ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ШКОЛЫ «ЭПОХИ КОВИДА» (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В РОССИИ И БЕЛОРУССИИ)

Печко Лейла Петровна (1), Федьков Григорий Сергеевич (2)

(1) доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(2) кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, г. Витебск, республика Беларусь

Аннотация: 
В условиях «пост-ковидного» социума актуально создание в школе воспитывающей культурной среды, гармонизирующей эмоции и взаимоотношения со сверстниками, восполняющей дефицит оптимизма. Такая среда должна оказывать позитивное психолого-педагогическое влияние на каждого ученика. Создание модели культурно-эстетической среды на основе художественно-эстетического творчества и эколого-эстетической культурной активности учеников и учителей включает в себя «эстетическое освоение» (А.И. Буров) выразительных особенностей художественных и природных объектов, в частности, живых существ.

Постановка   актуальной  исследовательской проблемы и одновременно прикладной  задачи – изучения   возможностей разработки «моделей  создания воспитывающей культурной среды» и их реализации   в образовательных учреждениях – несомненно определена изменениями обстоятельств существования человечества на переходе  к третьему десятилетию  ХХI века. Нападения не известного ранее заражающего вируса на людей нынешних поколений, огромные человеческие потери на разных континентах обозначили  общую необходимость – исследовать, выявить и распространить  способы защиты каждого от губительного заболевания. 

  Из этого следует  неизбежность преобразования всей материально-физической,  содержательно-деятельностной и организационно-методической  работы  и самой среды в системе образования, прежде всего, в школе, закладывающей и создающей условия для формирования физического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья и творческого потенциала ближайших  молодых поколений страны.

 При этом, безусловно, важно сохранение преемственности в  целях, содержании и основных методах и формах образования на всех возрастных этапа, то есть накопленных богатств педагогических достижений и опыта и технологий. Но недостаточная  еще предсказуемость «поведения» и приспосабливаемости вируса и его штаммов к распространению в разных условиях, вынуждают общество изменять основные формы и модели деятельности ,создавать барьеры и формы изолирования от угрожающего проникновения смертельного врага в человеческое пространство.

Однако, уже сегодня ясно, что и  глобальный макромир, и малые среды в человеческом обществе во многом будут выглядеть и функционировать по –иному, чем прежде. Это относится также к сферам культуры и образования. Особые задачи ставятся перед учеными разного профиля в разработке моделей на основе связей гуманитарных и естественных наук.  Особую значимость приобретает в плане взаимодействия  в контексте  педагогики и психологии  комплекс дополняющих друг друга понятий и ценностей, а именно  открывающийся на почве  современных информаций о мире и человеке  общий «мост» образно-интеллектуальных представлений из области культурологии, эстетики, искусствознания, литературоведения, с одной стороны, и научно-практической и гуманитарной экологии, понимание первостепенной роли фактического состояния и существования всего природного мира (от вирусов - до климата на планете), с другой стороны, до сознания каждого человека уже доходит понимание тесных соприкосновений проблем  здоровья и жизни населения планеты с реальным «самочувствием» каждого природного уголка. Это понимание проникает и в тревожные настроения современных школьников. Поэтому  необходимо  определить модели особо значимой «воспитывающей культурной среды» для юного поколения, но и  подвести к реализации их в организациях образования..

Как бы предвидя различные коллизии в будущем существовании человечества и извлекая опыт из его истории и культуры, гениальный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин предлагал оценивать как главные факторы  бытия любого объекта, носителя жизни, процесса, фрагмента культуры  через характеристику особенностей существования и пребывания в пространстве и времени ,то есть в «хронотопе» [1]. Известный ученый-эстетик А.И. Буров  глубоко научно обосновал сущность «эстетического освоения» искусства и природы,  открыв в этом процессе  «конкретно-историческое выражение» свойств предметов, а также выразительность человека [2]. Это общие основы и факторы бытия,  в различных аспектах научного анализа выступающие как физические, биологические, социально-психологические, философско-эстетические, культурные,  а в плане развития личности – образовательно-воспитательно значимые. Вне их определенности не может проявлять себя ни отдельный человек, ни человеческое сообщество – осознания себя и своего значения в мире. Координаты хронотопа существенны и для анализа изменений в состоянии, содержании, формах образовательной среды школы сегодня. Ведь речь идет о решении по существу проблемы выживания или сохранения человеческой цивилизации и популяций живого  и в каждой стране, и в масштабах планеты.

