ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ

Боякова Екатерина Вячеславовна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

 

Аннотация: 
Актуальность обусловлена необходимостью переосмысления в современных условиях роли музыкальной игры в образовательном процессе. Цель статьи – описание взглядов специалистов, обосновывающих особенности и условия использования музыкальной игры в педагогическом процессе детского сада. Приведен сравнительный анализ взглядов исследователей XIX–XXI вв. (Е.Н. Водовозова, А.С. Симонович, Н.Н. Доломанова, А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина и др.) В статье сформулированы воспитательные возможности и педагогические условия организации музыкальной игры. Показано, что для развития в музыкальной игре музыкальности детей важно отражение и творческая интерпретация музыкального образа, использование высокохудожественного репертуара, взаимодополнение специальных и общепедагогических условий. Делается вывод, что воспитательный потенциал музыкальной игры включает: формирование умения взаимодействия с коллективом, общения, развитие индивидуальности, музыкальности, эстетического сознания.

Музыкальная игра – одна из основных составляющих музыкального воспитания дошкольников. В истории становления методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста ей придавали функции развлечения, развития, воспитания. Она присутствует в описаниях музыкальной деятельности детских садов с момента их появления в России, занимая место в разделах музыкально-ритмических движений, затем музыкального творчества, а в последней четверти XX в. – в разделе «Слушание музыки».

На современном этапе игра становится фактором, способствующим решению проблем воспитания, развития, обучения, социализации, культурного становления подрастающего поколения [1]. Игра создает условия для индивидуализации образовательного процесса [5; 6]. Существовавшие ранее и наличествующие в настоящее время взгляды на музыкальную игру, ее структуру, содержание, функции имеют беспрекословную точку схождения мнений: необходимость создания условий в учреждениях образования и семье для ее возникновения и развития. Становление методики музыкальной игры прошло четыре этапа: пропедевтический (Е.Н. Водовозова, А.С. Симонович), практического поиска (Т.А. Вилькорейская, Н.Н. Доломанова, В.Н. Шацкая), научного обоснования (Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман), развития теории и практики (И.В. Груздова, В.В. Комлева, О.П. Радынова и пр.). Временные характеристики этапов соотносятся с деятельностью основных разработчиков проблемы музыкальной игры.

Первое педагогическое описание музыкальных игр с детьми дошкольного возраста сделала Е.Н. Водовозова. Обсуждая игры с пением, придуманные Ф. Фребелем, она удивлялась использованию в российских детских садах текстов на немецком языке или их некачественному переводу. Е.Н. Водовозова предложила использовать русские народные песни, подбирая их к теме игры или сочиняя к ним новые слова в народном стиле [7, с. 56]. Ее книга иллюстрирована нотными примерами детских песен и игр, обработанных А.И. Рубцом.

В российских детских садах, созданных по немецкому образцу, пение использовалось как сопровождение перехода от одной деятельности к другой. В системе Ф. Фребеля пение сопровождало подвижные игры, содержанием которых являлось подражание действиям охотников, ремесленников, животных [18, с. 32]. А.С. Симонович критиковала такой подход за отсутствие «объективного содержания». В каждую игру с пением она предлагала вносить изменения по желанию детей, например, сочинять новые куплеты, изменять некоторых персонажей, таким способом поддерживая интерес к игре. Она привела примеры приемов, используемых педагогами: демонстрация всех движений-действий воспитателем, избегание принуждения детей к подражанию, дозволение ребенку всматриваться, вслушиваться в игру, включаясь в нее по желанию. Предложенные ею темы посвящены деятельности людей, природе, народным играм. Характер действий в подвижных играх, в том числе с пением, А.Я. Симонович представляла безэмоциональным, так как ребенок ничего не выражает, а только изображает действие. Она сделала вывод, что подвижные игры должны заимствовать сюжеты из жизни человека и природы [18]. Уже в первом издании книги (1874), приводились ноты игр с пением.

