ф «Гостья из будущего»
5
5
5
5
5
«Портал юрского периода»
3
4
4
5
4
Звезда
«История покорения воздуха человеком»
5
5
5
5
5
«Внутри космической станции»
5
5
3
4
4
«В поисках затонувших кораблей»
4
3
4
5
4
ТВЦентр
«Подводная одиссея команды Кусто»
4
3
3
5
4
«Православная энциклопедия»
5
5
5
5
5
«Сто вопросов взрослому»
5
5
5
5
5
«Наши любимые животные»
4
4
5
3
4
Культура
к/ф «Достояние республики»
3
5
3
4
4
«Живое дерево ремесел»
5
5
5
5
5
«Сказки с оркестром»
4
5
3
4
4
«Удивительные животные»
5
5
5
5
5
Школьник
«Воскресный мультсериал»
3
4
4
4
3,45
«Путешествия»
3
4
4
5
4
«Телевикторина»
5
5
5
5
5
Старшеклассники
Название
актуальность
наличие
наличие
постановка
Об-
передачи
поданной информации, ее полезность и своевременность
обучающих, воспитываю-щих, духовно-эстетических составляющих программы
информа-ционного, образовательного, духовного, эстетического теле-материала.
конкретных задач и предложе-ние способов их решения
щий балл
РТР
Военная программа
4
3
3
5
4
«Сам себе режиссер»
5
4
4
5
4
НТВ
«Своя игра»
5
4
5
4
4
«Смотр»
4
4
4
4
4
«Авиаторы»
4
4
5
4
4
СТС
«Галилео»
5
5
5
5
5
«Самый умный»
5
5
5
5
5
«Кино в деталях»
4
5
5
3
4
ТНТ
«Танцы без правил»
4
3
5
4
4
РЕН ТВ
«Тайны индийских йогов»
4
3
4
3
3,5
«Япония: божества вод и гор»
4
4
4
3
3,7
Спорт
«Зарядка с чемпионом»
5
5
5
5
5
«Страна спортивная»
4
4
4
4
4
«Путь Дракона»
4
5
4
3
4
22
«Внимание, наука»
5
5
5
5
5
«Телекинокурс по химии»
5
5
5
5
5
ОРТ
«Умники и умницы»
5
5
5
5
5
КВН
4
4
4
3
3,7
«Служу Отчизне!»
4
4
4
4
4
«Слово пастыря»
5
5
5
5
5
Домашний
«Городское путешествие»
4
4
4
4
4
«Улицы мира»
4
4
4
3
3,7
ТВ 3
«Городские легенды»
4
4
4
4
4
«Затерянные миры»
4
3
4
3
3,5
Звезда
«История покорения воздуха человеком»
5
5
5
5
5
«Русский характер»
5
5
5
5
5
«Служу России!»
5
5
3
3
4
ТВ Центр
«История государства Российского»
5
5
5
5
5
«Сто вопросов взрослому»
5
5
4
3
4
«Фабрика мысли»
5
5
5
5
5
Культура
«Древнеримские технологии»
5
5
5
5
5
«Уроки русского»
5
5
5
5
5
«Плоды просвещения»
5
5
5
5
5
«Энциклопедия»
5
5
5
5
«Ступени цивилизации»
5
5
5
5
5
«Мировые сокровища культуры»
5
5
5
5
5
«Билет в Большой»
5
5
5
4
4,7
«Живое дерево ремесел»
5
5
5
5
5
«Культурная революция»
5
5
4
5
4,7
«Легенды мирового кино»
4
4
4
4
4
«Мировые сокровища культуры»
5
5
5
5
5
«Путешествия натуралиста»
5
5
5
5
5
«РОКовая ночь с Александром Скляром»
5
3
4
4
4
«Ступени цивилизации»
4
4
4
4
4
«Частная жизнь шедевра»
4
5
5
4
4,5
«Момент истины»
5
5
5
5
Школьник
«Москва на все времена»
5
5
5
5
5
«ЛевТолстой «Военные рассказы»
5
5
5
5
5
«Уроки малого предпренимательства»
5
5
5
5
5
«Природоохранная деятельность человека»
5
5
5
5
5
«Музыка в камне»
5
5
5
5
5
Информатика
5
5
5
5
5
«Субъекты политики»
5
5
5
5
5
«Мятеж реформаторов
(декабристы)»
5
5
5
5
5
Из приведенных таблиц видно, что достаточно разнообразный и интересный телевизионный материал представлен с точки зрения возрастных особенностей детей очень неравномерно. Обращает на себя внимание явная недостаточность качественных передач для детей младшего школьного возраста. Это почти исключительно мультипликационные фильмы и очень ограниченное количество познавательных передач.
