ВОСПРИЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕАТРУ

КОМЛЕВА ВЕРОНИКА ВИКТОРОВНА

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской Академии Образования, г. Москва

Аннотация: 
Театрализация помогает сделать занятия интегрированными и воздействовать на все органы чувств дошкольника в восприятии обучающего материала. Театрализация является связующим звеном между современным искусством и искусством прошлого выступает главным иллюстративным материалом в работе с дошкольниками. Не секрет, что искусство должно предлагаться детям в возможной полноте диапазона его истории, устремления в будущее и факторов общечеловеческого культурного богатства. Театральная ситуация на занятии поможет воплотить педагогу, почувствовать дошкольникам и решить социальные, художественные, образовательные задачи, а значит освоить жизнь и пополнить свои мироощущения и создать для себя собственную картину мира. Такое арт-общение со взрослыми, педагогами и родителями, сверстниками и старшими детьми делает дошкольника более значимым, поднимет его авторитет, что в среднем дошкольном возрасте является необходимым. Ребёнок выступает как полноправный субъект по обмену знаниями, как творец, который образно показывает и рассказывает то, о чём узнал он сам. Он эмоционально и физически не устает от сбора, переработки и накопления этой информации, потому что все это происходит в игровой, театрализованной, художественной, музыкальной, ритмически двигательной форме. Это образно-креативный язык общения, построенный на культурно-эстетической платформе общения между дошкольником-ребенком и педагогом- взрослым.

Театрализация помогает сделать занятия интегрированными и воздействовать на
все органы чувств дошкольника в восприятии обучающего материала. Театрализация
является связующим звеном между современным искусством и искусством прошлого,
выступает главным иллюстративным материалом в работе с дошкольниками.
Не секрет, что искусство должно предлагаться детям в возможной полноте
диапазона его истории, устремлении в будущее и факторов общечеловеческого
культурного богатства.
Поэтому дошкольники должны стать свидетелями рождения живого звука, цвета,
формы, движения. Живое лучше любого вида копии или опосредованной демонстрации.
Занятие с применением театрализации это не молчаливый дисциплинированный
урок, а творческий процесс. Дети участвуют в живом формообразовании. Они рисуют,
клеят, извлекают звуки, двигаются в танце, разыгрывают сценки. Таким образом, они
развивают свои творческие возможности и проходят через разные художественные
процессы. В ходе занятий детьми используется весь спектр простых средств доступных
дошкольникам.
Для живого творческого процесса используются природные материалы: листья,
сухостой, лоза, сезаль, кора, камни, песок, глина; подручные материалы: коробки,
пенопласт, обёрточная бумага, тюль, армированная сетка, полиэтилен. Многие дети
приносят из дома содержимое «бабушкиного сундука»: лоскуты старой материи,
вышивки, бусы, кусочки меха и кожи.
Так создаются коллективные проекты, начатые как театральные иллюстрации и
продолженные при создании мини-опер и спектаклей. Здесь нет выделения какого-либо
одного вида искусств. Синтез искусств пространственных, временных, визуальных,
акустических помогают в развитии преобразовательной, познавательной,
коммуникативной деятельности дошкольника.
Перед ребёнком раскрывается эмоциональная и нравственная картина мира через
театрализованное движение, цвет, пространственные объекты, звуки музыки, танец,
поэтические формы.
Для ребёнка дошкольного возраста и педагога это рецепты психотерапии. О многих
подобных явлениях знали в глубокой древности, и в Греции, и в Египте, и в Китае.
Народные сказания и эпосы, народную музыку, декоративно-прикладное искусство
использовали в родовой педагогике. Искусство понятно ребёнку, в виде народных
игрушек, масок, национальных костюмов, песен и музыкальных инструментов.
Психолог Н.Н. Подъяков указал на значение наглядно-действенного и наглядно-
образного типов мышления ребёнка, настаивал на их незаменимости абстрактными
внутри-умственными действиями.
Ребёнок может выразить нам то, что он понял, пятью способами:
1) действиями (движения, мимика, жесты, танцы),
2) чувствами (подражание, диалогом),
3) понятиями (словами, знаками),
4) образами (зрительными, иллюстрирование),
5) символами (обобщённые знаки),
Это можно дополнить и ещё более развить и помочь ребёнку, чтобы он научился
выражать свои ощущения и мысли не только словами. Творческое иллюстрирование на
театральных занятиях помогает ребёнку эмоционально самовыражаться.
