Воспитательный потенциал русской народной сказки в начальной школе (психолого-педагогические аспекты)

Михайлина Елена Владимировна

Аспирант Учреждения РАО «Институт художественного образования», руководитель отделения Российского университета дружбы народов

elena_mikhailina@bk.ru

Аннотация: 
Воспитательный потенциал русской народной сказки в начальной школе (психолого-педагогические аспекты)

Заявленная в названии тема воспитания детей младшего школьного возраста с использованием материалов русской народной сказки является весьма актуальной по нескольким причинам.
Во-первых, педагогика младшей школы сталкивается со сложной психолого-воспитательной проблемой «кризиса 7 лет», когда ребенок совершает сложный и психологически противоречивый путь от дошкольного к школьному возрасту. Трудности, возникающие на начальном этапе школьной жизни, весьма многообразны. Они включают в себя проблему адаптации ребенка к школе, смену игровой деятельности учебной, сложности вхождения в новый коллектив, изменение обязанностей младших школьников, увеличение доли личной ответственности за поступки и их результаты и др. Известный советский психолог Л. С. Выготский так охарактеризовал описываемый период в жизни ребенка: «Школьный возраст открывается переломным периодом, который раньше всех был описан в литературе как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется, становится труднее в воспитательном отношении, чем прежде» [3, c.197].
Во-вторых, актуальность обращения к теме диктуется социально-экономической ситуацией, сложившейся в современной России, проявляющейся в кризисе семьи как социального института, в деградации и ослаблении механизмов духовно-нравственной регуляции общества, аномии, негативным образом влияющих на положение ребенка в обществе.
В этой связи нельзя игнорировать и относительно новую проблему для российского общества – вынужденную миграцию, следствием которой является
болезненная смена детьми жизненного пространства, состояние незащищенности и, как результат, острая необходимость в создании механизмов адаптации мигрантов к новой культурной среде (инкультурации). В этой ситуации, с одной стороны, приезжающим детям необходимо как можно быстрее адаптироваться в новых условиях, а зачастую «с нуля» в ускоренном режиме выучить новый язык, с другой стороны, другим детям, обучающимся с ними в одном классе, надо привить терпимое отношение к людям другой национальности. В этой связи проблема формирования толерантности становится и важнейшей воспитательной задачей.
Таким образом, обозначенная проблема имеет комплексный характер. Исходя из вышесказанного проблема психолого-педагогического анализа может быть определена в следующих аспектах: каким образом средствами сказки, как одного из важнейших элементов народной культуры, можно разрешить обозначенные выше педагогические проблемы. Важно также выявить условия продуктивной воспитательной деятельности педагога при его опоре на «педагогику сказки». В этой связи постараемся очертить психолого-методические и педагогические контуры и допущения применения сказки в воспитательном процессе. Для достижения этой задачи, по меньшей мере, необходимо уяснить место сказки как воспитательного средства в педагогической практике.
Представляется необходимым заметить, что использование сказки в учебно-воспитательном процессе эффективно, если
- в образовательном пространстве создаются благоприятные условия для развития и общения младших школьников, освоения ими в наиболее естественной и комфортной для них форме способов продуктивного взаимодействия в коллективе, формирования толерантности, усвоения детьми младшего школьного возраста культурных норм и ценностей современного общества;
- в процессе воспитания используются элементы народной педагогики, которая в соотношении с психодраматическим подходом и сказкотерапией позволит реализовывать, помимо воспитательной, еще и коррекционно-развивающую функцию;
- процесс воспитания проходит с учетом возрастных особенностей младших школьников. Приоритетными направлениями работы считаются развитие навыков сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности, стимулирование творческой активности детей, формирование чувства эмпатии, приобретение навыков преодоления стрессовых и конфликтных ситуаций.
Выбор именно русской сказки как средства решения данного комплекса проблем представляется вполне обоснованным, поскольку использование русской сказки в современном воспитательном процессе носит фрагментарный (во внеурочной
деятельности) и спорадический характер, отсутствует методика системного ее применения.
Вышесказанное позволяет заключить, что педагогический потенциал русской народной сказки не до конца изучен современной педагогической наукой, а использование ее в педагогической практике носит несистематический характер.
Поскольку целью данной статьи является рассмотрение педагогического потенциала русской народной сказки в воспитании младших школьников, то представляется целесообразным вкратце оценить вклад педагогической науки в оценке педагогических возможностей сказки как воспитательного средства.
