Развитие интеллекта обучающихся разного возраста на основе активной самостоятельной творческой деятельности в процессе освоения разных видов искусства является одной из ключевых областей исследования в современной педагогике [3].
Для исследования, которое освещается в статье, важнейшим является понятие «интеллектуальные умения». Как правило, интеллектуальные умения фигурируют в психологии и педагогике в виде терминов: «мыслительные операции», «приемы мыслительной деятельности», «приемы умственной деятельности», «общелогические умения», «умения учиться», «межпредметные умения», «умения учебной деятельности», «логические приемы мышления», «общеучебные умения», «обобщенные умения» и др.
В рамках статьи это понятие трактуется, как один из рациональных способов повышения эффективности обучения, причем наличие таких умений позволяет выполнить больший объем учебной работы за меньшее время. Интеллектуальные умения – это умения (и обслуживающие их навыки), связанные с хранением и переработкой информации: мнемические, мыслительные, имажинитивные. Для успешного формирования интеллектуальных умений и навыков необходимо создание базы отработанных сенсорных и аттенционных навыков, на основе которых возможно формирование интеллектуальных умений и навыков [2, c. 23].
Важно отметить также, что в отличие от предметных умений, интеллектуальные умения имеют широкий диапазон применения. Именно они позволяют человеку осуществлять различные виды деятельности и приобретать новые знания. Сформированные интеллектуальные умения выступают базой для непрерывного процесса самообразования, распространяются на все области деятельности и развивают интеллектуальные способности [1].
К интеллектуальным умениям ученые относят:
• применение синтеза, анализа, сравнения в различной их роли в процессе приобретения знаний;
• вычленение существенных признаков и осознание восприятия остальных признаков как несущественных;
• использование обобщения как мыслительного приема и как фактора расширения знаний;
• умение производить конкретизацию имеющихся абстрактных понятий;
• умение легко переходить от общего принципа к конкретным задачам;
• доказывать принадлежность объекта к определенному классу;
• классифицировать понятия и устанавливать отношения между ними;
• систематизировать учебный материал;
• представлять структуру учебного материала и предмета в целом;
• рассматривать объект с различных точек зрения;
• проявлять самостоятельность, осуществлять самоконтроль и т.д.
Выделяются также аспекты процесса формирования интеллектуальных умений: мотивационный, содержательный, операционный и рефлексивный [1].
Изучение уровня освоения интеллектуальных умений обучающимися в начальной школе, которое было проведено в течение 2017 г. в Московской области (г. Дубна) показало, что в младших классах происходит резкое падение мотивации обучающихся к познавательной активной интеллектуальной деятельности. Таким образом, самый первый и самый важный, мотивационный аспект развития интеллектуальных умений не функционирует, и это неизбежно тормозит развитие детей.
Данное исследование проводилось на основе ряда психолого-педагогических методик, в том числе с помощью цветных прогрессивных матриц Равена. Неожиданным результатом тестирования стал тот факт, что несмотря на то, что ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, что-то заставляет ребенка отложить вопрос, требующий минутного обдумывания – большинство детей давали моментальные ответы, даже после сообщения об ошибке. Интересно, что дошкольники довольно долго обдумывали варианты ответа и с удовольствием рассматривали задания.
Причины такой печальной ситуации могут быть обусловлены как физиологически, так и социально. Можно предположить, что это связано с началом обучения в школе, где множество тестовых заданий и специализированных тетрадей, с появлением свободного неконтролируемого доступа к гаджетам, общей усталостью школьников из-за повышения нагрузки по сравнению с дошкольниками. Эта проблема требует глубокого осмысления и, вероятно, существенного изменения педагогических условий обучения детей.
В связи с выявленными проблемами, было выдвинуто предположение о том, что в отличие от репродуктивной деятельности учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации, предполагающей конкретный ответ на вопрос или тестирование, освоение музыки не имеет четких правил, в этом процессе все взаимодействует с развертыванием музыкального произведения. Это требует постоянного контроля, сопоставления, так как в нотах указывается лишь текст, тогда как любая интерпретация не возможна без соавторства исполнителя, его трактовки. Обычно автор не указывает точное значение темпа, относительны динамические оттенки forte или piano, даже такие бесспорные штрихи, как staccato зависят от стиля музыки и конкретного фрагмента. Музыкальное исполнительство всегда уникально – даже один музыкант не может дважды сыграть пьесу идентично.