Понятие легче донести до ребёнка дошкольного возраста не в знаково-буквенной
форме слова, а в образном прочтении сущности передаваемого.
У ребёнка парадоксально-образное мышление — стремление к самовыражению,
тяга к актёрскому самопредставлению. Об этом писали Т. Н. Аксёнова, А. Г. Гогоберидзе,
Т. В. Доронова, М. А. Маханева Н. Ф. Сорокина.
Хоровое пение — самовыражение, рисунок — самовыражение, участие в
театрализации — самовыражение. Так ребёнок учится общаться со взрослыми и со
сверстниками и с миром и в этом испытывает потребность.
Ребёнок должен проявить себя, чтобы обратить на себя внимание. Это можно
сделать в различных эстетических формах проявления, например в театральных
иллюстрациях. Театрализация и игровой момент для дощкольника это парадоксально
свободный, а не только познавательный. Создание единой картины игры для ребёнка это
кислород, без которого он не может.
Во время участия в театрализациях у дошкольника вступают в действие различные
механизмы развития, которые открывают поле для собственной творческой деятельности
в процессе подготовки миниспектакля. Формирование такой важнейшей мотивации
обучения, как познавательный интерес — одна из основных задач педагогики. С
познавательным интересом связаны такие эмоциональные проявления, как удивление,
чувство ожидания нового, интеллектуальная радость, успеха, коллективное исследование
или подготовительный процесс, приносящий радость ребёнку.
Функциональное развитие ребёнка происходит при усвоении дошкольником или
субъектом отдельных умственных действий, приобретении возможности их выполнения в
новых сюжетах игры или продолжение в ранее запланированных. На основе внешней
игровой деятельности у ребёнка формируется внутренний план воображаемых
преобразований действительности. Участвующий в театрализациях не только приобретает
отдельные знания и умения, он проходит ступени стадиального развития, которое
определяется установкой новых отношений ребёнка с людьми. Далее формируются новые
мотивы поведения и ценностные ориентиры, которые заложены в основе различных
сюжетов театрализации. Народный фольклор и литературные сказки прошли
корректировку временем, но остались глубокой нравственной основой для
психологического, эмоционального, нравственного и социального развития ребёнка.
Играя, и заново проигрывая сюжет, дошкольник усваивает социальный опыт
многих поколений собранный в сказках, древних мифах и легендах.
Театральная ситуация на занятии поможет воплотить педагогу, почувствовать
дошкольникам и решить социальные, художественные, образовательные задачи, а значит
освоить жизнь и пополнить свои мироощущения и создать для себя собственную картину
мира.
Почему в дошкольном образовательном пространстве чаще всего используется
сказка, былина, миф, легенда. «Для мифа характерно то, что он представляет собою
нерасчленённое единство сознания». И это очень важное замечание Ф. Фребеля.
Миф отвечает на те вопросы, разрешение которых впоследствии взяла на себя
наука: вопросы о существе мира и силах в нём действующих. Формообразование мифа
очень близко к сказке, а стало быть понятно и увлекательно для ребёнка. Миф повествует
о Добре и Зле, о назначении человека как нравственной личности, о его должной линии
поведения. В мифе заключён кодекс правовых норм, а значит в образовательном поле он
может быть использован как социально образующий вектор. Миф говорит о месте
человека в мифе, в природе, о его отношении к Божеству, о способах богопочитания.
И всё это излагается не посредством понятий и отвлечённого рассуждения, а в виде
образов в художественном стихоизложении. На практике очень часто не просто
излагается, а совместно изображается хороводом, песней, закличкой. Миф заключает в
себе будущую культуру, которую он порождает. Это ещё преддверие культуры, культура
в образе природы.
Как указывает Ф. Фребель: «Миф как природа стихиен, и это не ответ на
сознательно поставленный вопрос, не продукт индивидуального творчества. Это
коллективное познание мира, существующее извечно, передаваясь из рода в род. Это
слияние в общем чувстве познания».
Миф, легенда становится в этом случае не только образным познанием традиций и
искусства, продолжением диалога культур, но и образовательным полем, комфортно
связывающим дошкольное и школьное образование.
