Возможности интегрированного преподавания в процессе приобщения младших школьников к культуре родного края

Шувалова Елена Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой методик начального обучения Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Nash98@atnet.ru

Аннотация: 
Возможности интегрированного преподавания в процессе приобщения младших школьников к культуре родного края

Исторически в отечественной теории и практике особое внимание общему художественному развитию учащихся уделяется именно на начальном этапе обучения, то есть в младших классах общеобразовательной школы. Предпосылками для этого является необходимость учета таких возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста, как эмоциональная впечатлительность, художественный тип личности, сензитивность, синкретизм задатков различных художественных способностей, повышенный интерес и склонность к различным видам художественной деятельности.
В связи с этим не теряют своей актуальности такие задачи, как подготовка педагогов к осуществлению полноценной художественно-педагогической деятельности в целом и использование с этой целью разнообразных возможностей в частности. Особенное значение приобретает постановка и решение этих задач при подготовке будущих учителей начальных классов.
Учитель начальных классов играет огромную роль в развитии учащихся. При этом специфика и сложность его деятельности, заключающаяся, в первую очередь, в многопредметности преподавания, обуславливает существенные сложности его подготовки и профессиональной деятельности. Педагогический опыт показывает, что наибольшие сложности учителя начальных классов испытывают именно при проведении уроков художественного цикла и работы по художественному развитию учащихся.
Интегрированный подход в ходе преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла рассматривается в настоящее время как одно из инновационных направлений педагогики искусства. Объективными факторами, стимулирующими развитие данного процесса, являются тенденции целостного осмысления социальных и
культурно-значимых явлений, поиск эффективных способов преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла. Особенное значение реализация идей и возможностей данного педагогического направления приобретает в настоящее время в условиях дефицита учебного времени и перегрузки учащихся. В силу данных обстоятельств и в условиях «многопредметности» деятельности учителя начальной школы интегрированное преподавание дисциплин художественного должно занять более прочные позиции на начальной ступени обучения учащихся. Причем нужно учитывать, что внедрение интегрированного подхода имеет весьма многогранное и многоаспектное для развития учащихся значение.
Одним из аспектов его реализации является возможность приобщения учащихся к культуре родного края.
Изучение культуры и истории родного края на предметах гуманитарного цикла является в свою очередь одним из основных путей решения проблемы регионализации общего начального образования. Обогащение содержания предметов искусства материалом о культуре родного края будет способствовать развитию таких качеств личности, как национальное самосознание, чувство патриотизма, поэтому весьма актуально в настоящее время.
Региональный компонент на уроках художественного и гуманитарного цикла может быть реализован как в рамках одного урока, так и в процессе их интеграции.
Рассмотрим возможности реализации интегрированного подхода в процессе преподавания предметов искусства как средства приобщения к культуре родного края учащихся начальной школы.
Интегрированный подход в процессе преподавания предметов художественного цикла на практике реализуется через различные способы взаимосвязей учебных дисциплин. К ним относят следующие:
 межпредметные связи (литература, музыка, изобразительное искусство, художественный труд);
 преподавание отдельных видов искусства с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства (например, на уроке музыки с целью освоения понятия «лад» учитель опирается на изобразительную деятельность детей, а на уроке литературы чтение текста под музыку используется как прием погружения в художественный образ);
 сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время;
 полихудожественное воспитание школьников как особая «форма приобщения школьников к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства» [1, с.6].
Возможны различные варианты осуществления регионализации содержания общего начального образования в процессе интегрированного преподавания учителем начальных классов литературного чтения. Остановимся на одном из них – преподавание литературы с привлечением музыкального материала.
Знакомство с устным народным творчеством является одной из задач литературного развития младших школьников. На уроках литературного чтения учащиеся изучают такие жанры детского фольклора, как прибаутки, потешки, небылицы, загадки, заклички, считалки, скороговорки, игры. Известно, что произведения фольклора имеют важное значение для становления и развития личности. Через собственное творчество ребенок выражает особое видение мира, учится понимать себя и близких людей, регулировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что способствует развитию эмоциональной и оценочной стороны личности.
С точки зрения формирования интереса к родной культуре важно не только познакомить детей с фольклорным наследием, но и показать его связь с миром самого ребенка, его «живое» начало и развивающийся характер. В связи с этим изучение устного народного творчества должно носить художественно-деятельностный и творческий характер.
Практически все литературные жанры имеют непосредственную связь с народными музыкальными жанрами. Синкретичность народной культуры проявляется в единстве видов деятельности, когда в одном действе неразделимы слово, пение, рукоделие и движение. Жанры устного народного творчества лежат в основе детского музыкального фольклора. Прибаутки, потешки, загадки и другие жанры пропеваются на простые мелодии. К детскому музыкальному фольклору или детским песням, с точки зрения известного исследователя Г.М. Науменко, относятся произведения, созданные для детей, которые исполняются при укачивании в люльке младенца (колыбельные), при пестовании его (пестушки), при развлечении и игре с ребенком (потешки, приговорки), а также творчество самих детей, то, что находится в их репертуаре и исполняется только детьми, − это считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы [2, с.67].
