Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9
Младший школьный возраст – период освоения детьми нового социального статуса, начала учебной деятельности в школе и активного развития мышления. Начальная школа является важнейшим звеном в становлении художественного восприятия и мышления ребёнка. Особенности художественного мышления различны для младших школьников разного возраста, например, ребёнка 6 и 10 лет. Художественное мышление на протяжении обучения в начальной школе формируется в тесной связи с различными видами деятельности школьника – игрой, учением, общением, но, безусловно, наиболее важным процессом является вовлечение ребёнка в художественно-творческую деятельность. Можно выделить следующие уровни развития художественного мышления в младшем школьном возрасте: 1. Высокий - «Художественный» - наиболее развитый, высоко развита креативность, художественное и эстетическое восприятие. 2. Средний - «Образный» - недостаточно развита эстетическая составляющая, креативные способности выражены слабо. 3. Низкий - «Репродуктивный» («частично-художественный») - очень слабо выражена оригинальность, креативность в создании образа, дети подходят к решению творческих задач стандартно [7]. Специфика развития художественного мышления ребёнка зависит от этапа развития. Возрастные особенности развития художественного мышления имеют некоторые отличительные особенности у учащихся 6-7 и 8-10 лет. Выявлены следующие особенности: на начальном этапе (в 6-7 лет) закладываются общие первичные основы художественного мышления. Важнейшей базой остаётся игровая форма в развитии мышления: дети предпочитают художественно-творческую деятельность, построенную с учётом игровых элементов. Дети, приходящие в первый класс, зачастую мало задействуют вербальный аспект художественного мышления. В процессе художественно-творческой деятельности дети проявляют большую, чем в 11 лет, свободу действий, непосредственность, искренность и прямоту понимания и осознания художественного образа. Второклассник уже больше ориентирован в своём художественном мышлении на социальные нормы. У некоторых детей эта тенденция сохраняется к 3-4 классу [1, 4, 7, 11]. В 8-10 лет у детей происходит формирование художественного мышления на основе образного мышления с постепенным переходом к логическому (к 10-11 годам). Формируется произвольность мышления. В 3-4 классах развитие художественного мышления напрямую зависит от уровня формирования воображения, фантазии, креативности, познавательной и эмоциональной сферы, а также от опыта художественной деятельности и мотивации к ней. Индивидуальные особенности школьника - это, в первую очередь, его психологические особенности, его характер. В результате исследования выявлены связи между особенностями художественного мышления и чертами характера (опираясь на исследования А.В. Петровского, Б.М. Теплова - общие черты характера - черты, где отражается отношение к людям, отношение личности к себе, к деятельности). Под чертой характера в исследовании понимается особенность характера, которая проявляется в деятельности и поведении [9]. Первая группа – это общие черты характера: целеустремлённость, честность, смелость и т.д. (и отрицательные, например, трусость). Наличие и тот или иной уровень развития таких черт характера является взаимозависимым с уровнем художественного мышления. Так как, чем интенсивнее проявлена общая черта характера, тем более ярко она проявляется в творческой деятельности, видении художественного образа, тем сильнее она влияет на саму суть творчества, но при этом и уровень развития художественного мышления влияет на силу и интенсивность черт характера, делает их более отчётливыми. Поэтому грамотно простроенная педагогом художественно-творческая деятельность оказывает влияние на формирование положительных и социально одобряемых черт характера школьника. Следующая группа - черты, отражающие отношение к людям – общительность, откровенность, чуткость, тактичность, грубость и другие. Отношение детей к другим формируется с помощью развития социокультурных компонентов художественного мышления в групповой творческой деятельности, обсуждения вопросов отношений между людьми в искусстве. Третья группа - это черты характера, выражающие отношение к себе – гордость, самокритичность, самопонимание и другие. Дети с развитым художественным мышлением понимают себя лучше, у них раньше формируется Я-концепция. И обратная взаимосвязь – у детей с развитым образом «Я» лучше развито художественное мышление, оно более богато по содержанию. Четвёртая группа - черты характера, отражающие отношение к деятельности - инициативность, настойчивость, трудолюбие, лень [9]. Зачастую дети с активной позицией к делу имеют ту же позицию по отношению к творчеству и имеют более высокий уровень художественного мышления. Таким образом, в целом наличие тех или иных черт характера, не связанных с творческими способностями, не влияет прямо на развитие художественного мышления, но воздействует опосредованно. Также выявлены индивидуальные отличия в развитии художественного мышления детей с разным типом обработки информации – визуальным, аудиальным и кинестетическим [4,11]. Выявленные особенности позволяют говорить о трёх типах художественного мышления у детей. Визуальный тип. Дети ориентированы на изобразительное искусство, на занятиях используют слова «видеть», «посмотрел», в упражнениях описывают форму, цвета героев или предметов. Часто выбирают изобразительную деятельность, рисуют на полях, смотрят вверх. Художественное мышление таких детей ориентировано на зрительный художественный образ. Аудиальный тип. Школьники слушают речь педагога, но могут и отвлекаться на посторонние звуки, испытывают потребность описать продукт творчества, вербализировать свои эмоции на занятии. Художественное мышление направлено на