Необходимо определить специфические модели строения, функционирования и оформления образцов малого «хронотопа» нового типа для среды школы – в дополнение и в отличие от выработанных  как многовековой,  так и разнообразной современной практикой  типов и образцов обучающей среды. Многое  зависит от того, насколько будут подготовлены в системе образования новые молодые поколения- участники борьбы за сохранение планеты и дальнейший прогресс человечества. Существующая образовательная среда не может быть  на старых конструктах включена  в решения перспективных задач. Поэтому  введение моделей  «воспитывающей культурной среды», нацеленной на воспитание и развитие природных задатков и креативных способностей   и  на   формирование личности, относится к условиям требований ближайшего и отдаленного будущего.  Обосновать различия  типов образования  и воспитания следует по их основной доминанте, процессу-или познавательному, информирующему, копирующему или развивающему  способности личности, творчески воспитывающему, стимулирующему прирост новых способов  мышления и видения  доступных  проблем  у каждого ученика (начиная с младшего возраста), то есть, – экологичному по сути.

Для создания новой формы среды образования предпочтительна воспитывающая культурная модель в целях развития  образно-эстетического воображения и творчества, культурного сознания, художественных способностей и  эколого-эстетической культуры  учеников, что реализуется на   современном научно-педагогическом уровне. При освоении оценки объектов культуры, искусства, природы  важно сочетание признаков субъективного эмоционального отношения, чувства – как их «красоты». Но, по мнению, девочек, самое важное –  это «красота» в окружающем, а, на самом деле, главное – это своеобразие, выразительное, но не замечается многими, часто отвергается  «выразительность», своеобразие как оригинальное, существенное свойство  предметов. Именно в этом  всегда проявляются объективные особенности  принадлежности растения, живой особи, натурального вещества к конкретному роду и виду его естественного происхождения. Подобный подход в образовательной или  воспитательной среде  приносит  позитивные результаты в понимании культурных и натуральных свойств окружающих явлений. Высокая эффективность этого показана исследователем Т.В. Кудашовой в опытной работе с младшими учениками школы в Тульской области при освоении искусства и образов природ [3]. Плодотворны также методы « садовой терапии», распространенные  в  мире, в особенности, развиваемые российскими психологами и экологами в Иркутском ГПУ [7].   

Очевидны близкие тенденции и потенциал  воспитательных компонентов образовательной среды  школ России и Белоруссии, нередко совпадающие в связи с  многолетним  содружеством, сотрудничеством, обменом научными основаниями в области развития теории и практики современного образования. Но в школах этих стран очевидна, своя специфика даже при обращении к общим тематическим блокам.

С  началом третьего десятилетия ХХI века и наступлением «ковида» особую воспитывающую и культурную значимость приобретают   модели развития эколого-эстетической культуры школьников в контексте художественного образования. Это направление педагогической деятельности  на уроках изобразительного искусства представляет далее в  статье профессор Витебского государственного университета имени П.В. Машерова Г.С. Федьков (Белоруссия). Переосмысление  в современном глобализирующемся мире системы базовых  человеческих ценностей, стремление части общества к обогащению любым путём, навязывание молодёжи ложных  ценностей, разрушающих личность, негативно сказывается и на отношении человека к природе. В педагогической науке и практике всё более востребованным становится воспитание подрастающих поколений. Особую актуальность это  приобретает в отроческие годы, когда у подростков начинает пробуждаться интерес к своему внутреннему миру, к осознанию себя как личности.

Нарастающие экологические проблемы, техногенные катастрофы, связанные с непродуманной хозяйственной деятельностью человека, нарушают экологическое равновесие в природе, вызывают необходимость воспитания подрастающих поколений, умеющих рационально использовать природные ресурсы, не нанося вреда природе. Вместе с тем, знание только нормативно-правовых документов об охране природы недостаточно для её сохранения. Наши исследования показывают [9; 10]: уже в начальной школе учащиеся понимают, что природу надо беречь. Однако во взрослой жизни у некоторой части общества проявляется потребительское отношение к ней.

Модели образовательной (учебной) среды  и структура эколого-эстетической культуры школьников в Белорусской школе, формируются на уроках изобразительного искусства с включением воспитательных  компонентов. Согласно нашей позиции, определяют ее такие  элементы, как  проявляемые школьниками  умения эмоционально-чувственно откликаться на разнообразные проявления эстетического в природе; стремление к эстетическому освоению всего её многообразия; бескорыстное  созерцание объектов и явлений природы;  умение выстраивать отношения к природе, руководствуясь духовными ценностями общества. Первостепенная роль в этом  принадлежит развитию у учащихся  психических процессов – познавательных (ощущение, восприятие; память, речь, мышление, воображение); эмоциональных (эмоции и чувства); оценочных (умение оценивать объекты и явления действительности с позиций красоты  и выразительности); волевых (целеустремлённость, настойчивость, усидчивость и др.); поведенческих (умение руководствоваться в повседневной жизни духовными ценностями и нормами морали общества); рефлексивных (умение осознавать себя и своё место в природе и обществе, способность к анализу своего поведения,  к ответственности за свои поступки).

