Среди наиболее заметных тенденций современного художественного образования можно отметить следующие:
- появление инновационных авторских педагогических технологий и методик, что влияет на расширение различных форм художественно-педагогической деятельности;
- увеличение доли дополнительного художественного образования в приобщении обучающихся к самостоятельной продуктивной творческой деятельности;
- опора на принципы интерактивности на занятиях искусством;
- включение в занятия ресурсов информационно-коммуникативных технологий.
Таким образом, можно констатировать усиливающееся значение технологического компонента художественного образования.
Это связано с тем, что педагогические технологии являются одним из важнейших инструментов по осуществлению стратегических целей образования [6].
На таблице 1 обобщенно представлены факторы, обусловливающие педагогическую значимость использования педагогических технологий в образовательном процессе на занятиях искусством.
Педагогические технологии — важнейший инструмент модернизации художественного образования. Опора на технологии позволяет создавать новые структуры и системы развития «человека культуры».
Педагогические технологии позволяют концентрировать усилия субъектов образования на посильных, измеримых, достижимых целях. Планирование осуществляется на основе конкретных календарных сроков, для достижения поэтапных целей выделяются необходимые ресурсы.
Педагогические технологии основаны на современных принципах и подходах, при этом методология учитывает выдающиеся достижения педагогики искусства, прогрессивный педагогический опыт, что позволяет рассматривать различные объекты, ситуации, задачи непрерывного художественного образования как взаимосвязанную совокупность и систему. Педагогические технологии воплощают диалектический способ изучения той или иной творческой проблемы, когда обучающиеся осваивают предлагаемые методы и навыки и имеют возможность предлагать свои интерпретации. Педагогические технологии основаны на полном, всестороннем познании и учете связей, влияний, взаимодействий, возникающем в художественном мире того или иного автора, или отдельного произведения.
В ходе реализации педагогических технологий четко определяются развиваемые компетенции (базовые, коммуникативные, социокультурные) и подобрать необходимый комплекс заданий, ситуаций, методов и приемов, направленных на достижения высокого уровня в их развитии [15].
Содержание и целеполагание педагогических технологий направлены на выявление основных факторов, условий, позволяющих обучающимся интериоризировать ценности, которые содержатся в образах произведений искусства.
Потенциал педагогических технологий состоит в возможности оптимизировать процесс обучения за счет четко продуманной структуры и возможности повторяемости действий [1].
Педагогические технологии эффективны для решения стратегических задач любого проекта в сфере непрерывного художественного образования, поскольку могут быть масштабированы в разных формах и на разных ступенях образования [11].
Таблица 1. Факторы педагогической значимости опоры на педагогические технологии в непрерывном художественном образовании
В комплексе педагогических технологий, применяемых в непрерывном художественном образовании, можно выделить:
когнитивно-ориентированные технологии [16];
деятельностно-ориентированные технологии [5];
личностно-ориентированные технологии [7];
диалогические технологии [17];
проблемные технологии [9];
рефлексивные технологии [16];
проектные технологии [16];
технологии контекстного обучения [3];
организационно-деятельностные игры [16];
имитационно-игровое моделирование [10];
технологии рефлексивного взаимодействия [16];
интерактивные технологии [9];
тренинги и мастер-классы [9].
Ярким примером инновационной педагогической технологии является технология «Интерактивное музицирование школьников», созданная доктором педагогических наук И.М. Красильниковым. Интерактивное музицирование предполагает деятельность обучающихся по активному проживанию музыки в процессе восприятия. Технология рассчитана на приобщение широкого круга обучающихся разного возраста к музыке, которое становится возможным благодаря использованию на занятиях электронных музыкальных инструментов (синтезатор) и таких простейших инструментов, как ложки, трещотки и пр. Таким образом, музыкальная деятельность становится доступной для всех школьников.
Апробация технологии доказывает, что она позволяет так обучать детей, что они становятся участниками полномасштабных концертов в сопровождении профессиональных оркестров. Такие концерты с успехом прошли в Москве, Якутске, Перми.