Источником «незаинтересованной радости» называла игру Н.Н. Доломанова. «Игра является воспроизведением жизни реальной, музыка же – сколок жизни в идеале» [9, с. 6)]. Материал для игры ребенок черпает из окружающей среды. Игры будут интересными, если интересна жизнь ребенка. При наличии «художественных наклонностей» творческая фантазия ребенка перерабатывает материал «во что-нибудь более красивое», а «некрасивая среда порождает некрасивые игры». Она рекомендовала для игр с пением или под музыку выбирать высокохудожественные произведения: «Пусть ребенок в игре своей будет жить красивой жизнью, тогда с младенчества в нем заложится привычка и потребность к красоте, отвлекающей от будничных переживаний: ссор, обид, зависти, злобы и всего, что портит жизнь» [9, с. 7–8]. Воспитывать в музыкальной игре надо начинать как можно раньше, побуждать проявление эстетических чувств, создавать «красивую музыкальную атмосферу» [9, с. 13]. Условиями проведения музыкальных игр называла: активное переживание музыки в игре, жестах, мимике; подбор высокохудожественной музыки; создание условий для проявления эстетических чувств и художественного вкуса [9]. Таким образом, из уст Н.Н. Долмановой прозвучали слова о важности для развития ребенка той музыкальной среды, в которой он растет.

Сущность игрового движения раскрыли музыканты-методисты Т.А. Вилькорейская и Е.М. Кершнер. Ими впервые дано определение музыкального игрового движения, которое «есть, в сущности, обычная детская игра, но исходящая из непосредственной реакции на музыку, импульсируемая ею и организованная на музыкальной основе» [4, с. 54]. Обычная игра развивается «по смыслу», а музыкальная еще и в зависимости от содержания музыки. Игровое движение может точно передавать ритм или динамику, а может отображать программное содержание инструментального или вокального произведения. При проведении музыкальных игр надо учитывать возраст детей, поддерживать творческую инициативу. Должна прослеживаться связь музыкальной игры с общей педагогической работой учреждения (что, собственно, диктовалось государственными документами (программой)). Музыкальные задачи усложнять в зависимости от развитости музыкального восприятия детей и двигательных навыков, начиная играть только после многократного прослушивания и обсуждения произведения. Методисты подчеркивали значимость музыкальной игры для воспитания коллективизма, социальных навыков (распределять роли, воспринимать критику, вести себя просто и независимо, одновременно подчиняясь коллективу), общения, и, конечно же, для развития музыкальности [4].

Первое наиболее значительное для теории и практики музыкального воспитания дошкольников научное исследование игры провела А.В. Кенеман. В 1941 г. в книге, изданной по запросам педагогов Центральным домом художественного воспитания детей, А.В. Кенеман подготовила рекомендации по проведению музыкальных игр в помощь воспитателям младших возрастных групп. Она писала, что дети любят игры с пением, если песня доступна и понятна по содержанию, а слова «подсказывают» движения. Дала рекомендации по методике работы с играми, назвав их сюжетно-творческими: 1)  знакомить с игрой, рассказывая о ней, об игровых персонажах, их характерах; 2)  слушать музыку (неоднократно), понимать ее характер и связь его с содержанием образов; 3)  наблюдать за детьми во время игры, тактично помогать каждому ребенку в творческом воплощении игрового образа и поддерживать «инициативу в движениях» [19, с. 56]. У детей должен сформироваться правдивый образ, который выразится в движениях и, возможно, побудит к творчеству. В случае возникновения затруднений, можно повторно кратко объяснить характерные черты персонажей и продумать показ воспитателем некоторых движений. Обращает внимание на отрицательное влияние стандартных движений на развитие творчества. А.В. Кенеман называет второй вид музыкальных игр – бессюжетные, с главенствующей ролью музыки, с которой дети соотносят свои движения [19]. Продолжая исследование, она расширяет возрастные границы использования сюжетной музыкальной игры для всех дошкольных возрастов, следуя направлениям современного ей педагогического и эстетического знания, определяет задачу: «эмоциональное углубление образов окружающего мира» [12, с. 21]. Отмечает, что именно сюжетные музыкальные игры способствуют решению задач музыкального воспитания. Сюжетная игра проводится не только с пением, но и с использованием программной музыки [11].