Сегодня используется огромное количество дидактического материала и в
дошкольном образовании становится задача развития отдельных органов чувств, сочетая
их с моторными упражнениями. Обучение письму связано с обучением чтению, обучение
чтению с обучением геометрии, математика с обучением формообразованию и цвету,
лепка и рисование с наблюдением окружающей среды. Каждый педагог выстраивает свою
«цепь», занимается чем хочет, нет общей образовательной намеченной цели, кроме
поступления в школу.
Если у Фребеля детское учреждение это хор, основанный на согласии с педагогом и
с его решающим словом, то у Монтессори это группа детей, занятых каждый своим делом
по душе и наблюдающим за ними педагогом.
Используя идеализм Фребеля и ограниченность Монтессори, мы можем сделать
несколько выводов.
Всесторонне развитый ребёнок — это не тот, у которого развиты зрение, слух,
осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился к ценностям культуры, владеет
методом образного художественно-эстетического мышления, понимает искусство,
участвует в диалоге культур, чувствует своё социальное право.
«Формирование учебной деятельности происходит в ходе антропогенеза. Учебная
деятельность выступает как органическая составная часть процессов присвоения», об этом
пишет А.Н. Леонтьев.
Учение как приобретение условных рефлексов начинается на самых ранних этапах
жизни. Когда ребёнок начинает ходить, он начинает активно овладевать речью. С
овладением этой способности связан качественно новый период его учения, в который
при преобладании игры происходит нарастание вклада в учение речи. «Благодаря
игровому речевому общению со взрослым, учение ребёнка делает резкий скачок вперёд. В
игровом общении с родителями и другими окружающими его людьми ребёнок
приобретает новые знания и присваивает общественный опыт». Социализация внутри
детского коллектива приобретается тоже за счёт ролевой игры, а в народной педагогике за
счёт театрализации, народных гуляний.
Ноосферное образование — высвобождение высших творческих возможностей. Это
может быть применимо и в образовании дошкольников.
Real технология — технология биоадекватная природе человека.
Театральное занятие с дошкольниками можно поделить на активное внимание,
освоение и релаксацию.
1. Action — активное восприятие информации детьми во время занятий. С
использованием различных видов искусства. Использование игровых технологий.
2. Обучение на занятии это блок информации, получаемой дошкольниками или
погружение в миф, сказку. Может выступать как активное беоадекватное преподавание
детям в естественных условиях.
3. Релаксация тоже может стать полностью благоприятной для освоения
информации и образного прочувствования образовательного материала, так как проходит
в игровой форме.
Необходима смена активности, потому что не может ребёнок держать внимание
длительное время без релаксации.
Учёба в минигруппах, индивидуальная работа с ребёнком и в коллективе,
мобильный переход из группы в группу, для дошкольников это самое эффективное
распределение различных форм обучения, с дальнейшим тестированием по
психологической активности дошкольника и уровнем общего и творческого развития.
Переход из группы в группу для дошкольника это смена участия в игре.
Постоянное движение во время обучения — основа для получения знаний ребёнком.
На смену традиционным технологиям приходят новые более совершенные. Real
технология, используемая в образовании дошкольников подразумевает новую концепцию
образования, биоактивные методики, учебные пособия, различные способы вовлечения в
разные художественные сферы ребёнка, педагогического коллектива, родителей с целью
создания единых арт-проектов.
Всё вместе это помогает в формировании биоадекватного целостного мышления
дошкольника по воссозданию картины мира для ребёнка. Впоследствии осуществление
следующей задачи — необходимость научить дошкольника учиться, натренировать и
развить мозг ребёнка как любой другой орган (лобные доли головного мозга окончательно
формируются к 5-ти годам). Сформировать у дошкольника целостное мышление.
Под механизмом целостного мышления понимается система совокупного
функционирования методов логического и интуитивно-образного мышления. Предмет
познания, задачи познания, средства и решения подчинены этапам познания. Создание
для ребёнка биоадекватных этапов познания, вот что важно в дошкольном образовании
именно сейчас.
Ранее целью образования было получение суммы знаний — инкультурация
индивида. Это овладение нормами и образцами культуры общества. Сейчас ребёнок
должен пользоваться этими образцами, но этого недостаточно для полноценного
творческого развития. Эти задачи помогает решить ноосферное образование.
Ноосферное образование объединяет многие задачи.
1. Задача современного дошкольного образования — овладеть механизмом
целостного мышления как эффективным инструментом сознания дошкольника в познании
мира. Новое дошкольное образование должно открыть доступ к скрытым резервам
личности.
