Закономерности и средства композиции художественного проектирования в области реновации ювелирных изделий

ЧУРАКОВА МАРИЯ В.

аспирант, преподаватель кафедры ювелирного искусства Высшей школы народных искусств (института) 

Аннотация: 
В статье представлено определение значения процесса реновации в области ювелирного искусства. Задача данной статьи рассмотреть на начальном этапе закономерности и средства композиции художественного проектирования в области реновации ювелирных изделий.

Реновацию в ювелирном искусстве можно отнести к областям науки и техники, которые включают совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности,направленных на исследование, разработку и применение высокоэффективных технологий, материалов и средств технологического оснащения. Реновация (renovation) - обновление, восстановление, создание нового духа в субъекте; Реновационные изменения в ювелирном изделии - это “комбинации”, действия, изменения, новые технологические операции, связанные с модернизацией, совершенствованием структуры и состава имеющегося. В экономическом аспекте, реновация ювелирных изделий – это, прежде всего изменения, ориентированные на рыночный спрос, направления моды. Новый облик, на примере старого образа. Рассматривая реновацию в традиционном прикладном искусстве ювелирных изделий, как воссоздание, восстановление художественных произведений при всестороннем их изучении, можно сделать вывод, что она включает: освоение культурного наследия; изучение исторического периода создания произведения; постижение технологических традиций; анализ композиционных решений; изучение технологии и материала; полное сохранение художественных традиций; усвоение опыта предшествующих художников и, как результат, воспитание будущих ювелиров – носителей этого вида искусства. Для грамотного изучения процесса реновации ювелирного произведения  необходимо овладение большим комплексомхудожественных, научно – технических знаний и навыков, умение пользоваться профессиональными инструментами, позволяющими вести проектную деятельность. Принцип эстетической целостности в исследуемом изделии по реновации, выступает как реальный фактор восприятия формообразования. Для создания целостной гармоничной формы нужны знания о закономерностях и средствах композиции и умение ими оперировать. Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей. Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма предмета, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность. Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме свойств, обеспечивающих получение полезных эффектов. Композицию – «сочинение» - понимают в области искусства как систему построения художественного произведения. Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, на примере реновации ювелирного изделия, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов. Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, пропорции, масса,фактура, текстура, цвет. Геометрический вид – свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы: 1) объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений; 2) плоскостной, определяющийся резкой( или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения; 3) линейный, для которого характерно преобладание какого- либо одного измерения над другими при их относительно малой величине. Другим признаком геометрического вида формы является прямолинейность (криволинейность) поверхности. По данному признаку форма характеризуется крайними состояниями: а) прямая линия (многоугольник) – окружность; б) плоская (цилиндрическая, шаровая, коническая) – многогранная поверхность.  Между пределами «прямая линия – окружность», «плоская – многогранная поверхность» находится бесконечный ряд промежуточных состояний. Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Пропорции имеют большое художественное значение. В ювелирном искусстве пропорциями определяются соразмерность и гармоничность элементов формы, различных соотношений по ширине, глубине, высоте всех частей формы друг с другом и с целым. Пропорциональный – значит находящийся в определенном отношении к какой- либо величине. Пропорциональные величины, зависят друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Размерные отношения элементов формы – это та основа, на которой строится вся композиция. При решении многих композиционных задач большую роль играет учет зрительного восприятия массы. Оно зависит от многих факторов. Большое значение имеют размеры и форма того или иного предмета. «Зрительная масса» - свойство формы, определяемое визуальной оценкой количества материала (металл, камни, декоративные вставки) заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. Восприятие массы изменяется и в зависимости от геометрического вида формы. Наибольшей «зрительной массой» обладают формы, приближающиеся к кубу и шару, и все те, измерения которых по трем координатам равны между собой или близки к равным. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейным. Понимание массы различно также в зависимости от степени плотности наполнения и фактурности формы. Если плотность заполнения такова, что структура поверхности зрительно не различается (например, у гладкой поверхности), то массивность формы может не восприниматься. Большое значение в восприятии форм имеет фактура – свойство характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.) Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы. Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы. Текстура – наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы  передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Цвет –свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Киев: Вища школа, 1982 – 150 с. 2. Голубева О. Л. Основы проектирования: Учебник. М.: Издательство Шевчук, 2014. – 132 с. 3. Под ред .Б.В. Нешумова и Е.Д. Щедрина. Художественное проектирование. М., «Просвещение», 1979. – 175 с. 4. Рудольф Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. – 386 с. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., “Русский язык ”,1988.