ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ФОРМ ВОВЛЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ МАСТЕР-КЛАССА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОЛЛАЖУ)

Стукалова Ольга Вадимовна (1), Харитонова Ольга Михайловна (2)

(1) доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(2)  младший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье рассматривается идея самостоятельного детского творчества в процессе мастер-класса, возможности активации самостоятельности творческой деятельности и инициативности. Авторы рассматривают мастер-класс как форму вовлечения учащихся в самостоятельную творческую деятельность, проводя эксперименты на больших мероприятиях с участием детей. В Ходе исследования авторский коллектив доказывает необходимость создания ситуаций успеха на занятиях творчеством для развития самостоятельности и инициативности учащихся, а так же для повышения общей мотивации.

 Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.7452.2017/8.9

Обращение к проблематике вовлечения современных подростков разного возраста в самостоятельную художественную деятельность в разных видах искусства, в создание творческих проектов, в коллективную социокультурную активность и другие формы проявления творческого потенциала – весьма актуально в настоящий период развития отечественного образования. Эти идеи содержатся в основных государственных документах, в программах и методических пособиях нового поколения, они включены в базис ФГОС основного образования. Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., есть ряд позиций, которые прямо указывают на необходимость введения в образовательный процесс направлений педагогической работы, определяющих активизацию самостоятельности детей. Приведем небольшую цитату из этого документа:

«Система образования призвана обеспечить <…>
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; <…> формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда». [Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. Дата обращения: 21.04. 2017]

Безусловно, процесс  вовлечения детей и молодежи в самостоятельную творческую деятельность имеет много особенностей, связанных с потребностями и возможностями той или иной возрастной группы.

В контексте педагогической работы с младшими школьниками, развитие самостоятельности в творчестве становится и одним из важнейших показателей адаптации подростков этого возраста к получению образования в школе, их психологической готовности к коммуникации со сверстниками и педагогами, а также их открытости к саморазвитию, что является особенно значимым для органичного и целостного становления личности.

Вопрос самостоятельности детей в процессе творческого развития связан с потребностями общества, которое остро нуждается в нестандартно мыслящих людях, обладающих творческим складом ума, чтобы продвигать и создавать опережающие время продукты и технологии, способные работать на благо человечества. Именно творческий человек с нестандартным складом ума способен ставить перед собой новые задачи, оперативно решать актуальные проблемы, находить новые решения.

Кроме того, вовлечение подростков в самостоятельную деятельность может при определенных дополнениях стать одной из основных моделей организации образовательного процесса – и в школе, и в системе дополнительного образования.

В данной статье обобщенно представлен опыт стимулирования самостоятельного детского творчества. Исследование проходило на различных площадках: таких как школы, выездные мероприятия и благотворительные мероприятия (как Зоофорум «Pro3oo», о котором мы расскажем позже).

Прежде, чем перейти к обобщению полученного авторами опыта в практике разработки и реализации различных форм самостоятельного творчества младших подростков, рассмотрим несколько определяющих для данного поля педагогической работы  терминов.

1. «Самостоятельность».

Педагогический словарь трактует «самостоятельность», как способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы без чужого вмешательства. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу [Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002]

В данном исследовании «самостоятельность» трактуется, как свобода выражения младшим школьником своих творческих замыслов, умение распоряжаться своим временем и ставить перед собой новые задачи, которые впоследствии возможно будет решить самостоятельно.

2. «Инициативность».

Современная образовательная система предполагает, что к концу дошкольного возраста (6-7 лет) ребенок уже может самостоятельно определять свои цели и совершать последовательные действия для их достижения, чтобы довести начатое дело до фактического конца. В процессе самостоятельной деятельности у ребенка формируется в дальнейшем необходимое умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению поставленной цели.

В то же время возникает проблема того, насколько свободно и активно может проявляться инициатива детей этого возраста, в чем и как эта инициатива может и должна проявляться.

Иначе говоря, как соблюсти меру между инициативностью детей в творчестве и хаосом вседозволенности, требованиями образовательной программы, определенными учебными результатами и запросом самих детей на самовыражение в творческих работах.

