Театр – это вид искусства, который изучает художественный мир посредством драматического действия, которое происходит благодаря творческому коллективу. Как известно, театры делятся на следующие виды:
-драматический,
- оперный,
- балетный,
- театр кукол,
- театр пантомимы.
Представленные выше группы являются только основными, часто театр представляет собой совокупность различных видов. К примеру, в данную классификацию нередко может включаться театр теней, но зная, что тени обычно на экран отбрасываются именно куклами, можно считать его разновидностью театра кукол. Театр кукол при этом может быть оперным, как в спектаклях марионеток Резо Габриадзе.
Искусство театра - это то искусство, сочетающие в себе различные виды искусств. Лишь искусство театра может быть настолько многообразно.
Театр, в первую очередь, предоставляет человеку шанс почувствовать самые разные чувства и эмоции, а также сочувствовать, плакать, смеяться вместе с героями и, конечно, получать эстетическое наслаждение.
Театральные кружки позволяют занять детей в свободное от учебы время, что дает возможность приобрести им еще одно образование, тем самым это влияет на развитие определенных творческих способностей.
Организация грамотного досуга может помочь организовывать мероприятия, принимая в них активное участие.
Театральное искусство, лучше, чем что-либо другое, помогает развивать большое количество положительных качеств в человеке, например чувственность, креативное мышление, умение творчески мыслить, развивает воображение и фантазию, дает возможность раскрепоститься, почувствовать себя увереннее, избавиться от зажатости и скованности.
Педагоги и наставники с театрального кружка в любом случае будут поддерживать всех своих воспитанников, развивая их и давая им возможность развиваться дальше, направляя их на всевозможные состязания, фестивали и мероприятия.
Театрализованное искусство собрало в себе весь опыт предыдущих поколений. Представления учат человека нравственности, сопереживанию, умению думать и анализировать поступки героев. В процессе театрализованного представления учатся не только зрители, но и сами дети, участвующие в представлении, стремящиеся как можно глубже познать своего персонажа и донести его идею до аудитории максимально достоверно.
Театральные кружки работают с формированием не только нравственно- эстетических ценностей, но также влияют на физическое развитие воспитанников.
В наши дни большую роль играет способность быть гармонично развитой личностью, уметь грамотно контактировать с окружающими. Театральные кружки работают над развитием именно таких качеств в человеке.
Также в ходе театральной постановки, дети учатся ставить себя на место другого человека, переживая его эмоции, что способствует развитию навыков эмпатии. Также такая деятельность непосредственно влияет на развитие таких качеств, как открытость, организованность, навыки коллективного общения и сотрудничества, толерантность, взаимопомощь и взаимовыручка, сопереживания, умение нести ответственность за свои поступки.
Театральное искусство сопутствует раннему профессиональному развитию, воспитанник может получить дополнительное образование и дальше трудиться над своей деятельностью в этом направлении.
Во время обучения на первом и втором году ученики изучают сценическое действие, начинают осваивать владение искусством, управлять им. На третьем году обучения дети приступают к практическим действиям, которые способствуют формированию и развитию сценического образа через процесс перевоплощения из одного персонажа в другого.
Помимо всего сказанного выше, в первый год обучения дети начинают работать практически, выполнять задания по овладению актерского мастерства. Посредством жизненных наблюдений, овладевают психофизическим действием «Я» в обстоятельствах, которые им предлагают, и на втором году обучения воспитанники разрабатывают этюды. На третьем году овладевают:
- элементами режиссерского анализа пьесы, выявление конфликта, сквозное действие;
- умение выбора отрывка из пьесы и его постановка на площадке;
- основные принципы работы над ролью;
- умение пользоваться смешанно - диафрагматическим типом дыхания;
На втором году обучения дети занимаются следующим: самостоятельно выбирают отрывки, учатся определять логическую связь между фразами.
На третьем году воспитанники занимаются раскрытием основной мысли всего текста. Решающим моментом в данном образовательном процессе будет считаться готовность к публичным выступлениям, воспитанием у обучающихся активной гражданской позиции, умения выбрать содержательную и актуальную тему доклада.
Воспитательная и познавательная важность обучения приобретает более серьёзное значение при поведении разговоров и семинаров о театральном искусстве на постоянной основе, совместных просмотров видеозаписей различного характера, посещение спектаклей.