Безусловно, педагогическая мысль обращалась к исследованию данной проблемы. О необходимости использования сказочного материала в процессе воспитания детей младшего школьного возраста говорили как великие педагоги прошлого – Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, – так и наши современники – Г. Н. Волков. К сожалению, целостная «педагогика сказки» так и не была создана. Педагоги прошлого отмечали важную воспитательную роль сказки, но специально этой проблемой не занимались.
В контексте исследования представленной проблемы интересна и значима оценка ее культурно-воспитательных функций, поскольку вопросы воспитания последующих поколений решались на протяжении всего существования человечества.
На протяжении истории первобытного общества процесс воспитания состоял в передаче навыков хозяйственной деятельности, в научении способам сохранить жизнь себе и своим соплеменникам. В это же время начинают зарождаться первые представления человека о могущественных силах природы, которые находят свое отражение в мифах и преданиях, передаваемых из уст в уста. В этих первых попытках человека передать накопленный опыт последующим поколениям отразилась и система взаимоотношений людей между собой в племени, возрастная иерархия, зачатки морали.
По мере развития человечества представления о природе, ее влияние на жизнь человека меняются, расширяется сфера деятельности человека. Накопление и усложнение социального опыта отражается в устном народном творчестве.
С появлением письменности произведения фольклора кодируются в знаковые системы и становятся уже произведениями письменной культуры.
По мере развития общества и непрерывной дифференциации культурной жизни ее усложнения в условиях становления цивилизации формируются различные субкультуры: появляется культура духовной и политической элиты, высокая культура и культура народная, выражающая ценностный мир большинства населения.
В условиях культурного прогресса менялись и доступные воспитательные средства. Средневековый простолюдин – горожанин или крестьянин Древней Руси, – не имея надлежащего образования, передавал своим детям как навыки трудовой деятельности, так и секреты своего ремесла. Научал он их в народной эпической культуре, аккумулировавшей опыт прошлых поколений.
Так постепенно народные предания становились настоящими сборниками правил и норм поведения. Причем творец этих произведений – народ – облекал их в простую и доходчивую форму, одновременно расцвечивая свои рассказы различными небылицами и необычайными подробностями, цель которых была не только развлекательная, но и иллюстративная. На ярких, запоминающихся примерах слушателю демонстрировалось, что хорошо, что плохо, как приемлемо себя вести, какие качества ценятся в народе больше всего, а какие народ не приемлет. Так постепенно формировался нравственный мир народа.
Сказка, как повествовательная структура в культуре, выступая как универсальное культурное опосредствование категории времени, как присущее культуре одно из средств ее освоения, как одна из форм культурной коммуникации, была тесным образом связана с мифом и мифологическим сознанием. В. Я. Пропп показал, что «сказка сохранила следы исчезнувших форм социальной жизни» [6, с.118], внутри которых и скрыты ее мотивы. «Сказка, хотя и несводима к религии, но тесно с ней связана. Уже давно замечено, что сказка имеет какую-то связь с областью культов, с религией. Отражение это может быть двояким: оно может быть познавательным и выливаться в догматах или учениях, оно манифестируется в способах объяснения мира или оно может быть волевым и выливаться в актах или действиях, имеющих целью воздействовать на природу и подчинить ее себе» [Там же, с.119].
Таким образом, сказка, опираясь на различные элементы культуры, отражала многовековую мудрость народа, ненавязчиво, поэтично, простым языком передавая свои принципы и идеалы последующим поколениям.
Подобная практика воспитания является наиболее естественной и потому быстро и точно достигает цели – воспитания нравственного человека. Помимо этого, сказки – это уникальный инструмент для развития творческого потенциала ребенка. Они благодаря своему поэтичному языку, ярко расцвеченному всякого рода метафорами и волшебством, позволяют ребенку попасть в бескрайний мир фантазии и начать творить в нем. А взрослым такое творчество ребенка, свободное от каких-либо внутренних и внешних ограничений, предоставляет широчайшие возможности для коррекционной и развивающей работы. Сказка тем, хороша, что ребенок воспринимает ее по-особому. Не
надо забывать о том, важном факте, что рассказы, сказки когда-то давно создавались в первую очередь для развлечения, и в основном детей. Поэтому традиции и каноны сказкосложения несут в себе особый отпечаток тех времен.
Сама структура сказки, канва ее, смена событий в ней – это не случайная последовательность, это четко выверенная веками и поколениями схема, позволяющая наиболее эффективно завладеть вниманием слушателя, как можно глубже вовлечь его в событийный ряд, сделать фактически соучастником событий. Метафорический язык сказки делает ее яркой, давая простор детскому воображению. Мудрый создатель сказок – народ – интуитивно вычислил эту особенность детского восприятия, и учел ее при создании своих произведений. Именно поэтому сказка так близка маленьким слушателям, они воспринимают ее легко, без особых усилий, этот процесс является для них естественным, можно даже сказать необходимым. Это наиболее комфортный для детей способ знакомства и изучения моральных норм и принципов, культурных традиций своего народа. Помимо этого, сказка в легкой и увлекательной манере знакомит детей с разнообразием культур других народов. Даже какие-то на первый взгляд непонятные для маленьких представителей одного народа культурные традиции другого народа очень легко понимаются младшими школьниками при знакомстве с его сказками.