Сейчас в современном дошкольном образовании преобладают методы логического
мышления, а нужно формировать интуитивно-образное мышление, основанное на
творческой активности.
2. Научить ребёнка мыслить, научиться замечать свои мысли.
Необходимо опираться на следующие законы, используемые в биоадекватном
образовании:
1. Ассиметрии:
а) получение образа изучаемого явления;
б) логически расчленённый на части образ и полученная образная схема (образон).
2. Симметрии — это нагружение информацией мозга и тела (слух, зрение,
обоняние, осязание, вкус).
3. Полиформизма — это представление образа, артизображение образа,
прочувствование образа в театрализованной игре, который ведёт к синтезу и анализу
информации.
4. Изоморфизма (параллельность бытования смысла в разных уровнях
восприятия, осмысление дошкольником закономерности возникновения борьбы добра и
зла в сказках, древних мифах и легендах и других сюжетах).
5. Противоречивости — восприятие ребёнком сюжетной линии повествования.
Наличие противоречивости в восприятии темы с одной стороны, и возникновение образа
от рисунка по теме или музыкального произведения или исследования национального
костюма, бытовых традиций с другой стороны.
6. Неэволюционного сходства мифов и легенд и их сюжетов. Тематика
абсолютно разного происхождения у различных народов зарождения жизни.
7. Эволюционного сходства. Выявление общности в тематике мифов и легенд.
Это принцип ассоциативности человеческого восприятия эволюционно заложенный
родовой педагогикой и используется в биоадекватной методике.
Какие же биоадекватные методики могут быть использованы в дошкольном
образовании. Это методики, которые отвечают за:
1. Создание естественных для ребёнка условий, при которых оба полушария
мозга активизируются, и ни одна из них не остаётся без нагрузки. Правое (накопление
информации, творческая работа). Левое (логика, синтез, анализ). В обучение вовлечена
душа и тело ребёнка и подключены разнообразные центры удовольствия
(театрализованная игра, процесс творчества, легко воспринимаемый материал и сюжетная
линия, детского литературного или народного фольклорного произведения.
2. Методические приёмы работы, которые соответствуют этапам восприятия
информации: Репрезентация, активное восприятие информации, переработка
(осмысление) информации, представление информации в слове, архивирование
информации.
3. Аккомодация (согласие) между восприятием детского организма и его
чувствами.
При вовлечении ребёнка в театрализацию, в иллюстрирование, в игру учебного
процесса, он проходит 4 этапа получения информации:
I. Этап поиска (метод релаксации). Совместный поиск темы интересной детям.
Знакомство с сюжетной линией произведения.
Цель этапа — ввести новый материал на основе личного опыта и
заинтересованного выбора самого ребёнка, определить то, что ему интересно.
II. Символьный этап. Метод с использованием видового ряда, рисование
символа, образа; ассоциативное изображение информации. Выбор роли дошкольником,
проба образного экспромта.
Цель этого этапа — обсуждение информации с ребёнком и поиск образа главных
героев (метод активности).
III. Логический этап.
Цель этапа — слушание текста детьми, разбор конфликтной ситуации, что ведёт к
пониманию информации (метод релаксации).
IV. Этап ролевой игры. Основной этап театрализации – лингвистический,
включающий в себя словесные и бессловесные этюды ребёнка вместе с педагогом.
Цель этого этапа — осмысление текста миниспектакля (метод активности).
Образное прочувствование информации. Метод использования диалога в
театрализованной иллюстрации, с последующим коллективным обсуждением. Анализ
собственной роли, образа ребёнком, как чувственное восприятие информации.
Главное, чтобы от биоадекватного образования ребёнок получил удовольствие и
радость, которая будет отражением эффективности совместной работы,
сопровождающейся вдохновением, высшим уровнем радостного настроения.
В ходе театральных занятий происходит развитие эйдентизма, разновидности
образной памяти у детей, которая выражена в сохранении ярких образов после
прекращения их воздействия на органы чувств.
Эйдентизм хорошо развивается на основе ярких сюжетов сказок, мифов и легенд,
произведений народного фольклора. Это «чувствование» или проживание образов,
которое в свою очередь ведёт к эмпатийному развитию дошкольника.
Ноосферное образование дошкольников должно быть построено на основе
биоадекватных методик.
