Современное образование со всей очевидностью признает, что проблемы психического здоровья детей и подростков в последние годы заметно обострились, хотя трудно переоценить значение здоровья подрастающего поколения для благополучия любого общества (Institute of Medicine, 1989). Cледует заметить, что вплоть до второй половины ХХ века проблемы здоровья детской психики оставались объектом различных домыслов и необоснованных теорий как в научной, так и популярной литературе. Поэтому, например, повышенная возбудимость в обстановке школы считалась причиной безумия (Makari, 1993), а упрямство маленьких детей рассматривалось в одних семьях как милый каприз, а в других – как недопустимое поведение, влекущее строгое наказание. Опросы, проведенные американскими психологами, показали, что примерно 20% детей имеют проблемы психического здоровья, снижающие качество жизни и затрудняющие успехи в образовании (U.S. Public Health Service, 2000). Еще более значителен процент детей, имеющих скрытые проблемы, которые делают вероятным развитие у них в дальнейшем психического расстройства (McDermott & Weiss, 1995). Таким детям трудно адаптироваться в социуме, поэтому зачатую они ведут себя неадекватно. В последние годы в поле зрения психологов и врачей все чаше стали попадать дети младшего дошкольного возраста, что отражает более серьезное осознание обществом проблемы психического здоровья. Длительное пребывание ребенка в состоянии психического стресса, которое он испытывает при поступлении в детский сад, может нанести невосполнимый ущерб общему развитию ребенка, в т.ч. социально-коммуникативному и нравственному. И каковы бы ни были причины такой ситуации, создавать условия для поддержки здоровья растущего человека — важнейшая задача всех специалистов дошкольного учреждения, начиная с руководителя и завершая помощником воспитателя. Успешность решения данной задачи зависит от того, готовы ли современные педагоги реализовывать в образовательном процессе принцип здоровьесбережения и осваивать здоровьесберегающие технологий? Способны ли воспитатели вести диалог с родителями своих воспитанников, предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья детей? Существуют ли современные методики позволяющие ребенку дошкольного возраста справиться с нарастающей интенсификацией образовательного процесса? Результаты проведенного нами анкетирования, в котором приняли участие 112 человек, показали, что большинство педагогов (62% из общего числа опрошенных) понимают здоровье лишь как физическое благополучие и упускают из виду социальное и духовно-нравственное. Очень важно повысить компетентность педагогов, помочь им понять, что здоровье — это многогранное понятие, включающее физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспекты. В Уставе Всемирной организации здравоохранения термин «здоровье» раскрывается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому сегодня актуально говорить одновременно о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека в определенном человеческом обществе. Сущностными особенностями нравственного здоровья человека являются, прежде всего, стремление к освоению культурного наследия, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье признается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущи общечеловеческие качества: патриотизм, трудолюбие, ответственность, справедливость, дружелюбие, открытость, честность, искренность и многие другие. Современная дошкольная педагогика ищет пути развития детей в специфически детских видах деятельности (игра, общение, изобразительное творчество, конструирование, театрализация и др.). Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович обосновала необходимость того, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание детской жизни. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей, а театрализованная деятельность выступает разновидностью игры и позволяет наполнить деятельность детей художественно-эстетическим содержанием. Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что художественно-эстетическая деятельность играет важнейшую роль в становлении гармоничной личности ребенка, развитии его индивидуальных способностей, а также системы интересов, потребностей, установок и мотивов поведения (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.). Анализ научной литературы (А.В. Запорожец [6], А.Н. Леонтьев [7], Д.Б. Эльконин [14] и др.) позволил установить, что театрализованная деятельность, в т.ч. театрализованная игра, способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение — не только важнейший элемент творчества, но и способ регуляции средствами искусства своего психического состояния. Ценность эмоционального компонента театрализованной деятельности не вызывает сомнений. Эмоции (от латинского emovere — потрясаю, волную) — это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Именно поэтому многие психологи (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, К.Э. Изард, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.Я. Семаго и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием его развития как личности. В современных детских садах широко используются авторские программы, технологии и методики полихудожественной направленности («Шалун, или «Мир дому твоему» Е.М. Торшиловой, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Театр всевозможного» и «Тутти» А.И. Бурениной, «Куклянлия» М.А. Родиной и др.). Исследователи А.И. Буренина, Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, Л.В. Пантелеев, Г.Н. Пантелеев, Л.Г. Савенкова разработали и апробировали различные варианты интеграции занятий художественно-эстетического цикла в детском саду, в т.ч. с использованием разных видов театра — пальчикового, варежкового, кукольного, настольного, театра теней и др. И доказали, что именно на основе первых ярких впечатлений от театральных игр развиваются творческие способности детей, начиная с раннего возраста. Театрализованная игра — один из наиболее эффективных методов раскрепощения ребёнка, самый безопасный способ снятия зажатости, самое индивидуализированное средство развития чувств и творческого воображения. В театральной деятельности ребёнок самым естественным образом связывает игру, художественное творчество и личные переживания. Мир театра — страна реальных фантазий и доброй сказки, гармонии вымысла и реальности, света и тени, слов и жестов, музыки и движения. Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие персонажам в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического и нравственного воспитания дошкольника. Наиболее доступным для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные мысли. Народные игрушки воплощают образы, близкие к жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру (Н.К.Гаранина [4], Лыкова И.А [8]). . Благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений. Яркие, положительные эмоции — основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка. Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей каждому участнику образовательных отношений проявить себя в художественном творчестве, проявить индивидуальные интересы, эстетический вкус, креативность и мастерство, а также знания об окружающем мире и отношениях между людьми (И.А. Лыкова [7; 8]). В последние годы отмечается устойчивый интерес педагогов к традиционным куклам, к изучению особенностей их бытования и изготовления. Одновременно с этой тенденцией сегодня можно наблюдать активное вовлечение в различные пространства интерьера ДОУ кукол, создаваемых как современными мастерами по мотивам аутентичных традиционных кукол, так и педагогами-любителями вместе с воспитанниками (М.А. Мишина [10]). Организация театрализованной предметно-пространственной среды в детском саду, погружение маленького человека в мир художественного творчества и театрального искусства — один из самых доступных видов здоровьесберегающей деятельности. Это гармонично созданная атмосфера доброжелательности, укрепляющая веру в силы ребенка, позволяющая осуществлять индивидуальный подход, создающая для каждого ребенка ситуацию успеха — все это залог не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Автором статьи разработана методика «Театр на столе» для детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой цикл коротких театральных постановок, предполагает в одной классической народной сказке объединение и взаимодействие важных направлений художественно–эстетического цикла: восприятие музыки, художественной литературы, народного фольклора, знакомство с рукотворной игрушкой (куклой) и элементами художественного и декоративного творчества. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья и общего развития ребенка, приобретаются необходимые навыки и привычки, формируются основные эстетические приоритеты, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Персонажи сказок «Театра на столе» подобраны в соответствии с их реалистическими образами, рукотворно изготовлены и эстетически оформлены. Опытно-экспериментальное исследование с постепенным внедрением методики «Театр на столе» в образовательную работу с детьми младшего дошкольного возраста показывает, что разработанный цикл интегрированных сказок позволяет каждому ребенку испытать радость движения, чувство свободы, уверенность и раскрепощение, ощутить внутреннюю защищенность (чувство базового доверия к миру). В силу возрастных особенностей, дети четвертого года жизни активно интересуются играми с куклой, поэтому их впечатляют небольшие сказочные сюжеты, показанные воспитателем, где действующие роли исполняют «добрые» персонажи. Дети с удовольствием выражают свои эмоции как зрители и как актеры — в двигательных образах-импровизациях под музыку. В театре на столе возможна инсценировка: 1) потешек, закличек; 2) небольших сказок; 3) знакомых песенок; 4) стихотворных произведений. На первом этапе (до четырех лет) главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки, потешки, заклички, привлекая детей к участию в постановке. На втором этапе (после четырех лет) педагог создает условия, в которых дети, подражая взрослым, начинают самостоятельно обыгрывать фрагменты народных и литературных произведений, включая в них собственное видение ситуации и эмоциональную реакцию на нее. Методика «Театр на столе» дает возможность детям в доступной форме познать окружающий мир и выстраивать отношения с ним благодаря гибкости сюжета каждой постановки, позволяет строить взаимодействие и общение друг с другом, знакомит с культурой и бытом разных народов. Потенциал данной методики реализуется в полной мере, если в детском саду созданы условия, включающие: проведение регулярных занятий (3 раза в неделю); создание музея рукотворных кукол; проведение совместной театральной деятельности (сотворчество детей и взрослых); поддержка самостоятельной театрально-художественной деятельности детей; разнообразие видов декоративно–прикладного искусства и декоративно-оформительской деятельности детей; разнообразие игр-развлечений; совместные театрализованные игры-спектакли с родителями воспитанников (1 раз в квартал или полугодие); театрализованные домашние игры, а также разные виды театрализованной деятельности на праздниках. Здоровый ребенок — это человек играющий, творящий свой мир. Предложенная автором методика «Театр на столе» может использоваться как эффективное и при этом деликатное, индивидуализированное и здоровьесберегающее средство. Внедрение в работу дошкольных образовательных организаций инновационной методики «Театр на столе» позволит успешно сочетать решение задач художественно-эстетического, нравственное и физического развития каждого ребенка с задачей сохранения и укрепления его здоровья.
ЛИТЕРАТУРА 1. 1. Баранов, А.А., Щеплягина Л.А. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности. М.: ФГБОУ «Научный центр здоровья детей» РАМН г. 2006. 2. Бартковский, А.И., Лыкова, И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. М.: ИД «Цветной мир», 2014. 144 c. 3. Ветров, В.П. Состояние здоровья детей Российской Федерации. М.: Российский вестник перинатологии и педиатрии. N4. 2000. С. 56-57. 4. Гаранина, Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, М.: 2010. – С. 23. 5. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2. 6. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986. 312 с. 7. Леонтьев, А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1979, № 2, с. 3—13 8. Лыкова, И.А., Файзуллаева Е.Д. Творческий стиль освоения среды (значение изобразительного искусства для успешной адаптации ребенка к детскому саду. // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2014. – № 1. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/tvorcheskiy-stil-osvoeniya-sredy-znachenie-izobrazitelnogo-iskusstva-dlya 9. Лыкова, И.А. О значении рукотворных игрушек для становления гендерного сознания детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания детей //// Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2015. – № 1. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/o-znachenii-rukotvornyh-igrushek-dlya-stanovleniya-gendernogo-soznaniya-detey 10. Мартынова, А.И. Формирование предметно-развивающей среды ребенка: народная кукла в игре современных детей // Сборник научных трудов «Инновации в сфере науки и образования европейского севера России» Архангельск, ФА по образованию ГОУ ВПО «Поморский ГУ имени М.В. Ломоносова», 2010. С 195–199 11. Мишина, М.А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. СПб.: 2011. 30 с. 12. Мэш, Э., Вольф, Д., Детская патопсихология. Нарушение психики ребенка. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. –с. 384. 13. Школяр, Л.В., Савенкова Л.Г. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания детей //// Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2013. – № 4. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2013/shkolyar_savenkova.pdf 14. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. 560 с.