В последние годы духовное и нравственное воспитание детей, подростков, молодежи стало одним из приоритетов российской образовательной политики, ее стратегическим ориентиром, о чем говорится, в частности, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в других нормативных документах. Важность духовного воспитания подрастающего поколения как для общества, так и для человека признается педагогами, учащимися, их родителями, о чем свидетельствуют данные опросов, проводимых как педагогами-исследователями, так и педагогами-практиками.
Духовное воспитание рассматривается в современной педагогике как ценностно-смысловой феномен (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова). Иначе говоря, главным в духовном воспитании является помощь педагога обучающимся в присвоении ценностей и в организации смыслопоисковой деятельности обучающихся, позволяющей им обнаружить в ценностях значимое для себя, для собственного духовного развития содержание.
Практически все ученые, исследующие проблемы духовного воспитания, отмечают, что необъемлемой его частью является восхождение к культуре. Так, Е.В. Бондаревская, рассматривая человека культуры как цель образования, пишет о нем как о духовной личности. Н.Е. Щуркова предлагает понимание духовного воспитания как восхождения к высотам современной культуры. И.А. Соловцова выделяет в структуре духовного воспитания четыре составляющих: восхождение воспитанника с помощью педагога к ценностям, культуре, к себе и значимому Другому [6]. В системе художественного образования такая составляющая духовного воспитания, как восхождение к культуре, является наиболее значимой, центральной; именно в процессе восхождения к культуре воспитанник присваивает ценности, открывая в них значимые для него смыслы, учится понимать Другого и вступать с ним в продуктивный в духовном плане диалог, учится понимать, оценивать и преобразовывать собственный духовный мир, используя для этого специфические средства изобразительного искусства.
Художественное образование, согласно официальному определению, – это «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [4, 1].
Художественное образование обладает большими возможностями в плане духовного воспитания обучающихся. Однако в современных научных исследованиях недостаточно представлены и охарактеризованы технологические аспекты духовного воспитания обучающихся с учетом специфики художественного образования. Между тем для эффективного решения задач духовного воспитания в сфере художественного образования необходима разработка педагогических технологий, учитывающих как содержательные характеристики духовного воспитания, так и специфику художественного образования.
Проблемами педагогических технологий и разработкой методов осуществления технологических подходов в образовании занимались Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Л.Я. Зорина, Г. И. Ибрагимов, М.В. Кларин, Л.Н. Линд, М.И. Махмутов, В.М. Монахов, И.П. Пидкасистый, И.П. Раченко А.Г. Ривин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, П.М. Эрдиев и др.
В.В. Сериков считает, что педагогическая технология — это «законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату» [5, 176]. Иначе говоря, педагогическая технология имеет определенную закономерную логику развития, целостность и направлена на получение конкретного результата.
В последнее время проявляется особый интерес к созданию и использованию художественно-творческих технологий (В.В. Бондарева, Н.О. Корчмарь, Л.Д. Лебедева, Н.И. Ловцова, Н.Р. Милютина, Т.И. Петракова, Е.В. Терелянская, Е.В. Ульянова, И.В. Юстус и др.). Анализ педагогических исследований в этой области свидетельствует о том, что вопрос о сущности художественно-творческих технологий, об их предназначении в сфере образования в большей мере рассматривался со стороны специалистов социальной педагогики как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы. Педагогический потенциал художественно-творческих технологий в сфере художественного образования рассматривался лишь относительно использования педагогических технологий в развитии художественно-творческих способностей (А.В. Антонова, В.В. Бондарева, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В. Петухова).
Задача нашего исследования состоит в определении возможностей художественно-творческих технологий в системе художественного образования применительно к духовному воспитанию. Нам необходимо проанализировать содержание художественно-творческих технологий, определить границы их возможного применения в воспитательном процессе на основе учебных действий и вариативность применения, а также следует выявить педагогические условия их эффективного использования.
По утверждению Е.В. Ульяновой, исследование которой посвящено проблемам применения художественно-творческих технологий в социальной работе, «художественное творчество в статусе технологии предназначено для решения терапевтических, воспитательных, коррекционных, развивающих, реабилитационных задач… Художественно-творческие технологии приобретают педагогический характер, выступая как способ организации и функционирования содержания, как система взаимосвязанных действий педагога и учащихся по освоению содержания образования» [7, 22]. Таким образом, автор обращает внимание на возможности художественно-творческих технологий как воспитательного средства, хотя специально и не разрабатывает эту проблему.
Художественно-творческие технологии в сфере художественного образования имеют существенные отличия от художественно-творческих технологий в социальной работе.
Художественно-творческая деятельность в сфере художественного образования призвана отражать динамику художественного восприятия действительности, а также создание что-либо нового в области искусства.
Технологии художественно-творческой деятельности и «технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности» [1, 232].
