Художественное образование составляет один из важнейших компонентов высшего
образования архитектора, фундаментальную основу его профессиональной деятельности.
Художественно образованный человек становится носителем идеалов высокой творческой
культуры, так как искусство – «сфера творческая по преимуществу (…) Во всяком
художественном делании уже творится мир иной…» [1].
Специфика архитектурного творчества заключается в мощной активности
пространственного мышления и воображения, в способности образно моделировать
объёмы большой протяжённости, обладающие функциональными признаками инженерно-
технических объектов жизнедеятельности людей. Особенно важным в профессиональной
подготовке архитектора является владение композиционными графическими средствами,
позволяющими вести оригинальные фантазийные разработки крупных форм. В этой связи
необходимо переориентировать модель художественного образования на отход от
репродуцирования готовых образцов визуального опыта в сторону решения задач
творческой интерпретации изобразительного мотива.
Иными словами, парадигма академического обучения изобразительной грамоте
уступает место креативной парадигме художественного образования, ориентированной на
широкое использование ассоциативного арсенала образного языка, интенсивное освоение
средств и приёмов художественной выразительности. Под креативной парадигмой
художественного образования мы понимаем концептуальную модель-образец постановки
и решения образовательных проблем с ориентацией на обучение искусству через
творчество, на формирование и развитие креативных способностей личности.
Образный язык даёт возможность осмыслить модели формообразования в
архитектуре с опорой не только на рационально-логические схемы, но и на активность
бессознательных процессов, на художественно-образное мышление и творческое
воображение. В основу освоения композиционной культуры и фантазийных средств
развития образного замысла положен принцип ассоциативности. Он предполагает
метапредметное видение, раскрытие свойств и качеств одного объекта через другие
объекты и их акциденции.
Ассоциации, таким образом, представляют собой взаимосвязь различных сторон
психических процессов (зрительных, звуковых, обонятельно-вкусовых, кожно-мышечных,
вестибулярных ощущений; представлений, идей, мыслей, наблюдений, фантазий,
эмоционально-волевых состояний и др.) в сознании индивидуума, неизменный атрибут
его душевной жизни. Они могут быть внутренними (связанными с внутренним миром
человека и объединяющие различные стороны психических процессов) и внешними
(ассоциации, возникающие как отражение в сознании взаимосвязи различных сторон и
качеств физического мира) и организуются по сходству, контрасту и смежности
(В. С. Кузин). В процессе творческой работы на этапе возникновения архитектурно-
художественного замысла могут возникнуть прямые (связанные с получением
изображений, соответствующих главной образной идее), косвенные (дополняющие
основной изобразительный мотив новыми образами), спонтанные и запланированные
ассоциации.
Объекты ассоциативных связей охватывают самые различные сферы жизни,
деятельности, культуры и внутреннего мира человека. «В прошлом зодчие вдохновлялись
образцами природы либо интерпретировали архитектурно-строительные мотивы. Сегодня
арсенал источников безграничен и опирается на визуальные аналоги, заимствованные у
науки, искусства, техники, живой и неживой природы, жизненных ситуаций», –
констатирует В. Т. Шимко [2].
Для учебной деятельности по поиску оригинальных архитектурных идей,
связанных с образными ассоциациями, необходимо освоение методов и технологических
приёмов, способствующих не только решению частнопредметных архитектурных задач,
но и развитию креативных способностей личности в целом. Известный американский
психолог А. Маслоу в этой связи отмечал, что «обучение через творчество … может стать
альтернативой всем другим видам обучения» [3]. Идеи креативного образования
детерминировали педагогический интерес к творческим (эвристическим, креативным)
методам обучения.
Работа с ассоциациями требует поиска ярких вербальных характеристик образных
интерпретаций, раскрепощения творческого воображения в процессе погружения в
открытый поток сознания. Поэтому поисковую работу над эскизами к композиции,
изображающей архитектурный ансамбль, насыщенный ассоциативными мотивами,
предваряет метод свободных ассоциаций (Ф. Гальтон, З. Фрейд и др.). Метод свободных
ассоциаций способствует раскрытию образной концепции композиции. Этот метод
представляет собой самопроизвольное изложение сюжетов, приходящих на ум, вне
зависимости от их рациональности и объективности. Подборка слов, невольно всплывших
в сознании в процессе осмысления задачи, может натолкнуть на случайные находки
нестандартных её решений.
