В условиях современных процессов развития образования, применение информационно-коммуникационных технологий перестало считаться кардинальной инновацией, будучи неотъемлемой частью образовательного пространства, соответствующего технологическим реалиям общества. Информационно-коммуникационные технологии интегрировались практически во все сферы человеческой деятельности, и эта тенденция касается даже наиболее традиционных аспектов образования, таких как дошкольное образование и воспитание. Задачи опережающего развития личности, соразмерения получаемых знаний, умений и навыков с основными трендами развития общества определяют целесообразность и необходимость интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность организаций дошкольного уровня.
Особенностью дошкольного возраста, по мнению многих отечественных исследователей, таких как Л.Н. Вахрушева или А.С. Рылеева [1, 7], является доминирование игровой деятельности над собственно учебной и иными, встречающимися в данной возрастной группе. Игровое поведение – естественный процесс приобщения ребенка к миру общества и природы, генетически заданный способ познания мира и выработки опыта взаимодействия с ним. Ребенку свойственно подражание, следование стереотипам, почерпываемым из воспитывающей среды. Однако, нежесткая связь игрового поведения с жизнеобеспечением, независимость игры от действий, обеспечивающих важнейшие жизненные нужды ребенка, делают игру достаточно творческим процессом, в котором ребенок активно усваивает новое, сам конструирует собственное поведение и привыкает к смене социальных функций и ролей, обретая адаптивность и гибкость поведения. Особенно в этом процессе эффективны групповые игры, позволяющие интенсивно отрабатывать социальные навыки.
Информационно-коммуникационные технологии в практике дошкольного художественного образования и воспитания представляют собой основу дальнейшего развития личности ребенка в русле технологического прогресса, связанного как со средствами педагогического процесса в школе (а затем и в системе профессионального образования), так и с досугово-игровой деятельностью ребенка. Современные дети с самого раннего возраста почти самостоятельно осваивают мир игровых компьютерных технологий. Стихийность этого процесса зачастую оказывается фактором риска для психики растущего человека, привыкающего к содержанию и выразительным средствам компьютерных игр и средств Интернет-общения, не рассчитанных на формирование гармоничной личности, акцентирующих проблематику антисоциального поведения, в частности, насилия. Поэтому в дошкольном образовании – в общем и на занятиях музыкальной и художественно-творческой деятельностью, в частности, особенно важно следовать этическим нормам, предоставляя ребенку только тот контент, который не повредит процессам целесообразной социализации, последовательного и здорового развития психики ребенка [6].
Многими учеными, изучающими дошкольное детство современного ребенка в том числе – в контексте информационно-коммуникационных технологий, например, А.В. Ключниковой и Т.Е. Пахомовой [3, 5], отмечается, что больше половины дошкольников к моменту поступления в первый класс, уже обладают навыками использования компьютерной техники, что подкрепляется доступностью и дешевизной многочисленных электронных технических устройств, таких, как планшеты, игровые приставки и т.д. Не менее четверти дошкольников уже знакомы с социальными сетями [2].
Взаимодействие ребенка с информационно-коммуникационной средой обычно носит индивидуальный характер, даже в тех случаях, когда ребенок использует ее для удаленного общения. Сами по себе информационно-коммуникационные технологии становятся увлекательным аспектом игры, делающим второстепенным сам факт существования собеседника как другой стороны общения, в связи с чем психологами очень часто отмечается [1, 9], что стихийное включение в детскую практику информационно-коммуникационных технологий значительно ослабляет социализацию, формирует аутичность поведения, не дает окрепнуть и гармонизироваться социальным навыкам ребенка. Именно поэтому применение информационно-коммуникационных технологий как элементов игровой или коммуникационной среды ребенка должно осуществляться направленно, с психолого-педагогическим сопровождением взрослых. В частности, применение информационно-коммуникационных технологий на музыкально-хореографических занятиях и занятиях художественно-творческой деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях может способствовать формированию у детей навыков освоения ИКТ в целях развития своих художественных и музыкальных задатков и способностей. Данный аспект применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольном художественном образовании и воспитании связан с обеспечением процесса формирования знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту и потребностям личности. Информационно-коммуникационные технологии могут и должны быть элементами образовательной среды, позволяющими с большей эффективностью реализовывать задачи художественного развития дошкольников, воспитания в них интереса к искусству, формирования эстетических наклонностей.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют делать нагляднее представление любого учебного и развивающего материала, объединяя в одной дидактической единице значительные объемы материала, ранее требовавшего длительного и трудоемкого подбора. Возможности визуализации современных информационно-коммуникационных технологий поистине безграничны. Хорошо известно, что для ребенка-дошкольника значительно доступнее и понятнее информация, представляемая в наглядно-образной форме, чем в виде словесного рассказа, и ребенку свойственно отвлекаться от объяснения, не сопровождаемые иллюстративным материалом.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют эффективно обеспечить визуализацию и доступность практически любого учебного или просто познавательного материала. Так, рассказ о деятельности какого-либо художника, композитора, хореографа и т.д., по самому своему содержанию должен сопровождаться показом иллюстративного материала, что ранее заставляло педагога подбирать печатные иллюстрации, слайды и т.д., а в настоящее время может быть обеспечено компьютерной презентацией или видеоматериалом, включающим в себя практически любое количество иллюстративных файлов, которые могут быть оформлены как угодно – вплоть до формата видеоэкскурсии. Созданная однажды, подобная дидактическая единица может использоваться любое количество раз, позволяет возвращаться к отдельным ее элементам и т.д. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии не только обеспечивают большую доступность материала, но и значительно экономят время педагогических работников на создание и эксплуатацию дидактических единиц.