Сказка пластична, ее можно использовать в различных мероприятиях, направленных на развитие творческого потенциала детей; так, постановка сказки в целом или ее какой-то части, развивает память ребенка, позволяет ему еще глубже прочувствовать драматизм описываемых событий, внести свое личное понимание в исполнение той или иной роли, т. е. творчески осмыслить и выработать собственную оценку событий и персонажей. Развитие творческого потенциала младшего школьника происходит путем вовлечения его в процесс игры, творческого осмысления роли, привнесения в ее исполнение своей авторской точки зрения. То же самое можно сказать о лепке, рисовании героев сказки. А додумывание, придумывание, дорассказывание уже известных сказок развивает фантазию детей, дает им возможность таким способом проявить свое собственное понимание добра и зла, борьбы между ними, нравственности и морали. Кроме этого, такие творческие задания дают возможность младшим школьникам безболезненно и самым что ни на есть естественным способом отреагировать существующие проблемы, даже решить их, разобраться в сложных отношениях, возникающих в процессе общения со сверстниками, педагогами и родителями.
Таким образом, работа со сказкой открывает широчайший мир возможностей для младших школьников, педагогов и родителей. Можно смело сказать, что «сказочная
методика» несет в себе разнообразный арсенал педагогических средств и приемов, которого подчас недостает в современной школе.
К сожалению, сегодня педагогический потенциал сказки в школе используется мало. И даже когда педагоги пытаются включить работу со сказкой в свой арсенал, к сожалению, приходится констатировать, что подход их остается таким же, как десятки лет назад. По-прежнему звучат сухие вопросы: «А как зовут главного героя?», «А куда он отправился?» и тому подобное при последующем обсуждении сказки. Такие вопросы, как отмечала Л. И. Беленькая в своей книге «Ребѐнок и книга: о читателе восьми-девяти лет» еще в 1960-х гг., никак не способствуют творческому развитию ребенка – более того, они «убивают» живой, неподдельный интерес ребенка к этим произведениям.
Обозначенный формальный подход к сказке как средству воспитания в лучшем случае может способствовать только хорошему запоминанию самой сюжетной линии, но никак не творческой личностной обработке сказочной информации, осмыслению и пониманию того, что хотел сказать этим произведением его создатель – народ.
Такой подход оказывается губительным и для самих педагогов, которые зачастую не понимают уникального характера воспитательного инструмента, оказавшегося в их руках.
Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости, отфильтрованной и тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесенной им через века, выверенной до последнего слова. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведет юного читателя или слушателя, актера или зрителя за собой, уча при этом, добру, стойкости, правде, дружбе, показывая при этом насколько уродливы зло, предательство, жадность. Сказка противопоставляет эти понятия друг другу явно, без каких-либо полутонов, а это особенно важно, учитывая особенности восприятия младших школьников. В этом возрасте они уже способны воспринимать достаточно большой объем информации, но он должен быть ярким, акцентированным, удобным для запоминания и осмысления. В этом смысле сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она настолько специфична именно для детского восприятия, что педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.
Сказка незаменима при объяснении сложных нюансов человеческих взаимоотношений, она просто и красочно объясняет самые сложные вещи, и важно, что дети запоминают такое объяснение, усваивая его прочно и навсегда.
В руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка – культурный жанр, впитавший в себя мифологические, этические, религиозные представления определенной
эпохи; уникальная метафоричность языка делает ее незаменимой в воспитательном процессе.
Литература
1. Беленькая Л.И. Ребѐнок и книга: о читателе восьми-девяти лет / Беленькая Л.И. Я вхожу в мир искусств. М.: ВЦХТ), 2005. 144 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 стр.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. CПб.: Союз, 1997. 226 с.
4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. http://az.lib.ru
5. Ушинский К.Д. Сказки и рассказы. http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/
6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ордена Ленина ун-та, 1946. 340 с.
7. Толстой Л.Н. Правила для педагогических курсов и заметки на тему народного образования. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0630.shtml
8. Элиаде М. Аспекты мифа. http://az.lib.ru
9. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, СП ИВО-СиД, 1991.