Программы для подростков более разнообразны, но в них явно недостает программ, связанных с искусством.
Выводы
Даже предварительный анализ телевизионного контекста показал, что телевизионный видео и аудио материал может широко использоваться в школе. Такие каналы как Бибигон, Школьник, Звезда и Культура имеют и транслируют богатейший материал по ряду учебных предметов: по истории, экономике, географии, мировой художественной культуре и, что особенно важно, точным наукам. Многие телеканалы, как показало исследование, имеют медиаматериал, раскрывающий и доказывающий многие физические и химические явления, которые можно наблюдать как в природных, так и в лабораторных, студийных, условиях.
Ряд телеканалов транслируют математические и филологические телевикторины. Предлагаемый видеоматериал может широко использоваться не только в процессе школьного образования, но и путем самостоятельного просмотра дома. Он может быть средством педагогического воздействия на личность ученика, дополнительным, сопутствующим материалом презентации, доклада или урока в целом.
Наша первостепенная задача состояла в том, что бы убедить, показать и доказать, что современная линейка телевещания может, и должна быть полезным, познавательным и образовательным информационным ресурсом, иметь духовный, нравственный, эстетический отклик в сознании как детей так и взрослых, быть актуальной и своевременной для всех сфер жизнедеятельности.
Таким образом, неверно было бы оценивать современное телевидение только как безнравственное, развращающее, утопическое и безответственное информационное порождение цивилизации. С появлением интернета аудиовизуальной информации стало
так много, что как никогда увеличился спрос на грамотного, ответственного зрителя, обладающего избирательным вниманием, конкретностью суждений, способностью чѐтко сформулировать вопрос и знать места возможных поисков ответа.
Можно с уверенностью сказать, что человек, обладая подобного рода качествами, без труда определит необходимый круг телеканалов, отражающих позитивный и объективный статус его собственных предпочтений. Что касается детей, а особенно дошкольного и младшего школьного возраста, здесь всѐ зависит от взрослых, учителей, старшеклассников, которые в школах показывают пример, и, конечно, от родителей.
Нужно отметить, что на данном этапе развития медиапедогогики разработаны и продолжаются разрабатываться программы по воспитанию грамотного зрителя в условиях телевизионной индустрии. Исследования таких ведущих специалистов в медиаобразовании, как Ю.Н. Усов, Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Г.Ю. Франко, А.В. Фѐдоров уже много лет направлены на изучение педагогического, творческого и духовно-нравственного потенциала экранных искусств.
К сожалению необходимо признать, что на современном этапе развития педагогики медиаобразование ещѐ не нашло своего места в системе общего обязательного образования. Растущий спрос на педагогические технологии формирования грамотного зрителя всѐ более выявляет необходимость таких дисциплин, как кино- и видообразование, причем в системе обязательного, общего образования.
Очень жаль, но подготовка современных педагогов не включает медиаобразования как необходимой для современного учителя дисциплины. Языком медиа свободно оперирует лишь малая часть учителей, имеющих прямую, непосредственную, исследовательскую направленность в этой сфере педагогической деятельности. Современному учителю очень тяжело находить время для саморазвития в этом направлении. Обычно это свободное, личное время, которое затрачивается на то, чтобы анализировать телепрограммы, на поиски тематически подходящих программ, дополнительного аудиовизуального медиатекста по той или иной теме урока в кино: художественном, документальном, научном, а ведь это всѐ может весьма облегчить подачу школьного материала ученикам, сделать его интереснее, привлекательнее, нагляднее, и соответственно сделать материал урока более доходчивым и запоминающимся. Всѐ в ваших руках, дерзайте!