ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ

ВАСЁВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Доцент кафедры сценической речи государственной академии искусства и культуры, Пермь

Аннотация: 
В статье поднята проблема возрождения интереса к чтению литературы. Художественное чтение, применяемое в течение всего образовательного процесса, развивает речь, совершенствует голосовую выразительность, интеллектуально обогащает, раскрывает творческие способности студентов. Результативность педагогической деятельности повышается за счёт тесной связи теоретических и практических занятий, совместного творчества преподавателя и студентов. Художественное чтение комплексно развивает, воспитывает студентов, обучающихся филологическим, театральным, педагогическим специальностям, что позволит им реализовать себя в профессиональной деятельности, стать компетентными специалистами.

Концепция развития образования до 2020 года опирается на реалии современного
общества, которому необходимы творческие конкурентоспособные специалисты с
качественно новым уровнем образованности, от которых в значительной мере будет
зависеть развитие социально-культурной сферы, обеспечивающей повышение уровня
социальной и гражданской активности населения. Исследования состояния общей и
речевой культуры молодёжи показывают, что владение словом с каждым годом
ухудшается, а ведь речь отражает неповторимость, индивидуальность человека, его
образованность, культуру, духовность, артистизм; является выражением бытия.
Интенсивным, оптимальным и эффективным способом получения и усвоения социального
опыта, культурных традиций, вхождения в мир науки и искусства является осознанное
чтение; умение в том, что прочли – искать и находить ответы на вопросы, которые ставит
жизнь. Мы рассматриваем художественное чтение как инновационную технологию,
предусматривающую погружение студентов в речевую среду, создаваемую педагогом,
владеющим художественным чтением, с тем, чтобы они учились слушать, слышать и
правильно говорить; через речь прививаются правильное произношение, владение
литературным языком, умения эмоционального воздействия. В течение всего
образовательного процесса преподаватель читает вслух лучшее, проверенное временем,
из русской и зарубежной художественной литературы. Педагогическая импровизация при
художественном чтении вслух литературных произведений пробуждает чувственную
природу, нестандартное восприятие студентов, побуждает их к обсуждению смыслов,
способствует логическо-конструктивному выстраиванию читаемых текстов, соотнесению
грамматических и логических знаков препинания. На занятиях происходит духовное
обогащение и единение участников образовательного процесса, познание друг друга, а
через это и самопознание; обмен информацией, в том числе и обмен индивидуальными
ценностями; организация и регуляция межличностных взаимоотношений; создание
атмосферы коллективного эстетического переживания. Складывается такая
коммуникативная ситуация, которая может привести к корректировке эмоций, к их
взаимному усилению или поглощению, при этом преподаватель, выступая сам как
читатель, поощряет творческую активность студентов и, как человек более опытный,
профессионально-компетентный, направляет ее в нужное русло. Студенты же,
дискутируя, споря с преподавателем, не соглашаясь с его мнением, видя другие варианты
решения обсуждаемых проблем, ставя собственные оценки, делая самостоятельные
выводы, примут и точку зрения преподавателя, чувствуя его искренность, увлеченность,
творческую волю. Художественное чтение позволяет творчески воспроизвести не только
«букву», но и «дух» произведения, даёт студенту возможность стать соучастником
действа, задуматься и удивиться тому, что раньше, читая произведение, не замечал всей
его красоты, содержательности и своеобразия. «Чтение дает нам такую силу анализа,
какой никогда не будет иметь тот, кто читает про себя. Голос это такой разъяснитель и
наставник, который обладает дивной, хоть и не известной силой» – писал французский
прозаик Эрнест Легуве. Преподаватель при этом выступает носителем такого
«проникновенного слова», которое, по М.М. Бахтину, вмешивается во внутренний мир
студента и позволяет ему услышать себя самого. Личный опыт, артистизм педагога
способствуют преобразованию, росту, обогащению личности студентов; помогают им
найти в произведении новый смысл, сопоставить культурные традиции народов и
причины различий культур; учат ориентироваться в человеческих ценностях. Постепенно
студенты накапливают опыт художественно-выразительной техники звучащего слова,
передающей подлинные человеческие чувства, переживания и страсти; переходящий в
устойчивые навыки владения литературной, интонационно богатой, образной речью.
Многие литературные произведения, особенно поэтические, обладают
своеобразным, почти гипнотическим воздействием на человеческую психику,
внушая определённого строя мысли и чувства, заклиная, проклиная, возвышая и
т.д. В поэзии слова выпуклы, весомы, благодаря ритму, рифме они звучат сильнее. Осип
Мандельштам говорил о «чудовищно-уплотнённой реальности», которой обладает «в
поэзии слово как таковое». Художественное чтение стихотворных произведений
прививает понимание и чувствование на слух поэтических размеров, улавливание
рисунка ритма, характера стиха, позволяет ярче, глубже раскрыть содержание
произведения, его своеобразие. Именно стихотворные произведения помогают
ритмически организовать речь студентов, придать ей особую мелодику; лучше и глубже
понять образную составляющую художественной литературы; находить авторский
подсказ и правильно расставлять эмоционально - логические акценты, а главное
позволяют разбудить познавательную эмоционально-чувственную природу студента.
Приобретённые при работе над стихотворениями умения, навыки и опыт мы
переносим на прозу; это способствует раскрытию творческой индивидуальности,