Музыкальное произведение цельно, оно развертывается во времени, его исполнение невозможно без концентрации и внимания. В борьбе с недостатками клипового мышления музыкальное исполнительство, вероятно, является наиболее эффективным инструментом.
Идея развития интеллектуальных умений в процессе музыкального исполнительства опирается на теорию деятельности, к становлению и развитию которой в разное время приложили усилия Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и другие ученые, считающие, что овладение историческим опытом человечества должно прежде всего осуществляться в процессе активной деятельности субъекта, а не только путем словесной трансляции информации. [3].
В процессе музыкального исполнительства формируются не только специальные интеллектуальные умения, но и активное, самостоятельное, творческое мышление учащихся, а уже на его основе осуществляется саморазвитие и самосовершенствование личности. [4, с. 53-72].
«Уроки музыки улучшают ограниченное подмножество познавательных задач, связанных с вербальной памятью, пространственно-временными или математическими рассуждениями», – считает канадский ученый Гленн Шелленберг. [5].
Очевидно, что интеллектуальные умения развиваются в работе, направленной на конкретный материал обучения и специфический источник знаний. В исследовании были апробированы следующие методы развития интеллектуальных умений: анализ музыкального произведения, сочинение целого музыкального произведения, его частей или элементов, изучение элементарной теории музыки, овладение способами эффективного движения.
Посредством конкретного анализа музыкальных задач на уроках фортепиано обучающиеся осваивали интеллектуальные умения, которые позволяют логично и результативно:
анализировать, классифицировать, сравнивать: это группы технических упражнений, темы и вариации, моменты развития и «затухания» мелодии;
отделять существенное от второстепенного: совместно с обучающимися мы прослеживаем движение тем в многоголосной фуге, строим тематический диалог в классической сонате, выделяем кульминации;
делить целое на части, выделяя его свойства, а затем объединять элементы, найденные в результате анализа в цельную художественную форму;
кроме того, непрерывное развитие музыкальной формы в процессе исполнения музыкального произведения учит составлять и придерживаться «внутреннего плана действия» как никакой другой вид деятельности благодаря временной природе музыки.
Внедрение данных методов доказало, что:
1) занятия музыкой способствуют эмоциональному развитию и поведенческому взрослению обучающихся, аккумуляции их внимания, концентрации, умению мыслить и действовать последовательно, придерживаясь внутреннего плана, корректировать свою работу и мгновенно принимать решение;
2) у детей, занимающихся музыкой, было выявлено более внимательное и пристальное отношение к мелким деталям и последовательностям. Очевидно, что эта привычка помогает таким детям быстрее научиться воспринимать сложную многоаспектную информацию.
Завершая краткий обзор проведенного исследования, можно еще раз подчеркнуть, что музыкальное исполнительство – очень трудное занятие, но стимулирование развития интеллектуальных умений, несомненно, требует усилий. Высокий уровень развития таких умений позволяет младшему школьнику легче и быстрее осваивать и другие учебные дисциплины, стать успешнее, более широко и продуктивно реализовать свой творческий потенциал.
1. Беккерман П.Б. О некоторых положениях методического сопровождения творческого развития подростков и молодежи в студиях дополнительного художественного образования колледжей и техникумов СПО// Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 5. - С. 92-100.
2. Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология – 2005 / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, А. И. Нафтельев. – Л.: ЛГУ, 1979.
3. Стукалова, О.В. Проблемное поле художественного образования в социокультурном контексте [Электронный ресурс]//Педагогика искусства. – 2016. - № 3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova_41-50_0.pdf.
4. Шабельников, В. К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий / В. К. Шабельников // Вестник Московского Университета. – Серия 14. Психология. – 2012. – № 1 – с. 53-72.
5. MUSIC LESSONS ENHANCE IQ. E. Glenn Schellenberg, University of Toronto, Mississauga, Ontario, Canada [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1111/j.0956-7976.2004.00711.x.