Причин превращения «ценителя красоты природы» в алчного потребителя её богатств много.  Остановимся на отдельных из них.

Недостаточное развитие эмоционально-чувственной сферы школьников. Являясь субъективным результатом оценочного отношения к эстетическому предмету, эстетическое чувство, утверждал А. И. Буров, выражается в духовном наслаждении или отвращении относительно облика и содержания предмета в процессе созерцания или деятельности. Оно характеризуется «активной, свободной, непринужденной игрой творческих сил человека, которая проявляется в ассоциативных представлениях, активизирующих духовную жизнь человека и побуждающих его к деятельности по законам красоты» [2, 110].

 Эмоционально нейтральный, равнодушный человек, как известно, не способен стать на защиту слабых,  как в социальной жизни, так и в природе. Весенние «палы травы» отдельными индивидами свидетельствуют об их безразличии к жизни множества различных живых существ, обитающих на лугах. Срывая  для продажи растения, занесённые в Красную книгу , незаконно срубая вековые деревья, убивая диких животных, он думает только о своей выгоде. Первый этап, предлагаемой нами модели  формирования эколого-эстетической культуры в школьной среде, направлен на развитие эмоциональной сферы школьников в процессе эстетического освоения природы, восприятия искусства, художественно-творческой деятельности. Педагогический опыт показывает,  что развитию чувственной сферы учащихся эффективно способствуют учебные занятия на природе. Зимой, если позволяют погодные условия, уроки лепки целесообразно проводить на пришкольном участке. В иное время школьники с большим желанием создают  ковры из осенних листьев, выполняют зарисовки природных объектов с натуры. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, восхищаясь красотой природы, считал её важным средством воспитания школьников. Придавая большое значение непосредственному общению детей с окружающей природой, утверждал, что она «имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведённый ребёнком посреди рощи и полей, …стоит многих недель, проведённых на учебной скамье» [8, 287].

Непосредственное общение детей с природой позволяет им не только увидеть и передать изобразительными средствами её естественную красоту и выразительность, но и способствует развитию умений давать эстетическую оценку деятельности человека в природе. Весьма полезны в формировании эколого-эстетической культуры тематические выставки, художественно-творческая деятельность по страницам Красной книги.

 На втором этапе происходит приобщение воспитанников к духовным ценностям – эстетическим (прекрасное, гармония, трагическое, комическое); художественным (сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, произведения); нравственным (честность, порядочность, отказ от причинения вреда природе.); экологическим (природа первоисточник красоты, источник эстетически ценных, жизненно-необходимых объектов и явлений); этническим (справедливость, трудолюбие, умение сообща решать все вопросы, в том числе и экологического характера); патриотическим (бережное отношение к природе родного края); идеологическим (уважение к государственным законам, направленным на защиту природы и их соблюдение).

Осуществляя подготовку будущих преподавателей изобразительного искусства к формированию у школьников эколого-эстетической культуры, проводим совместные со студентами-биологами выставки «Природа глазами художников и биологов», на которой будущие педагоги-художники представляют пейзажи, популяризирующие красоту природы витебщины, в том время как будущие педагоги-биологи – фотографии так называемых «краснокнижников». Инновационность  подобных мероприятий заключается в информационном обеспечении каждой работы, представленной на выставку. В аннотации к картинам студентам предлагается краткая аннотация особенностей местности, где они были написаны. Аннотации к фотоработам студентов биологического факультета рассказывают о местах обитания  живых представителей или нахождения объектов  природы, о необходимости беречь и охранять исчезающие по вине человека растения, животных, пересыхающие речушки, родники;

Тенденции в школьном художественном образовании к сужению поля  высокой духовности, примеров отношений к природе, как литературных героев, так и реальных субъектов человеческого общества. Проводя неоднократно опрос учащихся младших классов на педагогической практике, мы обратили внимание на тот факт, что многие из них не знают содержания таких литературных произведений, как «Дед Мазай и зайцы»  Н.А. Некрасова, «Серая шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка  и др.. Не знают содержания подобных произведений, к сожалению, и будущие педагоги-художники.

Так, отвечая на поставленный в анкете вопрос – назвать литературные произведения, которые можно использовать на уроке в целях воспитания у школьников бережного отношения к природе – студент предвыпускного курса написал: «Я воспитывался и познавал мир благодаря американским боевикам 80-х на видеокассетах». К сожалению, подобный пример в нашей педагогической практике не единичный.