В связи с этим, современный образовательный стандарт основан на представлениях о том, что одним из условий социального развития детей является поддержка инициативности и индивидуальности каждого ребенка. Главными путями поддержки инициативности являются: специально созданные условия для свободного выбора вида деятельности, для принятия детьми решений, выражений своих чувств и мыслей. Ученик может продуктивно работать самостоятельно только тогда, когда у него получается и когда ему интересно.

Инициативность – это способность личности, в первую очередь, к самостоятельной общественной деятельности, а так же к проявлению активности и предприимчивости. Мы же будем расматривать инициативность как творческeую способность, заключающаяся в постоянном стремлении к самостоятельным действиям, активной жизненной позиции личности. Инициативность - одна из важнейших целей воспитания учащихся. В процессе учения инициативность развивается с помощью системы дидактических методов, приёмов и средств.  [Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 272-273.]

Перейдем к практической части исследования. В его ходе были выделены основные принципы педагогической работы, которая стимулирует самостоятельность детского творчества:

1. Опора на интерес к виду творческого занятия, который предполагает самостоятельный выбор способов и средств выполнения задания.  

2.  Доступность и достаточная для возраста простота исполнения задания, основанная на том, что ребенок уже выполнял близкие по роду деятельности задания и теперь может объединить их в одной работе (принцип последовательности обучения)

3. Актуальность тематики задания для учебного процесса, связь творчества и содержания обучения на других предметах.

Среди ряда методических рекомендаций педагогу, который  на своих занятиях создает условия для самостоятельного детского творчества, можно выделить:

- внимание к организации пространства, в котором будут проходить занятия: разграничить зоны творческой деятельности и зоны игровой активности. Желательно, чтобы зона творческой активности была оснащена большим количеством развивающих и творческих материалов. Именно организация пространства позволяет дошкольникам легко переключаться с игры на творчество и другие занятия, а оснащенные разными материалами зоны развивают фантазию и позволяет подходить к решению задач максимально разносторонне. В таких условиях обучающиеся могут выбрать интересный для них вид активности.

Сегодня, в общеобразовательных учреждениях педагоги создают предметно-развивающую среду, в условиях которой ребенок легче адаптируется к новым видам деятельности, а в процессе выполнения активно взаимодействует со сверстниками, педагогами, учится решать коллективные задачи, учитывая интересы всех участников команды, или действовать самостоятельно, если это не противоречит поставленной задаче.

Продуманная и хорошо оснащённая зона творчества позволит обучающимся выбирать интересующие их занятия, а при необходимости чередовать разные виду деятельности между собой, чтобы за время, отведенное на мастер-класс, выполнить различные задания.

- учет индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы педагог обращал внимание младших школьников не только на тематику занятия, но и на задачи урока, таким образом у обучающихся вырабатывается привычка продумывать способы осуществления своей работы, выбор материалов, последовательность  действий.

Чтобы достичь максимального проявления самостоятельности на творческих занятия, педагоги используют различные формы работы.

Хотели бы подробнее рассмотреть такой вид деятельности как мастер-класс.

Мастер-класс - важный способ вовлечь детей в самостоятельную творческую деятельность. На такого рода занятия приходят дети разного уровня подготовки, но если грамотно подготовить и разработать план занятия, то вмешательства педагога нет как такового, поскольку дети приходят в разное время.

Приведем пример довольно успешного (суя по отзывам и предложениям продолжить совместное творчество) мастер-класса, который прошел в рамках Всероссийского Зоофорума Pro3oo.

В ноябре 2016 года состоялось большое мероприятие для зоозащитников, ветеринаров, зоо-психологов, владельцев приютов и всех неравнодушных к судьбе бездомных и брошенных животных зоофорум «PROЗоо», в рамках которого была организована детская зона, чтобы не просто развлечь детей, пока родители учувствуют в круглых столах и семинарах, но чтобы создать какие-то действительно важные работы и поговорить с детьми о проблеме брошенных животных в доступной для них форме.