Один из самых популярных жанров детского фольклора – прибаутки. Основное значение прибауток – развлечь, рассмешить. По замечанию Г.М. Науменко, структура
прибауток достаточно разнообразна – от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера [2]. Это единственный жанр в детском фольклоре, где встречаются длинные тексты с живописными сюжетами.
Заклички – один из наиболее распространенных жанров. Связаны они с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы.
Отличительной особенностью народных детских песен является незатейливость, несложность, небольшой объем, а отсюда – легкая запоминаемость мелодий. Чаще они строятся на двух-трех-четырех звуках. В основе напевов лежат многократные повторы мотивов, близких разговорной речи. Некоторые песни исполняются даже на одном звуке. Например, известная дразнилка «Андрей-воробей», «Дон-дон». Не менее важно то, что в основе детских песен лежит игра. Такие особенности детской песни определяют ее значение для развития музыкальных способностей, голосового аппарата, психики детей. В силу структурных и текстовых особенностей исполнение-показ таких песен самим учителем не должно вызывать особых трудностей. Кроме того, исполнение мелодий на народные тексты может носить импровизационный характер, то есть и учитель, и дети могут в процессе исполнения таких песен напевать-сочинять собственные мелодии.
Ознакомление учащихся с текстом песен разных жанров позволит обнаружить специфику текстового содержания фольклора родного края. Например, во многих детских закличках Архангельской области отражается морская тематика, климатические особенности, своеобразие диалекта, говорится о морозе, ветре сиверко, подчеркивается значение реки в жизни северян и, конечно, детей.
Приведем в качестве примера ряд стихотворных текстов разных жанров северного детского фольклора. Например, прибаутка «Уточка моховая».
-Уточка моховая,
Где ты ночесь ночевала?
-Там-там-там на болотце,
На болотце, на заводце.
Шли мужички с топорами,
Вырубили по пруточку,
Сделали по гудочку.
Вы, гудочки, не гудите,
Анечку не будите.
Серые волки бежали,
Серые хохолья теряли.
Я молода подбегала,
Серые хохолья подбирала,
В клеточку утыкала.
Клеточка, ототкнися,
Анечка, проснися [3].
Закличка «Солнышко-ведрышко».
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за морюшка!
Твои детки на лугу
Гнут березоньку в дугу,
Зарю величают,
Тебя ожидают! [3].
Закличка «Сиверко, сиверко»
Сиверко, сиверко,
Задуй покрепче –
На двенадцать ден,
Ни из избы вон;
А еще две недели,
Чтоб в окошко не глядели! Сиверко-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой карбас –
На всех парусах! [3].
Используя детские народные песни на уроках литературного чтения, учитель может при этом ставить разные задачи. Например, показать синкретичность, целостность народной культуры, вызвать интерес учащихся к данной теме, ввести игровые приемы работы и др.
Освоение темы «Жанры устного русского народного творчества» на уроках литературного чтения может явиться началом ознакомления детей с региональной музыкальной культурой. И если примеры устного творчества учащиеся, как правило, находят в учебнике, изучение жанров устного народного творчества и детских песен своего края состоится только при условии инициативы самого учителя. Работа педагога в этом плане может быть развернута в двух направлениях. Первое – ознакомление учащихся
с дополнительным материалом на уроках или во внеклассное время, второе – организация детской поисковой деятельности по данной теме.
Привлекая музыку, детские народные песни при изучении жанров устного народного творчества, учителю следует зафиксировать внимание учащихся на единстве и целостности народной культуры. При этом и в дальнейшем педагог может опираться на различные приемы и формы работы. Назовем некоторые из них.
Рассказ о детской народной песне, ее связи с первоосновой – литературным творчеством целесообразно сопровождать пропеванием отдельных примеров. Как было сказано выше, исполнение таких песен не должно вызвать технических сложностей у учителя и детей. Конечно, показ-исполнение должен быть достаточно выразительным и художественным. Речь идет о выразительном преподнесении слова и передаче образа. Знакомя детей с такими песнями, учитель может предложить детям исполнить их вместе или вспомнить, какие песни этого жанра они знают. В основе этой работы лежит вокальное исполнение, порождающее серию разнообразных приемов работы.
Например, можно предложить ученикам сочинить мелодии на новые, незнакомые тексты (прием «сочинение песни»). Интересным может оказаться сравнение разных мелодий на один стихотворный текст.
В любом случае цель этой работы заключается не только в ознакомлении учеников с фольклорными музыкальными жанрами родного края, но и в приобщении к культуре и в постижении ее самобытности и художественности. Поэтому подобная работа не должна носить соревновательный характер («кто больше знает стихов и песен»), а должна быть направлена на осмысление слова и музыки. Дети должны почувствовать, что главное – это найти и передать такую интонацию, которая передает образ.
Народные детские песни можно не только петь, но и исполнять на простейших музыкальных инструментах. Например, ритмическую сторону мелодии (пульсацию долей, ритм) дети с удовольствием исполнят на деревянных ложках, треугольнике, трещотках и других инструментах. На металлофоне или ксилофоне учитель или дети могут наиграть одно-двух-трехзвучные мелодии детских песен. Основой подобных приемов работы является уже не только вокальное, но и инструментальное исполнительство.
Достойное место на уроках литературного чтения в начальной школе могут занять и детские народные игры. Проведение народных игр не только пополнит знания детей о народной культуре, но и позволит рассматривать их в качестве своеобразных минут отдыха на уроке.
Таким образом, применение на уроках литературного чтения музыки, пения, инструментального исполнительства, безусловно, «оживит» урок, принесет детям радость
и удовлетворение и будет способствовать приобщению младших школьников к культуре своего края.
Литература
1. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Шевченко Г. М. и Юсова Б. П. Луганск, 1990.
2. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: АКАДЕМИЯ, 1996.
3. Науменко Г. М., Якунина Т. Н. Солнышко-ведрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области. Архангельск: Белая горница,1994.