Современная психология, описывая специфику восприятия человека, основывается на факте индивидуальных различий в выборе ведущих рецепторных систем у различных людей, что проявляется с раннего детства и сохраняется на всю жизнь. Больше, чем у половины населения доминирует визуальная рецепторная модальность, приблизительно у четверти – аудиальная, иные доминируют значительно реже. Соответственно, для эффективной подачи информации ребенку, необходимо обеспечить возможность включения сведений, подаваемых как минимум по этим двум ведущим модальностям, что в полной мере соответствует потенциалу современных информационно-коммуникационных технологий, отличающихся таким свойством, как мультимедийность.
Дидактическая единица, такая, как видеопрезентация и т.д., может содержать в себе не только иллюстрации, но и любые звуковые фрагменты – музыкальное сопровождение, голос диктора, звуки природы и т.д. Например, на занятиях хореографией педагог может представить детям для просмотра разучиваемый ими танец в исполнении другой хореографической группы. В таком случае у детей сложится ясное представление о разучиваемом ими танце. Так же и на занятиях музыкой: просмотр и прослушивание выступления хора, исполняющего разучиваемую дошкольниками песню, может способствовать лучшему запоминанию текста и мелодии. Подобные решения являются особенно удобными в педагогических действиях с детьми и обеспечивают максимальную доступность материала, что является исключительно важным при гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Ребенок, как правило, предпочитает материал, включающий в себя видеоряд со звуковым оформлением, и часто игнорирует беззвучные иллюстрации или аудио ряд без визуальных иллюстраций. В настоящее время это интенсивно используется при создании мультимедийных учебно-игровых продуктов для детской аудитории.
Дидактические единицы, создаваемые с помощью информационно-коммуникационных технологий, могут быть организованы с учетом возможной обратной связи с ребенком, представляя собой интерактивные тесты, сложно структурированные гипертексты, и иные решения, требующие реакции со стороны пользователя. При том, что ребенок дошкольного возраста обычно мало интересуется собственно лексическим текстом, предпочитая образную подачу материала, в наши дни уже стало нормой реализовывать подобные материалы, например, в виде картиночных заданий, загадок, простейших ребусов, вызывающих оживленную реакцию со стороны детей. Сочетания образа со словом помогают добиваться лучшего усвоения новых знаний, задействования образно-ассоциативного мышления. В отличие от интерактивных учебно-развлекательных и игровых материалов для более взрослой аудитории, интерактивность в них проявляется более ярко и просто, например, в виде крупных визуальных ответов или громких коротких звуковых реакций интерактивной системы. Дошкольника буквально завораживает любое подобное решение, имитирующее сознательный диалог с ним.
Многие элементы процесса обучения и воспитания могут быть реализованы вне непосредственного контакта с обучающимся, посредством удаленного доступа или вообще в отсутствии педагогического работника. В настоящее время проведение Интернет-занятий уже невозможно назвать инновацией, так как сетевые технологии прочно вошли в жизнь человека. Один педагог может одновременно работать с большим числом детей, находящихся в разных населенных пунктах планеты. Аналогичным образом, одна и та же дидактическая единица, реализованная, например, в форме видеоурока, может быть применена родителями обучающегося, или даже им самим – ребенок начала XXІ века обычно очень легко и самостоятельно овладевает азами работы с информационно-коммуникационной технологией, что даже потребовало создания нового типа компьютерной техники – ориентированной на детей.
Таким образом, возможности применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольном художественном образовании и воспитании охватывают две основные задачи работы с детьми данной возрастной группы: учебно-развивающие и познавательно-игровые. Такие особенности информационно-коммуникационных технологий, как визуализация, мультимедийность, интерактивность и дистанционность, делают их эффективными средствами развития художественных навыков и навыков формирования современной гармонично развитой личности, при том, что тщательный выбор содержания и форм представления учебной и развлекательной информации представляют собой обязательное условие результативности информационно-коммуникационных технологий в процессе художественного образования и воспитания детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2019. - 187 с.
2. Информационно-коммуникационные технологии как средство педагогической поддержки участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / И.В. Бычкова, О.Г. Шалина, К.Н. Ивлева, С.Л. Кокшарова. - Краснодар: Экоинвест, 2018. - 152 с. с.
3. Ключникова, А.В. Использование информационных образовательных технологий в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной образовательной организации [Текст] / А.В. Ключникова, П.Е. Романова. - Старый Оскол: ТНТ, 2016. - 115 с.
4. Новые информационные технологии в образовании [Текст]: материалы Всероссийской заочной электронной научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года / отв. ред. Т.А. Брачун. - Магадан: СВГУ, 2013. - 128 с.
5. Пахомова, Т.Е. Подготовка будущих педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации [Текст]. - Чита: Читинский пед. колледж, 2017. - 173 с.
6. Развитие ребёнка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды [Текст]: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) / под общ. ред. А.И. Мкртчян, С.С. Хапаевой. – М.: МГОУ, 2016. - 48 с.
7. Рылеева А.С. Социально-личностное развитие и самоопределение дошкольников (в схемах и таблицах) [Текст] / А.С. Рылеева, С.В. Еманова. - Курган: Курганский государственный ун-т, 2018. - 106 с.
8. Фабрикантова, Е.В. Использование электронных образовательных ресурсов в дошкольном и начальном образовании [Текст]. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. - 103 с.
9. Филатова, Ю.С. Специальная информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивную практику [Текст]. - Ставрополь: Логос, 2018. - 78 с.
10. Ягодина, Л.А. Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. – М.: ИИО РАО, 2010. – 173 с.