Значение развития художественно-образного восприятия у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности дошкольного возраста

ДАНИЛОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

аспирант ХГУ им. Н.Ф.Катанова, музыкальный руководитель, Красноярский край

Аннотация: 
В статье рассмотрены содержание и сущность понятия «художественно-образное восприятие», его взаимосвязь и взаимодействие с процессом познания мира ребенком. Выявлено значение музыкальных занятий в детском саду в развитии художественно-образного восприятия детей, в становлении их личностных, интеллектуальных и нравственных качеств, а также в формировании художественного вкуса, первичных эстетических оценок и суждений о целостности окружающего мира.

В педагогической практике прошлого столетия дошкольный возраст традиционно рассматривался как период личностной подготовки ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день федеральный государственный стандарт дошкольного образования диктует новые принципы воспитания, считая главным делом – сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства, как периода жизни, значимого самого по себе. Активизировался интерес к самой проблеме развивающей работы с детьми дошкольного возраста, актуализации и максимальной реализации интеллектуального и личностного потенциала ребенка в дошкольный период детства. В познании ребенком окружающей жизни и формировании личности огромное значение имеет развитие его художественно-образного восприятия под воздействием окружающей среды и направляющей деятельности взрослых. И. В. Дубровина справедливо отмечает что «… оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка для его гармоничного развития… создаются путем развертывания и максимального обогащения содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения друг с другом и со взрослыми» [1, с. 6]. Дошкольник каждый день открывает для себя  новый мир. Этому способствует процесс познания «…способ проникновения в скрытое, недоступное; проникновение в сущность, в саму основу бытия» [4, с. 349]. В. И. Даль отмечал, что понятие об образе очень древнее, оно означало внешний вид, подобие предмета. В древнерусском и старославянском языках «образъ» – буквально – «вид», «облик», «изображение», «икона». В современном мире категория «образ» имеет несколько значений. Наиболее полно значение этого понятия раскрывается в философии: «Образ – 1. Результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. На чувственной ступени познания это ощущения, восприятия и представления; на уровне мышления – понятия, суждения, умозаключения. 2. Образ художественный – способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувств и смысловых моментов» [6, с. 910]. Исходя из вышеизложенного, образ художественный в творческом сознании – это некий результат отражения, преломления каких-либо явлений в сознании человека. В чувственном познании мира он возникает на основе ощущений, восприятий и представлений. Музыкальное искусство для малышей является самым доступным и притягательным видом восприятия и познания мира через художественные образы, так как образная природа искусства и творческой деятельности совпадают с синкретизмом и образностью мышления ребенка-дошкольника. Художественно-образное восприятие человека напрямую связано с впечатлениями детства, которые глубоки и сильны, порой неизгладимы. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключаются в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. Психолог Б. М. Теплов пишет так по этому поводу: «Музыка – прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств… Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их» [8, с.18-22]. Большое значение становлению личностных, интеллектуальных и нравственных качеств ребенка через формирование художественно-образного восприятия в дошкольном возрасте придает А. Н. Зимина: «Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения… Каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны, помимо своего эстетического назначения, служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни» [3, с.15]. Учеными доказано, что формирование художественно-образного восприятия  способствует не только развитию слухового внимания, воображения, умения чувствовать и понимать красоту искусства, но и благотворно влияет на углубление интеллектуальной и эмоциональной жизни малыша. Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства – на его отношение к окружающим явлениям. Восприятие музыки нацелено на познание художественного образа, а потому требует определенной концентрации внимания, наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь текста песни, названия произведения с содержанием музыки, определяет ее характер. С помощью направляющих действий педагога у маленького слушателя формируются первичные эстетические оценки, суждения о своих представлениях и представлениях товарищей. За весь период посещения детского сада дети проходят огромный путь развития от несмышленыша, движимого ручным интеллектом и наглядно-действенным мышлением – до индивида с активно работающим образным и понятийным мышлением. И в зависимости от художественного, мыслительного или среднего типа высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову) каждый из них воспринимает музыку по-своему. Однако в процессе систематических занятий и целенаправленных действий педагога дети постепенно приобретают умение слушать и слышать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей, проникаясь содержанием музыкальных произведений, красотой формы и образов. Неизменно развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Художественно-образное восприятие возникает от простейших различений детьми ясельного возраста наиболее отчетливых форм, звуков, ярких красок, постепенно перерастая в более активное осознание красивых, гармоничных сочетаний, затем к дифференцировке звуковысотных и ритмических отношений в музыке (средний дошкольный возраст), постигает тембровые нюансы, разнообразие форм и поэтических созвучий (старшие дошкольники); от безотчетного эмоционального отклика на все приметное, яркое, красивое у малышей – к возникновению некоторых оттенков чувств и разнообразных настроений у старших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста уже способны, благодаря полученным знаниям и умениям, замечать отдельные связи между содержанием произведения и способами его выражения и изображения. В результате у них возникает избирательное отношение к явлениям прекрасного, выявляются предпочтения к определенным формам творческой деятельности, что говорит о процессе формирования художественного вкуса.  Благодаря развитию художественно-образного восприятия дети начинают тоньше чувствовать музыкальные образы как прообразы окружающего мира. Для этого каждое средство, которое использует педагог на занятиях, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественно-игровой музыкальной деятельности. Значение музыки в жизни детей подчеркивал композитор Д. Д. Шостакович: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» [9, с. 15]. Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего, в процессе восприятия, благодаря которому у детей закладываются основы музыкальной культуры. В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» [7, с.75]. Художественно-образное восприятие музыки углубляет представления детей об окружающем мире, помогает соотносить содержание произведений с окружающей жизнью. При правильной организации художественно-образного восприятия музыки у них формируются произвольное внимание, волевые качества. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли», – писал Д.Б. Кабалевский [5, с.14]. Таким образом, одним из главных условий развития художественно-образного восприятия у детей является глубокое эмоциональное переживание содержания музыкальных произведений. Возникает оно при условии создания соответствующей атмосферы на музыкальном занятии. Учитывая удивительную особенность детского воображения – его активность при восприятии музыки – следует опираться на уже имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, образы, а вызывать чувства и понимание, что музыка – важная, неотъемлемая часть их жизни. Процесс восприятия музыки всегда должен быть эмоционально увлекателен и понятен ребенку, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о содержании воспринятого, умел слушать и слышать. Ведь запомнить на всю жизнь или научиться чему-либо можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и глубоко прочувствовано. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с. 2. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. 3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб.для высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с. 4. Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994. – 576 с. 5. Программы образовательных учреждений. Д. Б. Кабалевский. М.: «Просвещение», 2007. 4-е издание – 225 с. 6. Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. – Изд. 4-е. – М.: Советская энциклопедия, 1987.―1600 с., ил. 7. Сухомлинский В.А. // Избр. пед. соч. в 5 т. – М., 1979. – Т I. 8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.– М.-Л., 1947.–336 с. 9. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. Беседа с молодежью. – М., 1958. 10. Щербакова А.И. К проблеме осмысления звучащего пространства бытия // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том 1. № 4. С. 866-872.