Другой интересный творческий метод, позволяющий сочинять выразительные
архитектурные метафоры, – метод фокальных объектов (МФО). Данный метод был создан
профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1923 г., затем модернизирован
американским специалистом Ч. Вайтингом в 1958 г. [4]. Суть метода состоит в
активизации ассоциативного мышления при помещении какого-либо объекта в фокус
внимания с целью обогащения свойств этого объекта свойствами иных – случайных
объектов (другие названия – «метод каталога», «метод случайных объектов»). Мы
адаптировали данный метод к решению художественно-творческих задач создания
оригинального образа архитектурного мотива.
Цель ассоциативного преобразования методом фокальных объектов в
художественной работе архитектора – такая образная трансформация (перестройка
образа) или модернизация (доработка, обновление образа) архитектурного объекта, при
которой он приобрёл бы качества сходства со случайным объектом (прототипом
образного решения – например, какой-либо природной формой) по ряду параметров.
Исследуем свойства архитектурного объекта, которые могли бы стать базовыми
для ассоциативного преобразования. Запишем их в виде таблицы в 4 колонки: слева
зафиксируем определения свойств (параметры преобразований), а в остальных колонках
распишем характеристики свойств для фокального (архитектурного) объекта, случайного
объекта (образного прототипа, например, природного объекта) и преобразованного
объекта (архитектурного объекта в виде бионической модели, например, здания в стиле
био-тек). В конце каждой колонки выполним схему-зарисовку, образную визуализацию
объекта с описанными свойствами в виде эскиза (всего – 3 эскиза с образами-схемами
фокального объекта, случайного объекта и нового, преобразованного объекта). В кратких
записях проследим, как свойства фокального объекта обогащаются свойствами
случайного объекта в преобразованном архитектурном объекте. В качестве
интерпретируемых характеристик мы выделили следующие прараметры:
1. Пропорции (соотношение высоты h, фронтальной ширины a и глубины
профиля b).
2. Геометрический аналог (геометрическая фигура и тело).
3. Тектоника (массивность или легкость (ажурность) форм, качества их
устойчивости).
4. Симметрия и асимметрия форм.
5. Устремлённость форм (горизонтальный, вертикальный, диагональный,
радиальный и т. д. вектор направленности форм и т. д.);
6. Ритмический ход (быстрый (дробный) или медленный (растянутый) шаг,
последовательный или нет; встречный, расходящийся, сонаправленный).
7. Пластика (гибкая или жесткая (с изломами), выраженная или нет, завершенная
или нет).
8. Модульность форм, характер членений (дробная или монолитная форма,
крупные или мелкие членения, характер их чередования, их количество – много
или мало; наличие ярусов (имеются или нет, много или мало, мелкие или
крупные).
9. Характер рельефа и силуэта формы (выступы, разрывы и углубления форм
(что именно преобладает), форма очертаний, глубина рельефа; врезки и
сочетания форм: какие формы и насколько сильно взаимодействуют,
наслаиваются, дублируются, какие новые формы образуются).
10. Масштабность (соотношение объекта и окружения, соотношение элементов,
перепады их масштабов).
11. Освещение (собственное свечение или свет извне, сила освещения, количество
источников, концентрация или рассеивание света, прозрачность).
12. Основные функции объекта, возможности его функциональной
трансформации.
На рис. 1. приведён пример развития художественного замысла изображения
архитектурного ансамбля с опорой на данную методику. Показана карта ассоциативных
преобразований, где велись аналитические записи. Перед студентом была поставлена
задача интерпретации образного мотива архитектурного ансамбля с использованием
ассоциативного прототипа (автор выбрал прототип в сфере бионических архитектурных
преобразований – медузу).
Требовалось выполнить две графические композиции, отражающие особенности
формы медузы в архитектурном мотиве в разных пластических ипостасях (рубленая и
округлая форма). В результате обогащения характеристик архитектурных объектов
соответствующими свойствами и качествами биологического объекта последовательно
вырабатывалась концепция разработки бионического архитектурного ансамбля в
графическом рисунке-фантазии.