Нами определены основные  условиями формирования эколого-эстетической культуры: 1)  использование фотоматериалов и репродукций картин известных художников, показывающих негативное влияние на природу непродуманных  действий человека («Крестный ход в Курской губернии» - И. Репин; «Тишина» - И. Левитан и др.);  2) вовлечение воспитанников в художественно-творческую и выставочную деятельность на темы природы; 3) воспитание и самовоспитание как результат эстетического освоения природы, ориентированного на примеры бережного отношения человека к природе. Эстетическое освоение природы, согласно нашей позиции, представляет собой процесс развития у учащихся понимания эстетической ценности её объектов и явлений с позиций субъективного эстетического опыта, пополняемого и расширяемого  новыми знаниями и представлениями о красоте и эстетической выразительности природы.

Таким образом, педагогический процесс формирования эколого-эстетической культуры школьников на занятиях по изобразительному искусству предполагает развитие у них эмоциональной сферы, эстетических переживаний, восприятий, способности ориентации и оценки красоты и выразительности природы в реальности и искусстве, усвоении духовных ценностей социума как ценностно-смысловых ориентиров для налаживания отношений  с окружающей  средой. Этот процесс управляем  и реализуется оптимально в том случае, если   осуществляется организация эстетической деятельности школьников на всех этапах их взаимодействия с природой: в процессе её восприятия и изображения, в художественно-творческой и  выставочной деятельности, популяризирующей не только красивые, но и эстетически выразительные её объекты и природные комплексы.                                                    

Из содержания представленного выше раздела очевидно, что  избранное для анализа и сопоставления направление в работе со школьниками по внесению в средовое пространстве школы деятельности по эколого-эстетическому освоению образного-ценностного контента природной среды  может идти вполне эффективно и  в России, и в Белоруссии.  Однако за последние годы, именно пандемия срывала многие интереснейшие  проекты, дополняющие эколого-эстетическим  содержанием уроки искусства(не только изобразительного). Но особенно полно раскрыть, чувственно-эстетические свойства природного объекта,  художественно-эмоциональные детали, интеллектуально-оценочные стороны восприятия образности произведения  можно именно в дополняющей, расширяющей время занятий воспитательной среде.

К этому подводит и  позиция  авторов - признание  особой эмоционально-эстетической  и  воспитательной, педагогической значимости выразительности, а не только  красоты природных объектов. Примитивными  являются включения в качестве критерия познания, отношения и экологической культуры  оценки типа :«Мне нравится! Красиво!» или «Нет!»-без пояснений. Этому противопоставляется   позиция по развернутой оценке, начиная от  внешнего облика, родового и видового своеобразия, то есть связи внешнего с внутренней сущностью, натурой объекта. Эти материальные объективные свойства каждой природной «единицы», особи, фрагмента вещества должны как выразительные свойства быть  признаны доминантными, различающими объекты при  их восприятии. Это непросто осуществить на уроке, корректнее это реализовать в воспитывающей среде. Дать себе отчет в самостоятельной ценности, экологичности, значимости в жизни природы вот этой  ее единички, не так просто  Но еще от Леонардо да Винчи известно об  эстетической ценности, уникальности каждого листика на ветке, который всегда неповторимо своеобразен. К принятию выразительностного (экспрессионно-экспрессивного) подхода, непривычного для обыденного утилитарного или технологичного взгляда на экологическую целостность природы  подводим педагогов искусства, ботаники, биологии с помощью наших теоретических монографий и методических разработок, издававшихся в разных городах [4;5; 6; 9;10].

Потенциал  этого  подхода в условиях непредсказуемых нападений «ковида-19» подводит к новому  пониманию признаков красоты и выразительности в отношении природных закономерностей. Своеобразна природная гармония хищных выразительных свойств этого вируса, он  нацелен на победу над организмом человека, его  невидимые  шипы и неуловимая активность пробуждают страх. Школьникам  известно, что он погубил многих ,  поэтому часто в  глазах детей сегодня присутствует печаль. Но искусство и успехи нашей медицины учат борьбе  за духовное и физическое здоровье, что особенно важно в качестве доминанты воспитывающей культурной среды

Как строить  для преодоления этих эмоций воспитывающую культурную среду, ведь она   совсем иная, чем система  обычной урочной работы? Решать новые задачи необходимо  в логике эколого-культурного и эстетико-художественного воспитания на основе  творческого познания мира , загадочной  выразительности природы. Важно опираться на уже проведенные  исследования в области педагогики и психологии среды. На первом месте среди работ теоретического и практического плана в рассматриваемом аспекте следует отметить монографический текст известного психолога и эколога В.А. Ясвина, посвященный моделированию и проектированию среды образования, в котором  обосновывается тип творческой среды, развивающей личность, оснащенной  многообразными методиками и заданиями [11]. Особенно близка  аспекту нашей статьи  монография Н.Г. Куприной ученого-педагога из Екатеринбурга, с ее видением проблем экологии музыкально-звукового развития ребенка, а также и эколого-эстетического подхода в художественном воспитании детей [4].