вербальный, описательный образ. Кинестетический тип. Дети ориентированы на драматизацию, психодраму и игровые художественные методы. Неусидчивы, активны. Художественное мышление таких детей – наиболее тонкой организации, нуждается в полноценном проживании образа во всех аспектах. Выявлены особенности художественного мышления у детей с различным типом восприятия и обработки информации, который зависит от доминирующего полушария мозга [8]. Данный подход является по большей части педагогическим и немного условным, так как новые исследования в области психофизиологии доказали, что не существует такого чёткого деления. Тем не менее, дети с преобладанием «левополушарного» типа мышления воспринимают легче более упорядоченные, однозначные, логичные, непротиворечиво понимаемые художественные образы. Для детей с «правополушарным» типом мышления свойственно стремление к неоднозначному, противоречивому художественному образу, целостности и экспрессии. На соотношении типа доминирующего полушария с развитием художественного мышления построения методика «правополушарного рисования» [12]: дети активизируют образное мышление, воображение в процессе расширения функций правого полушария, то есть охват большого числа разнообразных связей, целостного видения, работы интуиции и фантазии. Такие дети говорят более эмоционально, жестикулируют в процессе художественно-творческой деятельности. Также выявлены особенности развития художественного мышления у детей-интровертов и экстравертов. Интроверты склонны к индивидуальной творческой деятельности, предпочитают изобразительное искусство и литературное творчество. Экстраверты склонные к общению, эмоциональным всплескам и вербальной рефлексии в процессе художественной деятельности. Проанализировав литературу по данному вопросу, выявлено, что эффективнее всего рассматривать развитие художественного мышления в связи с какой-либо одной или несколькими чертами характера, а не с каким-либо типом характера. Каждая по-отдельности черта характера определяется и характеризуется легче, чем тип характера. Тем не менее, наиболее интересной для понимания художественного мышления является следующая инновационная разработка: типология индивидуальных особенностей развития художественного мышления Д. Голдстайна [5]. Он представил 16 типов характера по отношению к творческим и художественным проявлениям личности: «организатор» (интроверт, сенсорик, логик, рационал) – творческая реалистичность мышления и мотивация следовать традициям; «исполнитель» (интроверт, сенсорик, этик, рационал) – художественное мышление неотделимо от личностных ценностей, сосредоточен на решении сегодняшних проблем; «провидец» (интроверт, интуит, логик, рационал) - всем заведует и управляет; «вдохновитель» (интроверт, интуит, этик, рационал) – созерцательный тип художественного мышления, способен видеть возможности, заложенные в людях; «мастер» (интроверт, сенсорик, логик, иррационал) - быстро понимает ситуацию и действует; «придумщик» (интроверт, сенсорик, этик, иррационал) - вдумчив и при этом деятелен, во всем стремится к установлению гармонии; «аналитик» - (интроверт, интуит, логик, иррационал) - ум отличается теоретичностью, гибкостью и подвижностью; «созерцатель» (интроверт, интуит, этик, рационал) - живое воображение, поэтическая натура; реалист (экстраверт, сенсорик, логик, рационал) - изобретателен в решении проблем, возникающих в реальной жизни; «учитель» (экстраверт, сенсорик, этик, рационал) - организован и любит людей, креативность проявляет в рамках правил; «командир» (экстраверт, интуит, логик, рационал) - креативность направлена на реализацию планов; «увещеватель» (экстраверт, интуит, этик, рационал) - предпочитает быть среди людей; «непоседа» (экстраверт, сенсорик, логик, иррационал) - оценивает ситуацию и реагирует мгновенно; «аниматор» (экстраверт, сенсорик, этик, иррационал) - активен, эмоционален, полон энтузиазма; «изобретатель» (экстраверт, интуит, логик, иррационал) - нацелен на разрешение неразрешимого, стремится к накоплению новых знаний; «медиатор» (экстраверт, интуит, этик, иррационал) - художественное мышление проявляется в понимании людей. Каждый из этих типов закладывается в младшем возрасте, поэтому начальная школа является базой для формирования характера и уровня развития художественного мышления в будущем. Также выявлены гендерные особенности развития художественного мышления. Явного различия нет, но у большей части детей наблюдаются некоторые закономерности. Причины – неравномерность созревания структур мозга (у девочек зачастую быстрее созревает правое полушарие и речевые отделы) и разное полоролевое воспитание [11]. Девочки ориентированы больше на вербализацию художественного образа, а также часто – на повторение, тиражирование его. Важно оформление художественной работы, аккуратность. Сюжет художественного произведения - более статичный. Часто позиция в художественном творчестве – «коммуникативная», ориентация на сравнение с другими, общение. Мальчики ориентированы на сюжет, на целостное восприятие информации. Художественный образ – динамичный (часто произведения – в движении, в процессе), в занятиях по литературному творчеству они также используют больше глаголов. В 6-7 лет у мальчиков больше, чем у девочек доминирует область фантазий. Ориентация в творчестве - «исследовательская», интересует сюжетная линия, выходы из воображаемых ситуаций. Выявлена специфика развития художественного мышления в зависимости от темперамента ребёнка. Так, к примеру, В.А. Силивон изучила корреляцию художественного мышления с темпераментом детей в процессе творческой деятельности [10]. Если говорить о художественном мышлении – у меланхоликов оно тонкое, наиболее ярко выраженное по диагностике, но при этом не так проявляется в деятельности. Такие дети любят поощрение, бывают тревожны. По В.