Одной из новых биоадекватных методик может быть методика театрализации
основанной на преподавании дошкольникам, где образовательное пространство строится
на основе театрализованного иллюстрирования.
После прохождения на занятии сенсорного, силевольного, логического и этапа
ролевой игры дошкольники участвуют в арт блок-тестах.
Ответы на блок-тесты помогают определить степень усвоения материала и
тематику театрализованных иллюстраций. Ответы могут содержать цветовые пятна, ритм
линий, элементы животных, растений, которые ребёнок видел на предметах декоративно-
прикладного искусства или произведениях искусства, подобранных по тематике.
Весь народный фольклор можно разделить по следующим сюжетным линиям:
1. Сотворение мира и земли. Добрые силы неба.
2. Поклонение солнцу. Солнечный круговорот. Времена года.
3. Появление людей и богов.
4. Деление мира на добрых и злых. Жизнь на земле и под землёй.
5. Календарь сельскохозяйственных работ на земле.
6. Отношение к природе, к старшим, к младшим, к слабым и сильным. Борьба
героев.
Тематика отбирается в соответствии с социо-культурной адаптацией детей четырёх,
пяти, шестилетнего возраста. Задания внутри образовательного пространства
выстраиваются с учётом возраста и на основе рефрена.
Определяется наиболее удобная форма запоминания текста дошкольниками в
театрализованных иллюстрациях. Это может быть стихотворная и обычная форма
диалогов, сольные музыкальные арии и коллективные танцы. Определяется оптимальная
продолжительность действия в спектакле: тридцать, сорок минут с объяснениями педагога
и диалогами со зрителями.
Подготовительный процесс мини-спектаклей осуществлялся с помощью
театрализованных сюжетно-ролевых игр на протяжении трёх месяцев с ежедневным
погружением в образовательное пространство. Участие в мини-спектакле повышает
образовательный уровень развития дошкольников. Каждое задание дополнительно арт-
иллюстрируется дошкольниками, открывая возможность открытого диалога с педагогом и
со сверстниками, вызывая интерес к дальнейшему театральному сотворчеству и
продвижению по созданию арт проекта — театрализованного представления.
Вопросы дошкольников: где?, когда?, зачем?, кто?, откуда?, не сводятся к
получению энциклопедических данных, а носят характер приобретения опорных знаний
для получения единой картины мира.
Соблюдение педагогом театрального и социо-игрового приёма обучения, позволяет
ему моделировать образовательное пространство и конструировать учебные задания. Цель
таких учебных заданий развитие эффективного творческого образовательного процесса
дошкольников.
Для определения действительности этого процесса требовалось сравнить
проявление творческого и образовательного развития дошкольников в работах и ответах
детей.
Театрализация как метод обучения предусматривает организацию педагогом
гибкого, подвижного учебного занятия.
В ходе театральных занятий предметы получают у дошкольников образное
выражение и особое иллюстративно-психологическое пояснение: солнце — мама для всех
людей и семей; луна — няня, берегиня для того, чтобы все спали ночью; горы —
спрятанные спина, туловище и лапы дракона; море — видимая музыка, эту музыку можно
услышать, переливая воду из одного сосуда в другой; ветер — это дыхание дракона под
землёй или на небе; звёзды — светлячки небесного сада.
Ребёнок по-другому воспринимает окружающий мир. Он верит, что солнце каждого
из нас гладит лучиком-ручкой по голове. Вода рек, морей и океанов это почтовое
сообщение между людьми.
Такая группа предметов как: ложки, тарелки, песок речной, вата, картон, бумага,
полиэтилен, веревки, вода в сосуде, камни, тапочки, карандаши, краски, клей, ножницы,
цветная бумага, нитки, проволока сухие ветки, сухостой могут создать удивительный мир
и задействованы дошкольниками в арт-дизайне и звуковых иллюстрациях.
Тарелка и ложки могут восприниматься как солнце, в иллюстрациях дающее жизнь
всему живому и урожаю; полиэтилен — застывшая вода, пучки верёвок, нитей как струи
воды; вата — небо мягкое пушистое, убаюкивающее; тапочки — солнце, которое
приходит по утрам; ножницы, отрезающие изображение на бумаге – ночь, которая всё
делает невидимым.