Занятия по театральному искусству направлены, как на физическое, так и на духовное развитие учащихся. На занятиях обычно уделяется время на минутку физкультуры, во время которой происходит работа над укреплением осанки, мышц тела и лица.
Успешность театрального обучения напрямую связана с грамотной организацией образовательного процесса. Занятия по актерскому и сценическому мастерству обязательно должны проходить в просторном, эстетически оформленном, с ярким освещением, проветриваемом помещении. Приоритетное требование к помещению – музыкальный проигрыватель, фортепиано, зеркала во весь рост. Театрализация оказывает достаточно благоприятное влияние и на эстетическое развитие обучающегося, способствует совершенствованию креативности личности ребенка. В частности, участие обучающихся в различных спектаклях и представлениях, способствует усвоению ими знаний и представлений как об окружающей действительности, так и о самом себе.
Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей. Занимаясь с детьми театром, главной целью является создать такие условия для учеников, при которых деятельность детей в театральном кружке станет интересной и яркой, наполнится всевозможными впечатлениями, интересными занятиями, наслаждением от творческого процесса. Театрализованные игры помогают сформировать комфортную, непринужденную, легкую обстановку в группе, сформировать интерес дошкольников к театральному искусству, способствовать появлению у них ярких и незабываемых впечатлений.
В своей профессиональной деятельности приоритетное место уделяю таким методическим приёмам как чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить. Провожу анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера; выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды, также выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик (при постановке широко известных сказок "Колобок", "Репка", Курочка Ряба", "Морозко"). Широко применяю приём по созданию детьми «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события. Исходя из своего профессионального опыта, могу сказать, что детям дошкольного возраста доставляет удовольствие моделировать ситуации, фантазировать. Они с лёгкостью проигрывают ситуации и решают множество социальных задач. Одним из экспрессивным приёмом является выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу). Как показывает практика, данный приём могут выполнить 60% учащихся, в то время как другие испытывают нерешимость, стеснительность, а иногда и не знают как проявить ту или иную эмоцию. С помощью проигрывания отрывок из сказок, передающие различные черты характера героев сказки решается данные воспитательная проблема. Проводя театрализованные занятия в младшей группе и начальных классах, учащиеся все больше проявляют интерес в проигрывании этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»). Так, проигрывая ситуацию "Как бы ты поступил, если бы увидел, как ребенок пытается перейти улицу на красный свет". Такой приём побуждает дошкольников к действию и наводит на мысль как нужно правильно поступить. Все учащиеся ответили, что попытаются его остановить и объяснить, что на красный свет нельзя переходить дорогу. Более того, при проведении занятий использую разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном).
Одной из центральных задач детского сада является приобщение детей к истокам традиций народа благодаря театральной деятельности. Для обсуждения и решения данной задачи в саду проводятся консультации для родителей, педагогов, проводятся семинар, дни открытых дверей. Педагоги ежедневно планируют и проводят мероприятия, посвящённые этому вопросу: театрализованные игры, постановки, игры на развитие эмоций, мимики, разучивают текста, посвящают полноценные занятия.
Моя инновационная направленность в постановке театра на занятиях с дошкольниками состоит в том, что детям разрешается проиграть персонажа с точки зрения дошкольника, затем показать ему все положительные и отрицательные черты, чтобы дети могли сами размышлять над действиями персонажа и прийти к выводу о том, чему он нас учит.
Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей в своей педагогической деятельность я использую такие формы работы, как организация обучающих, развивающих и творческих занятий; совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях; самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни; каждодневные мини-игры, мини-сценки, в которых воспроизводится реальный моменты из жизни даётся решение; совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды, а также посещение театров с детьми и их родителями.
Исходя из психолого-педагогического мониторинга было выявлено, что к театральным постановкам обязательно следует готовиться детям абсолютно любых групп. Каждый ребенок может заниматься рисованием афиш и плакатов, изготовлением костюмов, атрибутов и декораций к сказкам. Также театрализация обладает достаточно богатым потенциалом с точки зрения формирования навыков социально-приемлемого поведения детей, за счет того, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников всегда имеет внутри себя моральную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)
На моих занятиях в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Таким образом, в зоне театрализованной деятельности на моих занятиях присутствуют разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный), детские рисунки. Данные предметы помогают детям проникнуть в мир той или иной сказки, почувствовать персонажа и разыграть его так, как бы они хотели. Здесь мы видим выбор ребёнка, раскрытие его потенциала, творческих возможностей и новое видение данного персонажа.
