Многовековой опыт народов показывает, что гетерогенное по своему социальному, этническому, языковому составу общество способно выжить и эффективно существовать лишь при условии мирного сосуществования представителей различных этносов, культур и языковых групп. Это реализуется посредством самоидентификации человека с определенным этносом и одновременно принятием другой культуры, т.е. посредством живого и заинтересованного «диалога культур» (В.Библер, М. Бахтин), к которому необходимо привлекать молодое поколение. [2] Одной из наиболее ярких тенденцией общественного развития второй половины XX – начала XXI веков является возрождение этнического самосознания. Оно отразилось в готовности этносов изучать и возрождать свою историю, культуру, язык. С нашей точки зрения, актуализация компонентов этнокультуры в развитии российского общества, претерпевающего коренные изменения во всех сферах жизни на протяжении двух последних десятилетий, объективно обуславливает потребность в обращении к этнокультурным корням и их востребованность в воспитании подрастающего поколения. [1] В связи с этим, образовательная политика России, как и других стран мира, учитывает требования поликультурности. Перед психолого-педагогической наукой возникает, таким образом, цель обоснования и разработки теории дидактического обеспечения поликультурного образования, нацеленного на решение задач подготовки молодежи к жизни в современном мультикультурном обществе, на формирование готовности к общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, поколений, социокультурных групп, традиций и менталитетов [4, с. 3]. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования одним из направлений обеспечения образования считает «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [6, с. 5]. Данное положение, на наш взгляд, успешно решается в процессе поликультурного образования подрастающего поколения, которое способствует усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодёжи в духе уважения к инокультурным системам [4, с.80]. Как показывают исследования, выполнению задач современного поликультурного образования эффективно способствует учёт этнокультурных особенностей региона. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» определила основные цели и задачи образования на будущее. Важное место среди них занимают: развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение национально-культурной самобытности народов России в целом и регионов в частности, что будет содействовать формированию духовно-нравственной, толерантной личности в эпоху взаимопроникновения культурных ценностей. В связи с этим перед педагогами встаёт задача погружения учащихся в сложный мир народной культуры, народного искусства, где сконцентрированы нравственные, эстетические, духовные, педагогические начала. Рассмотрим в данном контексте несколько ключевых понятий. «Народная культура» – зафиксированная в результатах и орудиях труда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д. Как база воспитания и обучения народная культура играет всё более важную роль в формировании личности в условиях нарастающей бездуховности и падения нравственных устоев в обществе. Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт в области воспитания и обучения [3, с.18]. Наряду с понятием «народная культура» современная этнопедагогика оперирует также научными понятиями: «этническая» и «национальная культура». Этнической культуре присуща местная ограниченность, жёсткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве. В ней господствуют сила традиции, привычки раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению. К этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство. Народное искусство «выступает в качестве самостоятельного пласта культуры эстетической, которая характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений» [7, с.169]. Одной из основных сфер проявления эстетического отношения человека к действительности, реализующегося непосредственно в повседневной жизни, является эстетика быта. Материальные свидетельства бытовой культуры различных народов в их историческом развитии раскрывают единство и многообразие эстетических представлений людей о красоте предметного мира [7, с.35]. Видом искусства, который обслуживает бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяет его эстетические потребности, несёт красоту в жизнь, является декоративно-прикладное искусство, которое является постоянно действующим фактором в эстетическом воспитании человека [7]. Наши предки привносили в свой быт красоту, украшая разнообразные предметы вышивкой, росписью, резьбой. Эти предметы имеют огромный эстетико-педагогический потенциал для подрастающего поколения. В практическом аспекте эти понятия раскрываются в различных учебных курсах. Одним из них в образовательном пространстве школы является учебный курс «Технология». Данный курс предоставляет значительные возможности для активного формирования полиэтнической культуры растущего человека. Это определяется несколькими факторами: 1) Содержание учебного курса «Технология» дает интересный материал для знакомства школьников с современным производством, самостоятельного овладения трудовыми умениями; 2) На занятиях по этому курсу можно показать производственные технологические процессы как органичную часть духовно-материальной культуры общества на цивилизационном общероссийском и этническом уровнях; 