Значимой вехой в развитии теории и практики музыкальной игры стала диссертация А.В. Кенеман (1955). Ею выявлена специфика музыкальной игры, связанная, прежде всего, с активным слушанием и развитием музыкальных и творческих способностей в движении под музыку. А.В. Кенеман рассматривала музыкальную игру «как художественное музыкальное произведение для детей в единстве ее содержания и формы» [10, с. 8]. Такое понимание детской музыкальной игры вносит эстетическую составляющую в этот вид деятельности, поднимая его с обыденно-повседневного на художественный уровень.

А.В. Кенеман разработала положения, не потерявшие актуальности: отражение в игре музыкального образа и его творческая интерпретация, развитие творческой активности и творческих способностей. Предложила систему усложняющихся заданий: от варьирования знакомых к введению новых музыкальных игр. Внесение изменений в знакомый музыкально-игровой материал, сюжет и образы игры позволяет развивать ребенка. Впервые она вводит игру-спектакль, как «переход от игры “для себя” к игре для зрителей». В структуру творческой интерпретации музыкально-игровых образов включены общее для всех детей овладение передачей характера музыки с помощью движений и своеобразно индивидуальная творческая интерпретация образа отдельным ребенком в соответствии с его возможностями [10].

А.В. Кенеман рассматривала воспитательное значение музыкальной игры, воспитывающей интерес к музыке, творческую активность, развивающей сосредоточенность слухового внимания, восприятие, музыкальные способности. Она писала: «В игре можно легко предъявить и понятно объяснить детям определенные музыкальные требования, связанные с действиями игровых образов или с интересными игровыми заданиями» [11, с. 25]. При передаче музыкально-игровых образов дети проявляют сознательное отношение к качеству движений, их согласованности с характером музыкального произведения. Предложила некоторые приемы руководства, актуальные и для современного образования: создание ситуации успешности выполнения творческих заданий; обучение движениям, которые могут встречаться в музыкальных играх; увеличение разнообразия образов, предлагаемых детям для воплощения; расширение опыта детей, активизация эмоционально-чувственной сферы, воображения и мышления [11].

А.В. Кенеман отмечала роль Института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР (ныне – Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования) в развитии теории и практики музыкальной игры, в первую очередь, его деятельность по обобщению и публикации передового педагогического опыта музыкальных руководителей, представляемого на научно-практических конференциях и педагогических чтениях [10].

Интересные практические рекомендации по участию детей в музыкальных играх-сказках дает В.К. Колосова – музыкальный руководитель и автор игровых «сказочных» сценариев праздников для дошкольников. Она отмечала, что особенно хороши для работы сказки со стихотворным текстом, т.к. чтение стихов в игре приобретает образную интонационность, произнесение стихов в игровом движении улучшает качество движения, придавая ему эмоциональность и выразительность. Предложила не ознакамливать со всей музыкальной сказкой на одном занятии, а вводить литературно-музыкальные образы постепенно, поддерживая любопытство, интригу, в тоже время, не перегружая возможности детского восприятия, используя оптимальный объем разучиваемого материала. Закономерный итог игровых занятий – организация музыкальной игры в самостоятельной деятельности [13].

Систематизацию творческих проявлений, связанных с игрой и музыкальным развитием, провела Н.А. Ветлугина. В своем основном труде она доказала, что музыкальное творчество детей дошкольного возраста развивается в нескольких направлениях. Подробно в педагогическом эксперименте доказаны песенное и музыкально-игровое (хороводы, танцы, инсценировки) творчество. Предложены этапы развития музыкального творчества детей, система усложнения заданий, средства воплощения, показатели творческих проявлений детей [2]. Впервые была разработана проблема развития в игре музыкальных способностей детей. Среди педагогических условий, способствующих их развитию названы: необходимость целостного восприятия, сочетаемого с анализом музыки; взаимосвязь музыки и движения; взаимодействие в цепочке исполнение музыки – показ движений – слово педагога (опора на слуховые и зрительные впечатления); создание условий для возникновения у ребенка эмоциональной отзывчивости на музыку и игру; осознанность музыкальной деятельности [3]. Н.А. Ветлугиной даны подробные рекомендации для организации занятий, самостоятельной деятельности, насыщения предметно-развивающей среды, способствующих развитию музыкальных способностей и воспитанию у детей интереса к музыке, начал музыкального вкуса, эстетического отношения.