развитию и обогащению выразительных возможностей студента. Для художественного
чтения важен такой литературный материал, в котором четко определяется отношение
автора к жизненным явлениям, раскрывается его внутренний мир, поэтому мы
рассматриваем прозу с «позиции рассказчика», определяем личное отношение к точке
зрения автора. Работая над текстом, студент не просто следит за событиями
художественного произведения, но и проникается авторским настроением, мысленно
рисуя себе картину происходящего, даёт возможность словам явиться, возникнуть; для
этого необходимо владеть умением работать с искусствоведческой литературой,
анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными
понятиями и терминологией. Мы рекомендуем студентам самостоятельно выбрать
произведение для художественного чтения, обосновав его актуальность, несмотря на то,
что прошли десятилетия, а может и столетия со времени его создания. Студенты
начинают проводить параллели между прошлым и настоящим, ищут новые
эмоционально-смысловые ударения, не «красиво декламируют», а задумываются над
содержанием, интонациями, подтекстом, подчиняя исполнение произведения сквозному
действию.
Обычно для исполнения студенты выбирают отрывки из крупных произведений
прозы, стихотворные тексты повествовательного характера или соединяют стихотворный
и прозаический текст. Обязателен при подготовке текста к художественному чтению
введённый нами эмоционально-смысловой анализ, который проводим по следующей
схеме:
– определение содержания событий произведения и выделение: начального
состояния объекта – средств его преобразования – конечного состояния объекта;
– выявление возникающих отношений и противоречий в действиях персонажей;
– постановка вопросов «почему?», «каким образом?» и «для чего?», анализ
мотивации действий персонажей, средства и способы их осуществления;
– оценка представленным в произведении действиям с позиций персонажей,
автора и исполнителя; соответствие этих действий культурно - ценностным
нормам сегодняшнего времени;
– уточнение или корректирование первоначально составленной схемы смыслового
содержания текста.
Эмоционально-смысловой анализ литературного произведения строится на
многократном делении текста на части. В каждой из частей обращаем внимание не только
на развитие действия, но и выделяем факты, без которых текст не может существовать;
прежде всего, это глаголы. Глаголы – это действия, все остальные слова являются
художественным дополнением к ним, помогающим эмоционально-смысловому
присвоению текста. Деление текста выстраивает эмоционально-смысловую перспективу
вне зависимости от сюжета и идеи. Эмоционально-смысловое присвоение текста в
значительной мере определяется тем, как мы этот текст произносим, насколько свободно
владеем интонационными приемами; «интонация всегда будет живой, органичной, яркой,
если явится следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей»,
– подчёркивал К.С. Станиславский. При анализе текста студенты обращают внимание на
произнесение коротких и длинных звуков, звонких и глухих согласных, скорость чтения,
объём и высоту голоса, игру слов, гиперболизацию, не забывая при этом, что главное –
углубление, расширение понимания текста, его «присвоение», а не его произнесение.
Работа с литературными произведениями, проведение эмоционально-смыслового
анализа прозаического и поэтического произведений, освоение профессиональных
компетенций позволяют средствами художественного чтения обогатить выразительные
возможности студента, раскрыть его творческую индивидуальность. Вера в предлагаемые
обстоятельства; накопление и яркость видений; оценка фактов, событий; анализ ритмико-
интонационного строя произведения; правдивость словесного действия; владение речевой
палитрой становятся живой душой повествования. Студенты приобретают умения чтения
и понимания текста, оценивают его содержание и языковое воплощение, формулируют
собственные высказывания по теме текста, накапливают опыт квалифицированной работы
с художественным произведением. Эмоционально-смысловой анализ литературного
произведения, базирующийся на художественном чтении, позволяет постичь авторский
замысел, активизирует восприятие, интерпретацию текста; заставляет иначе воспринимать
окружающую жизнь, слово, культуру и постепенно приводит к формированию языковой
личности, обладающей индивидуальным стилем, способной выразить свои мысли, чувства
в слове – выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего
мира. Художественное чтение преподавателем вслух есть не что иное, как творческое
воплощение литературного произведения в действенном, звучащем слове; оно оказывает
на студентов эстетическое воздействие, изменяет восприятие этих произведений,
вызывает эмоциональный отклик, воспитывает речевой и эстетический вкус.
Художественное чтение, которым мы занимаемся в течение всего образовательного
процесса, возвращает студентам интерес к чтению, вкус к образной речи, способствует
формированию активной, деятельной, ответственной личности, готовой к творчеству,
профессиональному самоопределению, превращению профессии в форму индивидуальной
жизни. Формирование профессиональных компетенций средствами художественного
чтения позволяет преобразовать теоретические знания в практические нужного способа
действия, прививает интерес к самостоятельной работе, способствует повышению
результативности обучения, даёт студентам возможность раскрыться художественно,
эмоционально, духовно, эстетически; способствует повышению качества работы
преподавателей при подготовке специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение / Г.В. Артоболевский. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.
2.Васёв, Д.В. Художественное чтение, или как уметь хорошо читать/ Д.В. Васёв // Alma Mater. – 2014. – № 1.
– С. 83-88. – М., 0,5 п.л.
3. Сценическая речь: Учебник. / Под ред. И. П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во
«ГИТИС». 2002. – 405 с.