Воздух в пакете это сны, завязанные на верёвочку – наши сны, которые нельзя
ощутить. Звук камней, песка на тарелке это разговор животных и птиц; звуки льющейся
воды — песня промокшего ветра.
Изображая громкие шаги, дети образно в театрализованных иллюстрациях
изображали приход солнца и ветра как радостный и шумный образ, тихие шаги — приход
ночи. Ветки в руках превращались в лучики солнца, с которым здороваются дети.
Бегающие и танцующие на кончиках пальцев дети — это капельки воды, которые
собираются в потоки реки.
Ребёнком был представлен не только внешний вид предлагаемого объекта, но и
прочувствована образная характеристика. Были сделаны арт-иллюстрации, где дети
изображали объект, используя ассоциации с народным фольклором, они вспоминали
росписи и народный орнамент:
. солнце — это блюдо с лучами в виде фруктов (Древняя Индия);
. линии, хаотично пересекающие лист — бегущий ветер (Путешествие
викингов);
. крупа, рассыпавшаяся на черно-фиолетовом фоне — звёздное небо (Древний
Египет);
. сухие листья, разложенные на полу — рыбы, плавающие в океане (Древняя
Япония);
. ткани холодной цветовой гаммы, разложенные на полу, иллюстрирующие
океан (Древняя Америка);
. гречневая крупа, насыпанная в виде гор и разложенные комочки ваты —
барашки между горами (Древняя Индия).
Детей привлекала яркое многоцветье и лаконичное монохромное изображение.
Особенно ярким и неожиданно красочными иллюстрации становились после посещение
музеев и работы по созданию театрально-ролевого костюма.
Можно отметить, что в иллюстрационных ответах детей используется большой
арсенал знаний, даются яркие эмоциональные оценки увиденного, проявляется
исследовательский интерес, накопленные знания суммируются в образы, которые
переходят в креативное мышление. Возникающая рефлексия является основой для
дальнейшей фантазии, общения с взрослыми своей семьи и знакомыми, а также
плодотворного общения с педагогами и сверстниками, знакомыми детьми.
Такое арт-общение со взрослыми, педагогами и родителями, сверстниками и
старшими детьми делает дошкольника более значимым, поднимет его авторитет, что в
среднем дошкольном возрасте является необходимым. Ребёнок выступает как
полноправный субъект по обмену знаниями, как творец, который образно показывает и
рассказывает то, о чём узнал он сам. Он эмоционально и физически не устает от сбора,
переработки и накопления этой информации, потому что все это происходит в игровой,
театрализованной, художественной, музыкальной, ритмически двигательной форме. Это
образно-креативный язык общения, построенный на культурно-эстетической платформе
общения между дошкольником-ребенком и педагогом-взрослым.
Можно констатировать, что эмоциональная оценка увиденного и услышанного
образно-прочувствованного, а затем выраженного в декоративно-прикладном творчестве
дошкольниками имеет высокий уровень.
Дошкольники дают ответы на поставленные вопросы в любой форме:
художественно-графической,декоративно-прикладной,образно-музыкальной, ритмически-
двигательной. Это очень важно для того, чтобы ребёнок раскрылся в своём ответе. Если
дошкольник не может объяснить словами что-то, малыш четырёх, пяти лет может образно
выразить свои мысли.
«Взрослые — детям», «Дети – взрослым». Простой девиз, но всегда ли он
осуществляется?
Дети открывают нам мир, учат нас жизни, показывают нам свою картину мира.
Поэтому детей надо записывать, слушать и быть благодарными за науку.
Необходимо продлить возраст почемучек. Пик этого возраста 4 года. Педагог
должен подготовить образовательное поле, которое вызывало у ребёнка тысячи вопросов.
Как часто взрослый говорит: «Всё, ты уже вырос , нечего спрашивать всякую
чепуху. Давай сам». А сам ребёнок не готов, ему не интересно, сложно,
исследовательский интерес юного учёного ещё не проснулся.
Одни дети переходят к диалогу с бумажными носителями это книги, словари, а
другие довольствуются мультфильмами и компьютерными играми. Те и другие
замыкаются. Любое «почему» ребёнка выливается в десять—пятнадцать минут
объяснения взрослого, а на практике это два, три слова в ответ, да ещё с раздражением.