Л.М. Масол в своих разработках по вопросам обучения и воспитания в сфере художественного образования использует термин «художественно-педагогическая технология». В своей работе исследователь достаточно подробно раскрывает специфику этих технологий, обладающих возможностями «инициировать и направлять познавательную активность» обучающихся, «стимулировать многообразные формы их художественно-творческого самовыражения» [2, 58]. Исследователь также обращает внимание, что художественно-педагогическая технология может выступать как способ организации учебно-воспитательного процесса, в результате которой будет идти формирование ценностно-смысловой сферы человека на основе совместных действий учителя и учащихся [2, 53].
На основе изученной научной, педагогической и методической литературы нами выявлены следующие варианты художественно-творческих технологий, направленных на решение задач духовного воспитания в системе художественного образования:
- художественно-творческие технологии, имеющие в своей основе использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию;
- художественно-творческие технологии, побуждающие учащихся к самостоятельному творчеству;
- художественно-творческие технологии, в основе которых лежит использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество учащихся.
Применение разных видов художественно-творческих технологий в определенной логике позволяет системно решать задачи духовного воспитания обучающихся с учетом специфики художественного образования, особенностей обучающихся и иных факторов.
Так как в основе художественно-творческих технологий духовного воспитания лежит художественно-творческая деятельность через соприкосновение с изобразительным искусством, то границами применения этих технологий, будут учебные и внеучебные действия по созданию чего-либо нового в области изобразительного искусства и культуры. В ходе эксперимента мы выяснили, что эти действия могут быть направлены на создание художественных творческих работ в разных техниках (живописные и графические работы, коллажи, плакаты и пр.), участие в арт-проектах, а также социальных и культурных проектах. Очень важным моментом в художественно-творческих технологиях духовного воспитания являлись встречи с искусством, как основа воспитывающих ситуаций. Для создания прецедента для будущих творческих проектов необходимо было наличие дискуссионных площадок и семинаров по волнующим вопросам. Таким образом, художественно-творческие технологии духовного воспитания предполагали не только художественно-творческую деятельность по созданию художественных объектов, но и выход на более сложный уровень - участие в социальных и культурных проектах на основе художественного творчества и выполнение аналитических исследовательских работ в отношении изобразительного искусства. Познавательная, творческая, эстетическая и социокультурная деятельность в процессе применения художественно-творческих технологий духовного воспитания обучающихся в сфере художественного образования заключалась в выполнении воспитуемыми разнообразных видов работ: художественных, исследовательских, проектных, профессиональных, педагогических.
Проведенное нами лонгитюдное исследование по внедрению художественно-творческих технологий как средства духовного воспитания обучающихся в художественном образовании позволило определить педагогические условия их эффективного применения:
1) мониторинг общей культуры и степени развитости духовности обучающихся;
2) организация активного общения с художественными произведениями искусства как источником духовного содержания;
3) включение в учебное содержание художественных дисциплин духовных ориентиров, побуждающих к осмыслению собственных переживаний, чувств, поступков;
4) создание в художественной учебной деятельности ситуаций выбора, направленных на понимание другого и на понимание «иного» в изобразительном искусстве;
5) организация духовно осмысленного художественного содействия, со-творчества;
6) использование в рамках художественно-творческих технологий вариативных приемов работы с цветом в живописи, коллажирования в свободном творчестве, игровых приемов, элементов проектной деятельности и пр.;
7) создание духовнообразующей среды (Т.Г. Русакова), пробуждающей к креативной саморефлексии в свободном творчестве.
По мнению Н.Е. Щурковой «педагогические условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология» [3, 97].
Обозначенные педагогические условия эффективного использования художественно-творческих технологий в процессе духовного воспитания в художественном образовании, а также варианты использования этих технологий раскрывают широкие возможности применения технологий в процессе духовного воспитания. Анализ исследований, посвященных художественно-творческим технологиям, а также многолетняя экспериментальная работа позволили установить, что художественно-творческие технологии, применяемые в системе художественного образования, оказывают влияние на познание окружающей действительности, на способность выявлять ее ценностное содержание, на понимание искусства, другого человека (авторов и «героев» произведений изобразительного искусства, реальных партнеров по взаимодействию) и собственного духовного мира (познавательная функция), становление качеств человека как духовного существа, способного к художественному творчеству на ценностной основе (формирующая функция) и на социализацию человека через приобщение к культурным ценностям и через способность влиять на социокультурную среду, преобразовывать ее средствами художественной (изобразительной) деятельности (социокультурная функция).
ЛИТЕРАТУРА
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник.- М.:МГУКИ, 2004.
Масол Л.М. Художественно-педагогические технологии: единство обучения и воспитания // Музыкальное образование в современном культурном пространстве. – М. – 2015.
Методика воспитательной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
О концепции художественного образования в Российской Федерации. Приказ Минкультуры РФ от 28 декабря 2001 г. N 1403
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М., 1999. — С. 175.
Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. Волгоград: Перемена, 2006.
Ульянова Е. В. Художественно-творческие технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: Дис. ... канд. пед. наук: Волгоград, 2006.