В наем театральном уголке размещены разные виды театра, а также большое количество реквизита для проведения сценок и спектаклей – кукольные наборы, ширмы для кукольного театра, костюмы или их элементы, маски, парики и многое другое. Создание такого уголка в группе детского сада влияет на развитие у детей познавательного интереса и любопытства к театральной культуре и миру театра.
Методика проведения занятий с элементами театрализованной деятельности в условиях дошкольного учреждения строится по определённой схеме. В частности, алгоритм проведения таких занятий состоит из каждодневных заданий на развитие на развитие всех познавательных процессов дошкольников.
Проведя анкетирование среди родителей, было отмечено, что 30% родителей принимают активное участие в посещении театров вместе с детьми, 50% помогают детям подготовить их персонажей. 20% родителей не принимают никакого участия в организации и постановке театрализованной деятельности. Следовательно, принято решение о том, чтобы активно привлекать родителей для совместной деятельности с детьми, создании декораций и иной атрибутики для театральных постановок. Если ребенок видит заинтересованность родителей в театральной деятельности, то и сам ребенок будет активно участвовать в различных постановках, инсценировках и развиваться. Благодаря ей в ребёнке развивается воображение и фантазия, творческие способности, формируется личность, развивается социальная приспособленность.
В ходе психолого-педагогических наблюдений отмечается также тот факт, что театрализованная деятельность показывает высокую эффективность с точки зрения развития речевых навыков детей, совершенствованию выразительности речи, за счет прочтения реплик героев. Также в ходе таких занятий значительно расширяется словарный запас ребенка, улучшается звуковая культура его речи, её интонационное построение. Для повышения эффективности такой работы, целесообразно и систематически проводятся упражнения для развития язычка и дыхательная гимнастика. В ходе данных упражнений выявляются те звуки, над произношением которых необходимо поработать. Более того, мной проводятся индивидуальные занятия с каждым ребёнком по улучшению и развитию речи, с каждым отрабатывается его роль и даются индивидуальные рекомендации родителям по развитию дошкольников.
Также необходимость играть определенную роль в театральной постановке определяет необходимость формирования речевых навыков ребенка. Это, в свою очередь, способствует развитию навыков диалогической речи, ее грамматического строя. В ходе такой деятельности ребёнок усваивает значение большого количества ранее незнакомых слов, что также оказывает влияние на объем его словарного запаса.
Театрализованная игра оказывает колоссальное влияние на эмоциональное развитие ребенка. В частности, дошкольники учатся распознавать чувства, эмоции и настроение персонажей, усваивают способы их внешнего выражения, понимают причины тех или иных поступков героев, которые заложены в сфере эмоций.
Театрализованная деятельность предоставляет возможность формировать основных социальных навыков и умений поведения, в связи с тем, что каждое литературное произведение или сказочная история характеризуется ярко выраженной нравственной направленностью. Ребенок старается подражать своим любимым литературным и сказочным персонажам, в том числе, и с точки зрения поведенческих навыков. Именно способность дошкольника к такой идентификации с определенным персонажем позволяет воспитателям решать основные образовательно-воспитательные задачи в условиях театрализованной деятельности.
В настоящее время, наибольшее распространение получили такие приемы и технологии театральной педагогики, как:
- инсценировка;
- ролевая игра;
- выразительное чтение.
Инсценировка представляет собой одну из форм группового этюда. Задания типа «читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)» в настоящее время занимают главенствующее положение среди всех существующих методических приемов, используемых на уроках иностранного языка. В связи с этим, именно этот прием используется на уроках с детьми, ранее не участвовавшими в театрализованной деятельности. Инсценировка всегда должна начинаться с перевоплощения в того персонажа, роль которого играет учащийся. С этой целью широко распространено использование различных игр (одиночные этюды).
Театральные постановки на уроках в начальной школе способствуют формированию мотивации учеников к изучению иностранного языка, за счет возможности моделирования языковой среды, приближенной к естественной. Школьники в условиях театрализованной деятельности намного быстрее и легче усваивают различные речевые конструкции и формулы (в рамках определенных ситуаций), а в дальнейшем доводят их до автоматизма, в процессе выполнения коммуникативных заданий другого типа.
Особый интерес у младших школьников вызывает игра «театр». Данная работа строится с учетом следующих принципов:
а) отсутствие всех этапов подготовительной работы (сценарий, костюмы)
б) материалом для инсценировки представляются только знакомые всем школьникам сказки или их фрагменты.