необходимо увеличение поля исследования, чтобы знание не было энциклопедической
справкой, а кирпичиками, которые крепятся друг к другу и составляют интеллект. Любые
арт-задания, театрализованные проекты это увеличение роли исследования. Это вызывает
уважительное отношение друг к другу. Любой артпроект рождает много смеха
вперемешку с клоунадой. Это вызывает пробы и ошибки. Но они не пугают ребёнка.
Необходимо не уберегать ребёнка от ошибок, если это не вредит здоровью, а открывает
для него творческое исследовательское поле.
Это многоступенчатые этапы творчества:
. Сначала сам попробуй.
. Потом мы вместе со взрослыми. Тебе помогут.
. Потом каждый для друга и товарища. Я тебе помогу.
. Потом коллективное творчество. Попробуем рассказать историю.
Модное образование «Анскулинг» это собственный опыт ребёнка, приобретённый
без учителей, взрослых, учебников, уроков и отрыва семьи, TV и компьютеров, минимум
занятий. Важно только собственное мнение ребёнка и опыт. Много освобождается
остального времени для общения.
Но если никто не контролирует, есть опасение вырастить социопатов.
Не бойтесь менять круг общения и школу. Менять всё вокруг, а не ломать ребёнка.
Подбирать сферу занятий, и место обучения. Это сформирует избирательную
потребность, вкус, определит привязанности.
В дошкольном образовании актуален девиз «Всё только вместе». Нельзя нарушать
связь взрослого и ребёнка. Дети у нас учатся быть взрослыми, мы у детей быть детьми. И
это даёт силы справиться и с фобиями, и соцпроблемами, и с психологическими
травмами. Необходимо чаще прислушиваться, вглядываться в рисунки и поделки ребёнка.
Они помогают осуществить:
Выяснение предпочтения ребёнка.
Дать ребёнку возможность попробовать всё. Все виды искусства.
Ответить на вопросы ребёнка: «Я не понял почему? Объясни мне, пожалуйста».
Вывести ребёнка на диалог. Каждый такой вопрос достоин поощрения, например
начальный модуль это альбом по искусству. Далее непосредственный контакт с
произведением искусства – музей, выставка, посещение исторического места, экскурсия.
Приобщение к классике. Музыка в доме это необходимый фон. Иллюстрации после
посещения музеев у себя и в другой стране, знакомство с традициями через наследие и
памятники культуры. Это необходимые и обсуждаемые темы с ребёнком.
Любое соприкосновение с искусством должно стать ежедневным правилом.
Касание идёт нон-стоп для всех членов семьи и продолжается в образовательном
учреждении для дошкольников.
В артпроектах происходит прослеживание связи времён, чтобы всплывала
генетическая память в необходимости общения с искусством и прекрасным. Не важно кто
были предки, заложено ли в генофонде аристократическая потребность в искусстве или
национальные традиции культурного этноса на уровне родовой педагогики. Это всё
заложено в ребёнке и необходимо это использовать. В идеале хотелось бы.
Семь дней в неделю занятия разными видами искусства, спортом, наукой. Но
осуществимо ли это? Выявление способностей у ребёнка и проявление одарённости
возможно на фоне упорного труда родителей.
Основная задача родителей создать возможность для ребёнка попробовать всё,
любое творчество; заставить ребёнка делать что-то руками, а не на компьютере.
Компьютер только для презентаций, так как компьютерные программы снижают
развитие индивидуальности ребёнка. При выборе артпроектов необходимо учитывать
темперамент ребёнка, его возраст и желание.
Добровольность выбора занятий очень важна в дошкольном возрасте. Другое дело,
что необходимо давать ребёнку контактировать с высоким искусством, сортировать
искусство, выбирать памятники мирового наследия сообразно возрастному пониманию
детей.
Идти от интереса ребёнка, но с упором на интерактивность и креатив.
Соблюдать субординацию важно, но иногда ребёнок рад рассказать и объяснить
нам что-то, но почувствовать своё превосходство.
Иногда необходимо проявлять хитрость взрослого: «Я не понял — объясни». Детям
можно рассказать и красками, и звуками. У ребёнка должна быть потребность в цветовой,
звуковой, ритмической памяти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гогоберидзе А.Г. Развитие творческой активности дошкольников в играх с потешками // Развитие
самостоятельности и активности в дошкольном возрасте[текст]. - СПб., 1996.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения // Соч. В 2 т. Т. 1. - М., 1983.
3. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., пред. М.М. Волобуева. - М., 2001.
4. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М., 2009