А. Силивон - в самостоятельном творчестве и психологически комфортной среде художественное мышление развивается до высокого уровня. Дети-флегматики творят спокойно, им требуется время на создание художественного образа, а также, по мнению В.А. Силивон, у некоторых детей-флегматиков довольно рано появляется формообразование и фигуративный рисунок, они аккуратны в раскрашивании, рисунки выполнены качественно, очень самобытны [10]. Дети-сангвиники быстро приступают к творческой деятельности, им важно наглядное и игровое подкрепление, при этом художественное мышление их довольно уверенное и смелое. Они могут оперировать различными художественными образами - и теми, что знали давно, и новыми. Холерики зависят в своём художественном мышлении от заинтересованности. Они быстрее всех создают произведение и бегут показать взрослому. Часто любят вербализировать весь процесс сотворения художественного образа – вслух придумывают его, творят (лепят, рисуют, сочиняют…) с комментариями и потом просят обратную связь. Уровень развития художественного мышления зависит от индивидуального подхода педагога. В процессе экспериментальной деятельности разработаны и направления и технологии диагностики возрастных особенностей развития художественного мышления у школьников 1-4 классов. Проведено диагностическое исследование художественного мышления младших школьников с помощью подобранных и разработанных методов диагностики на школьниках 1-4 классов ГБОУ СОШ № 121 (первый этап, 2014 год), а также ФГБОУ СОШ № 600 (2-й этап, 2015 год). Применялись методики: тест И.П. Павлова (доминирующий тип нервной деятельности), «Лабиринт» А.Л. Венгера, П. Торренс, «Закончи рисунок», «Прогрессивные матрицы Равена», «Четвертый лишний», дорисовывание фигур (автор О.А. Дьяченко) и другие. Исследование позволило выявить, что у большинства школьников (около 70%) на среднем уровне мотивация в области художественно-творческой деятельности, эстетические и художественные составляющие развиты слабее. Креативность развита в пределах нормы в 1 и 4 классах [7]. Художественное мышление большинства детей сформировано, но носит фрагментарный характер. Мотивация к художественной деятельности достаточно высока. Разработаны технологии развития художественного мышления младших школьников, включающие в себя групповые и индивидуальные занятия с детьми, проектную деятельность и консультации. Разработаны направления и методики развития художественного мышления младших школьников: 1. Цикл групповых занятий для учащихся 1-4 классов. 2. Цикл индивидуальных занятий с детьми. 3. Проектная деятельность для детей по психологии творчества. 4. Консультации и рекомендации педагогам и родителям по проблемам и техникам развития художественного мышления. Таким образом, исходя из анализа исследований по данному вопросу и проведённому эксперименту, можно заключить: анализ, разработка и выявление различных особенностей художественного мышления позволяет младшим школьникам успешно постигать основы творческой деятельности, познавать себя и окружающий мир и гармонично развивать как эмоциональную, так и познавательную сферу. Произведена разработка и анализ связи и закономерности основных психологических, возрастных и индивидуальных различий в развитии художественного мышления: гендерные, возрастные, познавательные, мотивационные и эмоциональные аспекты в художественном мышлении младших школьников. Выявлены основы сводной модели функционирования и формирования (воспитания, развития) основных отличительных особенностей и характеристик художественного мышления в младшем школьном возрасте. Разработанная модель описана в контексте различных форм художественно-творческой деятельности – изобразительной, театральной, сказкотерапевтической и других. Таким образом, развитие художественного мышления тесно взаимосвязано с различными особенностями и индивидуальными отличиями школьников. В ходе исследования установлено, что особенности художественного мышления различны для младших школьников разного пола, с разными психологическими особенностями – темпераментом, характером, особенностями познавательной и личностной сферы. Важным является индивидуальное отношение педагогов к каждому ребёнку и развитие у младших школьников способности к творческому мышлению в зависимости от их особенностей. Высокий уровень развития художественного мышления может присутствовать у детей с различными особенностями – и у первоклассника, и у холерика, и у ребёнка с левополушарным типом восприятия – при условии соблюдения дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход включает знание особенностей, соблюдение требований данного типа личности, эффективный подбор художественной и учебной деятельности. Базовыми элементами воспитания и развития является выявление специфики и психолого-педагогических отличий в его развитии в младшем школьном возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: «Академия», 2002. - 320 с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с. 3. Голдстайн Д., Крегер О. Творческая личность: Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности. - М., 2014. 4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993. 5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996. 6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Спб., 2012 . – 830 с. 7. Криницына А.В. Принципы и закономерности развития художественного мышления младших школьников. // Педагогика искусства, № 2, 2014. 8. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986. 9. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1976 - 479 с. 10. Силивон В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект): Монография. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183с. 11. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с. 12. Эдвардс К. Открой в себе художника. - М.: Попурри, 2012.