в) длительность инсценировки не превышает 5-10 минут или 10% от времени урока.
Перед началом инсценировки на уроке, дети выполняют ряд лексических упражнений, целью которых представляется совершенствование навыков диалогической речи.
На следующем этапе составленный рассказ читается по ролям, после чего он инсценируется. С целью повышения эффективности воспитательного воздействия, педагогу необходимо иногда давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, с целью формирования у них уверенности в себе чувства значимость в коллективе сверстников.
Применяя такой методический приём, как инсценировка, на уроках в начальной школе, доказывается его эффективность, в первую очередь, с точки зрения развития речевых навыков и умений учащихся.
Примером такой инсценировки послужил урок литературного чтения в 4 классе, где вместе с учениками подбирались действующие лица, совместно разрабатывался сценарий (отбираем значительный эпизод и определяем, что и как играть), в котором ученики стали режиссёрами и принимали самостоятельно решения. Дети самостоятельно декорируют "сценку" (пользуются всем, что находится в классе - выбор не ограничен), для подготовки дается время. Так, при инсценировке сказки "Снегурочка" учащиеся самостоятельно раздали друг другу роли, определили характер героев и смогли украсить комнату подручными средствами. Для этого все учащиеся разделились на несколько тематических групп: первая группа вырезала гирлянды, вторая группа - подготовили декорации к сценки (нарисовали дом, костёр, снежинки и оформили ими классную комнату), а третья группа работала с главными героями (помогали запомнить слова, отработали жесты, мимику). При использовании данного педагогического приёма, развиваются социальные, управленческие и поведенческие навыки, происходит всестороннее развитие личности. Хочется отметить, что было проведено два констатирующих эксперимента. Оба эксперимента заключались в том, чтобы оценить мотивацию и возможности учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе. Был проведён сравнительно-сопоставительный анализ инсценировки под руководством учителя, когда педагог самостоятельно определял роли каждому ученику и давал обязанности. В данном случае был выявлен средний уровень подготовки учащихся. А во втором случае, когда учитель дал возможность учащимся организовать самостоятельно сценку, то данный показатель повысился (с 37% до 67%), но все же при котором учитель контролировал действия учащихся и направлял педагогический процесс в нужное русло.
Наконец, важно отметить, что использование элементов театрализации в начальной школе, позволяет достичь следующих результатов:
- сформировать у учащихся способность ориентироваться в окружающей среде;
- развивать по отношению друг к другу такие важные нравственные чувства, как чуткость и деликатность;
- эстетически развивать учащихся, за счет их привлечения к публичным выступлениям, а также посредством формирования у них интереса к знакомству с произведениями литературы, кино, живописи.
- развивать основные нормы и правила этикета;
- способствовать творческому развитию учащихся, в том числе, за счет формирования у них навыков импровизации.
ЛИТЕРАТУРА
Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра. Т.7. Сценографы России [Текст] / В.И. Березкин. - М.: Издательство ЛКИ, 2019. - 352 c.
Бернар, С. Искусство театра [Текст] / С. Бернар. - СПб.: Планета Музыки, 2013. - 144 c.
Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра: Т.4: Театр художника. Истоки и начала [Текст] / В.И. Березкин. - М.: КД Либроком, 2019. - 232 c.
Вишняков, С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф [Текст] / С.А. Вишняков. - М.: Флинта, 2012. - 64 c.
Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2014. - 177 с.
Зарубежная драматургия (комплект из 28 книг) [Текст]. - М.: Искусство, 2018. - 906 c.
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2017.-№4.
Келлер, И. Репетиции. Спектакли. Встречи [Текст] / И. Келлер. - М.: Пермское книжное издательство, 2012. - 208 c.
Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса, 2014. - 128 с.
Пушкин, В. Искусство театра [Текст] / В. Пушкин. - СПб.: Планета Музыки, 2013. - 144 c.
Сац, Н. Дети приходят в театр [Текст] / Н. Сац. - М.: Искусство, 2016. - 312 c.
Тарабукин, Н.М. О В. Э. Мейерхольде [Текст] / Н.М. Тарабукин. - М.: Государственный институт искусствознания, 2015. - 112 c.
Филиппов, В. Театральный музей имени А. А. Бахрушина [Текст] / В. Филиппов, Б. Медведев. - М.: Московский рабочий, 2017. - 272 c.