На рис. 2 показана последовательность поиска образных решений бионического
архитектурного мотива, начиная с анализа визуальных признаков и функций прототипа,
через осмысление возможных аналогий в сфере архитектуры, моделирование
вариативных решений пластической конструкции «зданий-медуз», и заканчивая
разработкой сложных графических ассоциативных композиций с многоплановым
решением пространственной среды, выполненных на листе формата А1 (рис. 3).
Важным этапом творческой работы над ассоциативными графическими
композициями с изображением бионической архитектуры стал переход от конкретно-
предметного к абстрактно-знаковому, символическому решению форм, т. е. от образов-
изоморфем к образам – метафорам.
В изоморфных образах сохраняется внешнее сходство с прототипом
ассоциативного преобразования. В композициях с изоморфемами часто происходят
метаморфозы (превращения) одних объектов в другие, фигур – в фон и участков фона – в
фигуры и т. д. Изоморфема-синтез намного сложнее. В случае синтеза структуры образа и
прототипа взаимопроникают друг в друга, образуют системные связи.
В отличие от изоморфемы метафора (скрытое уподобление) предполагает более
широкий смысловой спектр ассоциаций, глубокое осмысление сущности образа,
многозначность трактовки. Следовательно, основная задача изображения в ходе
творческой работы может быть переформулирована так, что в преобразованном объекте
должны отображаться не внешние характеристики прототипа, а внутренние системные
связи в его структуре. Точнее сказать, ассоциативный прототип в метафорическом образе
может звучать лишь как символ-напоминание, читаемый в формах с жёсткой огранкой
или с плавными очертаниями.
Переформулировка задачи указывает, что разработанная нами методика развития
ассоциативного мышления студентов при выполнении ими художественных работ по
кафедре рисунка и живописи позволяет сочетать метод фокальных объектов с методами
свободных ассоциаций и синектики. Метод синектики, по В. Дж. Гордону, представляет
собой способ гибкого сочетания разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в
процессе постановки и решения задачи, предполагает четыре вида аналогий (прямая,
символическая, фантастическая и субъективная – т. е. эмпатия) и поэтапное
переформулирование проблемы.
Практические результаты выполнения графических ассоциативных композиций,
достигнутые студентами III курса, обучающимися в ННГАСУ по направлению
специализации «Архитектура» (рис. 3–4), позволяют сделать вывод об эффективности
описанной методики творческой работы.
Рис. 1. Карта ассоциативных преобразований архитектурного объекта
(вып. Терешкова Анна, III курс, гр. 019, 2010 г.)
Рис. 2. Эскизы графических композиций преобразования архитектурного мотива по
ассоциациям с образом медузы (вып. Терешкова Анна, III курс, гр. 019, 2010 г. Материал –
карандаш)
Рис. 3. Фантазийные графические композиции преобразования архитектурного мотива по
ассоциациям с образом медузы, инерпретированные в пластике округлых (вверху) и
«рубленых» (внизу) форм (вып. Терешкова Анна, III курс, гр. 019, 2010 г. Материал –
карандаш). Руководитель – И. Л. Левин
Рис. 4. Фантазийная графическая композиция преобразования архитектурного мотива по
ассоциациям с образом императрицы Екатерины II (вып. Муравьёва Варвара, III курс, гр.
019, 2010 г. Материал – карандаш). Руководитель – И. Л. Левин
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев, Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) / Н. А. Бердяев. – М.:
Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916. С. 219
2. Шимко, В. Т. Основы архитектурного проектирования. / В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004.
– С. 172.
3. Маслоу, А.-Г. Дальние пределы человеческой психики / А.-Г. Маслоу; пер с англ. –
СПб: Евразия, 1999. – С. 69.
4. Whiting, Ch. S. Creative thinking / Ch. S. Whiting.-New-York: Reinhold, 1958.
ВЫПОЛНЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ КРЕАТИВНОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В статье раскрыты теоретико-методологические принципы выполнения графических
композиций на основе образных ассоциаций, технологические аспекты решения художественных задач
средствами графики, даны практические рекомендации по эффективному и качественному обучению
студентов, получающих архитектурную специальность в системе высшего образования, основам
ассоциативной композиции в рисунке, используя творческие методы обучения.