Музыкальная игра как неотъемлемая часть музыкального воспитания дошкольников разрабатывалась в трудах С.Д. Рудневой, Н.А. Метлова [15; 17] и других. Среди современных исследователей методику проведения театрализованных музыкальных игр-путешествий создала В.В. Комлева [14]. Основные положения современной теории музыкальной игры в рамках научной школы Н.А. Ветлугиной разрабатывают И.В. Груздова [8] и О.П. Радынова [16].

Изучение воспитательного потенциала музыкальной игры и условий, которые должны создаваться для ее присутствия в деятельности детей показало, что игра под музыку (или игра с музыкальным содержанием) имеет аналогичные другим играм воспитательные возможности. Музыкальная игра развивает коллективизм, продуктивное общение, нравственные качества и прочее. Ее преимущество – насыщенная эмоциональность, нацеленность на развитие специальных музыкальных способностей, эстетического отношения, вкуса, интереса. Взаимосвязь музыки, слова, пения, движения и театрализации воплощения игровых образов создает благоприятные условия для воспитания и развития детей. Оптимальными условиями являются: создание эстетической воспитывающей среды, высокохудожественный музыкальный репертуар, привлечение других видов искусств (интеграция искусств), создание условий для развития инициативы и самостоятельного музыкального творчества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.         Акишина, Е.М. Современные тенденции художественного образования как ответ социокультурным вызовам / Е.М. Акишина // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1(86). – С. 29–32.

2.         Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968.

3.         Ветлугина, Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н.А. Ветлугина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

4.         Вилькорейская, Т.А. Музыка у дошкольников / Т.А. Вилькорейская, Е.М. Кершнер. – М.: Гос. муз. изд-во, 1931.

5.         Виноградова, А.Н. Представления воспитателей детских садов о проектировании индивидуального образовательного маршрута детей на основе интеграции искусств / А.Н. Виноградова // Педагогика искусства. – 2019. – № 2. – С. 15–20.

6.         Виноградова, А.Н., Боякова, Е.В. Модель совершенствования умений педагогов дошкольного образования в проектировании индивидуального образовательного маршрута / А.Н. Виноградова, Е.В. Боякова // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 1. – С. 53-61.

7.         Водовозова, Е.Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста / Е.Н. Водовозова. – СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1871.

8.         Груздова, И.В. Музыкальная игра как источник формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников / И.В. Груздова // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 3. – С. 202–111.

9.         Доломанова, Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду / Н.Н. Доломанова. – Пг.: Изд-во «Мысль», 1923.

10.       Кенеман, А.В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Кенеман. – М., 1955.

11.       Кенеман, А.В. Музыкальные игры / А.В. Кенеман // Дошкольное воспитание. – 1958. – № 7. – С. 24–28.

12.       Кенеман, А.В. Сюжетные музыкальные игры / А.В. Кенеман // Дошкольное воспитание. – 1950. – № 6. – С. 20–29.

13.       Колосова, В.К. Музыкальная игра-сказка / В.К. Колосова// Дошкольное воспитание. – 1958. – № 7. – С. 29–30.

14.       Комлева, В.В. Музыкальный театр как действенный метод художественного образования дошкольников и младших школьников / В.В. Комлева // Педагогика искусства. – 2017. – № 2. – С. 21-28. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komleva_21-28_.pdf. (дата обращения: 12.09.2021)

15.       Метлов, Н.А. Музыка – детям / Н.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985.

16.       Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – М.: Юрайт, 2019.

17.       Руднева, С.Д. Игры и пляски в музыкальном воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 1958. – № 7. – С. 20–24.

18.       Симонович, А.С. Детский сад. Практическое руководство для детских садовниц / А.С. Симонович. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1907.

19.       Художественное воспитание малышей / Сост. М. Буш, А. Кенеман, Н. Карпинская. – М.: Б.и., 1941.