Анализ существующих в настоящее время авторских педагогических технологий, которые применяются в непрерывном художественном образовании, позволяет выделить ряд общих качеств, которые отличают подлинно эффективную технологию:
- соблюдение положений аксиологического подхода: главными целями занятий на основе технологии являются цели освоения ценностей искусства;
- активизация процессов познания и усвоения знаний об искусстве как личностно значимых;
- создание условий для субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и проявления каждым обучающимся своей неповторимой индивидуальности в процессе создания творческого продукта – индивидуального или коллективного [13];
- опора на личный опыт обучающегося, включая эстетический и культурный опыт;
- использование потенциала педагогики сотрудничества и педагогики успеха, а также положений концепции педагогической поддержки [4];
- акцентирование внимания педагогов и мастеров на интерактивную методику на занятиях и в процессе художественной практики.
Важно, что педагог, который создает и реализует технологию, выступает не как инструктор, доминирующий судья, эксперт, а как фасилитатор общения, консультант, координатор, который не только ставит задачу, но и помогает обучающимся направить свои усилия в определенное русло. Обучающиеся получают возможность самостоятельно приобретать знания, объединяя их в русле исследуемой проблемы, решая новые для себя задачи, совершая при этом столь важное для подростков «самооткрытие», они учатся формулировать цель, которую необходимо достигнуть, и выстраивать – индивидуально или совместно - программу достижения этой творческой цели [12].
Все это позволяет создавать условия для развития мотивации обучающихся к достижению высокого уровня освоения искусства и обретения необходимых компетенций, знаний, навыков [8].
Заключая краткий обзор возможностей реализации педагогических технологий в непрерывном художественном образовании, необходимо подчеркнуть, что продуктивность применения таких технологий определяется активизацией тех личностных механизмов, которые обеспечивают восхождение субъекта образования к высокому уровню восприятия, интерпретации, исполнения, суждения и т.д. [14]
Данный процесс является в своей основе интеграционным, то есть, он ориентирует обучающихся на целостное и непрерывное формирование всех структур личности - когнитивной, рефлексивной, деятельностной.
Все это подтверждает необходимость объединения усилий, создания среды для обмена педагогическим опытом, поддержки ярких новаций в области непрерывного художественного образования, вдумчивого обновления его содержания и усиления влияния духовных ценностей искусства на молодое поколение – иначе говоря, на будущее нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина, Е.М., Кашекова, И.Э., Красильников, И.М., Медкова, Е.С., Олесина, Е.П., Савенкова, Л.Г., Фомина, Н.Н. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе: монография [Текст] / Е.М. Акишина, И.Э. Кашекова, И.М. Красильников, Е.С. Медкова, Е.П. Олесина, Л.Г. Савенкова, Н.Н. Фомина / под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.
2. Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Текст] / Сборник научных статей // Ред. – сост. О.И. Радомская; под общей ред. О.В. Стукаловой. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.
4. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема //Новые ценности образования, 1995, № 3. - С. 58-64.
5. Ершов П. П. Технология актерского искусства. Очерки. Под ред. Ростоцкого Б.И. - М.: ВТО, 1958.
6. Зимняя И.А. Качество непрерывного образования как условие развития личности в образовательной системе. /Проблемы методологии, теории и практики проектирования, согласования и развития государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования. Труды Исследовательского центра. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - С. 64-71.
7. Зеер Э.ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. – М.: Профессиональное образование, 2010.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004.
9. Инновационные технологии образовательной области «Искусство». Материалы педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (Москва, 4-9 февраля 2002 г.). – М., 2002.
10. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993.
11. Кулисевич Ч. Проблемы непрерывного образования// Вестник высшей школы, 1988, № 1. - С. 86-98.
12. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006.
13. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: МИРОС, 2001.
14. Нюттен Ж. Мотивация, смысл и перспектива будущего. – М.: Смысл, 2004.
15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-центр, 2000.
16. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
17. Stukalova, O.V. The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art // Espasios, 2017. Vol. 38 (Nє 56). – P. 33.