3) В рамках курса есть возможность ознакомить учащихся с традиционными видами ремёсел. Изучение особенностей декоративно-прикладного искусства разных этносов, участие в творческом процессе по выполнению изделий, близких к тем, которые использовали наши предки, не только даёт растущему человеку знание технологического процесса и навыка работы с различными материалами, но и позволяет окунуться в прошлое. Приведем пример реализации данных возможностей в экспериментальном исследовании, проведенном в школах одного из многонациональных по своему составу регионов России - Поволжском. В эксперименте были теоретически разработаны и апробированы следующие педагогические условия эффективной реализации задач поликультурного образования в курсе «Технология» в общеобразовательной школе: - систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности подлинные образцы декоративно-прикладного искусства народов, проживающих в регионе, или их фотографии (национальные костюмы или его отдельные элементы; полотенца, украшенные вышивкой; предметы быта и т.п.); - вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную (сбор, сравнительный анализ и систематизацию материала) и трудовую деятельность (выполнение образцов, самостоятельное создание завершенных изделий с использованием различных видов декоративно-прикладного творчества); - создание образовательной культурно-эстетической среды, которая способствует обогащению опыта общения школьников с предметами быта, созданными народами Поволжья. В процессе поликультурного образования средствами декоративно-прикладного искусства необходимо применять различные формы и средства, среди них особенно значимы: - организация экскурсий в музеи для ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, жизнью и творчеством русских, татар, чуваш и мордвы; - ознакомление с народным искусством на основе произведений устного народного творчества; - оформление кабинета на основе сменных экспозиций с использованием предметов декоративно-прикладного искусства народов региона в соответствии с содержанием основных разделов программы предметной области «Технология» по направлению «Технология ведения дома»: «Технология домашнего хозяйства» (интерьер, освещение помещения, предметы декоративно-прикладного искусства в интерьере); «Кулинария»; «Создание изделий из текстильных материалов» (фартук, сарафан, рубаха, юбка); «Художественные ремёсла» (изделия из лоскута, вязание, вышивка); «Технология творческой и опытнической деятельности» (выполнение проектов краеведческой направленности). Оформленный таким образом интерьер кабинет, как показало исследование, оказывает сильное влияние на эстетическое, нравственное, поликультурное развитие школьников, воспитывает чувство прекрасного. Все выделенные условия и формы занятий позволяют научить современных подростков понимать иную культуру, принимать её, терпимо относиться к её ценностям, оказывают благотворное нравственное и эстетическое влияние на духовный мир учащихся. Это корреллирует с выводами других исследователей, который подтверждают, что на занятиях, организованных по данным направлениям у учащихся значительно возрастает уровень предрасположенности к межэтническому общению, растет познавательный интерес к искусству народов разной национальности [5, с.18]. Кратко рассмотрев возможности учебного курса «Технология» в реализации задач поликультурного образования, можно заключить следующее: - основополагающими задачами поликультурного образования современных учащихся на современном этапе развития общества являются содействие развитию их эмоционального, активного отношения, действенного интереса к культуре своего и других народов; - формирование культурно-эстетической толерантности является ведущим фактором социализации учащихся в поликультурной среде и развития понимания и уважения к другим народам и их культуре. [2] - на занятиях по данному курсу можно активно содействовать обогащение интеллектуальной сферы учащихся на основе их приобщения к народной культуре и особенностям декоративно-прикладного искусства, ремесел и т.д.
ЛИТЕРАТУРА 1. Арябкина И.В., Гринева Е.А. Симбирский край родной: Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – Ульяновск: УлГПУ, 2009. – 172 с. 2.Арябкина И.В. Роль этнических компонентов вузовского образования в формировании культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы// В сборнике: Педагогические традиции народов России и зарубежья материалы международной научно-практической конференции. Российская Академия Образования Поволжско-Кавказское отделение РАО Координационный Совет РАО по педагогике и психологии ФГНУ «Институт социализации и образования» РАО НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»; ответственный редактор Белухина Н.Н.. Ульяновск, 2013. С. 34-38. 3.Герюгова, З. Традиции этического и эстетического воспитания детей в карачаевской народной педагогике / З. Герюгова // Воспитание школьников. – 2003. – №10. – С. 17-22. 4.Гукаленко, О.В. Поликультурное образование: теория и практика: монография / О.В. Гукаленко. – Ростов-на-Дону: изд-во РГПУ, 2004. – 512 с. 5.Ушнурцева, Н.Н. Эмоционально-эстетический компонент поликультурного воспитания / Н.Н. Ушнурцева // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. - №9. – С. 1-2. 6.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с. – (Стандарты второго поколения). 7.Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.