Собравшиеся на одной площадке дети были самого разного возраста – от 5 до 14 лет. Кроме того, мастер-класс проходил без четкой привязки по времени и по завершенности работы, поэтому тематика и выполнение работы должно быть максимально простым и ясным для детей. В результате, исходя из выделенных качеств, была выбрана тема: мы «Портрет друга» - который уже живет в семье или того животного, которого бы очень хотели завести ребята дома. Формой выполнения мы выбрали ЭКО-коллаж – т.е. коллаж, выполненный из уже использованной газетной бумаги, которую на протяжении недели волонтеры собирали, а затем принесли на занятие.

При создании экологического коллажа «Портрет друга» дети использовали газеты, которые участники форма собирали на протяжении нескольких дней, и обрезки цветной бумаги. Дети могли в любой момент прийти или доделать работу, а значит работа педагога не должна быть привязана по времени к объяснению и демонстрации этапов работы, поэтому необходимо было организовать пространство не просто красиво, но удобно и понятно для детей. На стенах мы сначала повесили примеры работ, которые дополняли каждым следующим портретом, чтобы в конце мероприятия посмотреть на всех «друзей» вместе и устроить импровизированную выставку.

Для обучающихся на первый план всегда выходит мотивация - т.е. какой-то итог деятельности, поэтому в конце мастер-класса мы организовали выставку детских работ, на которой каждый мог рассказать про своего четвероногого друга и полюбоваться на работы других участников.

Анализируя итоги этого не совсем обычного мастер-класса, мы пришли к выводу о том, что его успех был обусловлен:

1)Творческим подходом не только к объяснению задачи и тематики, но и к оформлению помещения для занятия.

2) Правильно подобранной темой, которая вызвала большой интерес у школьников разных возрастов – но прежде всего, у младших подростков, которых было в этой разновозрастной группе большинство (примерно 80%).

3) Простой доступной техникой, которую дети научились использовать и по их отзывам, будут делать такие же коллажи самостоятельно.

4) Продуманностью этапов и гибкостью тайминга, что позволило за довольно небольшой период достичь ярких результатов, и даже организовать выставку.

5) Индивидуальным (несмотря на загруженность группы) подходом к каждому участнику, который был обеспечен опять же простотой и доступностью формулировки задания и его личностно близкой наполненностью для каждого ребенка.

В целом, можно заключить, что готовность младших школьников к самостоятельной творческой деятельности – это объективный показатель развития личности, это отражается, в первую очередь, на их инициативности и активности.  В процессе самостоятельной деятельности обучающийся закрепляет уже полученные навыки, накапливает опыт «умелости», постепенно уменьшая помощь со стороны родителей и педагогов.

Роль взрослого в формировании детской самостоятельности в творчестве выражается в первую очередь в постепенном объяснении основных задач, с последующим уменьшением помощи.  Большое количество детей испытывают страх и неуверенность на первоначальных этапах работы, но со временем достигает определенного уровня развития, на котором умело используют уже полученные знания в своей работе, не прибегая к помощи взрослых.

 Основные показатели самостоятельной деятельности - интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Самостоятельная творческая деятельность обучающихся в младшей школе – важный компонент образовательного процесса: в первую очередь она влияет на развитие личности ребенка, его инициативности, закреплять полученные знания

 Какую роль играет педагог в этом процессе?

Прежде всего, педагог направляет ребенка, подсказывает основные приемы, техники, педагог также может оказать необходимую помощь, указав на важные аспекты творческой деятельности (например, на последовательность действий).

Кроме того, педагог может помочь проанализировать работу, найти в ней как сильные места, так и недостатки. Именно благодаря педагогу накопление опыта становится более систематизированным.

Для этого необходимо создавать ситуации успеха,  которые способствуют более яркой и активной самореализации каждого ребенка в творчестве, раскрытию его сил и потенциала в этом созидательном процессе.

 

  1. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации. - М.: центр педагогического образования, 2008
  2. Комарова Т.С.  Детское художественное творчеств. - М.: Мозаика-Синтез, 2005
  3. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание,  1991, № 6.
  4. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1
  5. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г
  6. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических  исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987
  7. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.
  8. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развитие школьников. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. д.п.н., М., 1984 – 44 с.
  9. Фомина Н.Н. Художественно-творческое развитие детей по А.В. Бакушинскому
  10. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура для 1-11 кл. // Интегрированные программы. – М.: Просвещение, 1995.- 76с..
  11. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")