Однако очевидно, что  в общем плане воспитывающую среду следует  строить на принципе малых групп, что актуально в эпоху пандемии. Важно учитывать ситуации сужения, сокращения контролирования пространства- поскольку возможно возникновение вспышек болезни на том или ином участке среды , необходимо создание условий для временной изоляции заболевших. Должен быть постоянным  процесс информационного и культурно-воспитывающего взаимодействия воспитателей и детей. Воспитывающая культурная среда берет на себя  развивающие и образовательные функции в различных ситуациях, и на первом месте- развитие личности воспитанника, его способностей, задатков, творческого потенциала в перспективе. Возможно будут  значительно уменьшены передвижения в масштабе социально-массового пространства, в особенности, в школьных помещениях. Но при всем этом резко возрастает  значение межличностных контактов в этой новой школьной среде с учетом безопасности, культурный и психологический совместимости,  толерантности, а, следовательно, и доминанты самой атмосферы общения.

Принципиальное значение приобретают важнейшие ориентиры деятельности и ценностных отношений личностей учеников и их воспитателей. Усиливается актуальность признания особой значимости человеческой  индивидуальности. Возрастает эстетико-творческий потенциал каждого объекта культуры и особенно, искусства. Неизмеримо возрастает духовная, культурная, здоровье сберегающая значимость «классической» и родной природы, ее явлений как источника психологического   поддержания и восстановления здоровья после пандемических атак. Усиливается эстетическая ценность выразительного своеобразия природы и предметной среды. Конечно же, доминантное место среди духовных ценностей занимают объекты сферы культуры, искусства, природы.

 Такая обобщенная модель культурной воспитывающей среды строится на следующих  основных направлениях и  содержании деятельности: а)человек и богатства его внутреннего мира; б)искусство как источник развития творческого потенциала и культуры общения; в)природа, эстетика, экология в малой и большой окружающей среде; г) здоровье  и  физическая эстетическая культура;  д)культура творческой деятельности, практических занятий ручным, художественным трудом.

Научные основания и практические модели создания воспитывающей культурной среды в образовательном учреждении образуют  концептуальный комплекс на основе привлечения и мобилизации профессионального потенциала и творческих способностей педагогов как воспитателей культуры. Во всех этих направлениях  актуальным выступает критерий сочетания в эстетическом восприятии и характеристиках объектов, природных материалов, их свойств  как  носителей гармонии, красоты и выразительности. В общем, целевым результатом влияния подобной воспитывающей среды становится формирование культурно-эстетического  и экологического сознания школьников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. // Сборн. научн. трудов. – М.: Искусство, 1979.
  2. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике / А.И. Буров. – М.: Искусство, 1975.
  3. Кудашова, Т.В. Экологический подход к культурно-эстетическому развитию младших школьников / Т.В. Кудашова // Сборн. научн. статей «Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня. Юсовские чтения», под общей редакцией Л.Г. Савенковой. – М.: «ИХОиК РАО», 2018. – С.349-357.
  4. Куприна, Н.Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей / Н.Г. Куприна. – Екатеринбург: УрГПУ, 2014.
  5. Печко, Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. Монография. /Л.П. Печко. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.
  6. Печко, Л.П. Проблемы активизации креативности у одаренных подростков в художественно-эстетической среде образования /Л.П. Печко. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.
  7. Садовая терапия: монография /под общей редакцией С.В. Сизых, В.П. Пескова.  Иркутск: изд-во ИГУ, 2014.
  8. Ушинский, К.Д. Воспоминание об обучении в Новгородсеверской гимназии; избр. пед. соч.: в 2-х т.1: .Вопросы воспитания/ К.Д.Ушинский. – М.,1953. – C.281-290.
  9. Федьков, Г.С. Формирование духовной культуры школьников в процессе восприятия и изображения природы / Г.С. Федьков. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015.
  10. Федьков, Г.С. Экология и эстетическая выразительность природы                                                                       / Г.С. Федьков // Изобразительное искусство в школе. – М., 2011. – №3. – С.43-49.
  11. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Центр Комплексного формирования личности РАО, 1997.