Аннотация:
Аннотация. Формирование культурно-творческих компетенций у обучающихся под руководством педагога на уроке хореографии, позволит обучающимся успешно применять свой практический опыт и полученные знания и умения на основе методов, принципов и основ хореографического образования; позволит педагогу-хореографу грамотно и осознанно подходить к построению урока во всех направлениях (видах) хореографического искусств, формируя у обучающихся танцевальную (исполнительскую) и музыкальную культуру как часть их общей духовной культуры.
Abstract. The formation of cultural and creative competencies among students under the guidance of a teacher at a choreography lesson will allow students to successfully apply their practical experience and acquired knowledge and skills; based on the methods and principles of choreographic education; will allow a choreographer to competently and consciously approach the construction of a lesson in all areas of choreographic arts, forming dance (performing) and musical culture among students, as part of their common spiritual culture.
Приступая к написанию статьи о значении урока хореографии в формировании культурно-творческих компетенций у обучающихся под руководством педагога, необходимо рассмотреть понятие «компетенция». Компетенция – (от лат. compete – действовать на основе практического опыта, умения и знания) – способность обучающихся практически применять опыт, умения и знания, приобретенные на уроке хореографии под руководством педагога. Из этого следует, что «развивающее обучение» должно стать для педагога-хореографа основополагающим в преподавании хореографических дисциплин. Он должен научить обучающихся быть носителями культуры, продолжателями ее традиций и творцами, а не только потребителями.
В настоящее время наука не в полной мере отражает роль культуры и культурно-творческих компетенций обучающихся в хореографическом образовании. По мнению автора, музыкально-хореографическое наследие сохраняет и передает всю полноту художественных идей и проверенные временем человеческие ценности. В наше время необходимо вновь прививать уважительное отношение к культуре и традициям.
Анализируя язык символов и образов вместе с педагогом, обучающиеся формируют понимание ценностного содержания хореографического наследия. Под руководством педагога-хореографа обучающиеся задумываются над вопросом: соответствуют ли их мысли и чувства тому, что создано на протяжении прошлых веков. Это и возвращает их к проблеме хореографического наследия, которое в настоящее время делится на народную, классическую, бальную, военную, спортивную и современную хореографию. Представленные выше современные направления (виды) сценической хореографии, автор делит на профессиональное искусство и самодеятельное (любительское) художественное творчество.
На уроке хореографии обучающиеся вместе с педагогом не только проживают путь освоения музыкально-хореографического наследия, соприкасаясь с заложенными в них духовно-нравственными ценностями, но и учатся чувствовать и творчески переживать. Накапливая культурный потенциал и творческую активность, обучающиеся приобретают опыт эмоционального общения, в результате которого «человеческая мысль будет продвигаться в будущее и развивать общественную культуру, нравственность и мораль» [4, с.87-88]. Из этого вытекает огромная сложность в формировании культурно-творческих компетенций у обучающихся на уроке хореографии. При этом общая дидактика не всегда применима к педагогике хореографического искусства, точнее, общие дидактические понятия применимы лишь в самом общем смысле.
В общеобразовательных школах на базе начальных, средних и старших классов наметилась новая структура художественного образования средствами хореографического искусства. В начальных классах обучающиеся, благодаря педагогу-хореографу, приобретают практический опыт, умения и знания в преодолении скованности, робости и навык двигаться в пространстве под музыку. А также учатся исполнять отдельные движения и композиции, применяя их в игровых и пластических образах. Данные умения позволят им впоследствии исполнять несложные хореографические произведения.
В средних классах, на основе приобретенных в младших классах знаний и умений, наметилась также новая структура художественного образования средствами хореографического искусства, которая включает учебно-воспитательный процесс «углубленного предпрофессионального (начального) хореографического образования». В нем предполагается изучение хореографических дисциплин. Данная учебно-воспитательная структура позволит обучающимся развивать практический опыт, умения и знания в классических, народных и бальных танцах, а также в теоретических дисциплинах истории хореографического искусства, теории и слушании музыки и игре на музыкальном инструменте факультативно.
На основании полученного «углубленного предпрофессионального (начального) хореографического образования» в средних классах, на базе учебно-производственного центра (УПЦ), в старших классах общеобразовательной школы формируется «профильное обучение, приближенное к профессиональному». Кроме изучения специальных хореографических, теоретических и музыкальных дисциплин у обучающихся вводится производственная практика. Производственная практика позволит обучающимся, под руководством педагога-хореографа, практически применять свой опыт, умения и знания: как планировать урок хореографии, в какой последовательности его выстраивать в зависимости от психолого-возрастных особенностей учащихся, как подбирать к нему пластический и музыкальный материал. Данная учебно-воспитательная структура позволяет старшим классам под руководством преподавателя проводить в начальных и средних классах хореографические уроки и постановки несложных игровых танцев, а также – концерты и праздники на высоком художественном уровне.
Преподаватель хореографии, основываясь на художественных методах [2, с.171], в зависимости от психолого-возрастных особенностей обучающихся, использует их на всем протяжении учебно-воспитательного процесса с обучающимися, чтобы они могли применять их в производственной практике. На уроках хореографии обучающиеся в старших классах под руководством педагога используют: словесный метод – беседуя о ведущих балетмейстерах, композиторах, художниках и о различных направлениях (видах) хореографического искусства; наглядно-слуховой метод – предоставляя возможность просмотреть и прослушать хореографические произведения; стимулирующий метод – который позволяет сообщить интересные сведения об истории создания хореографического произведения и пластики в нем; метод анализа и сравнения – позволяет сравнивать и анализировать прослушанную музыку и продемонстрированную хореографическую пластику; метод обобщения – определяют идею музыкально-хореографического содержания урока и так далее. В связи с особенностью данной специфики обучения важным является переосмысление всей составляющей такой системы художественного образования средствами хореографического искусства, начиная с дидактических методов, принципов, и критериев.
Понятие смысла обучения вводится педагогом-хореографом в старших классах, когда условием формирования урока хореографии является понятие ценности и цели. Связав в один узел мотивационную (стремление, намерение и действие) и ценностную сферу, познавательное и преобразующее начало, педагог-хореограф получит понятие смысла урока хореографии. Используя Всемирную таблицу хореографии как «новое в хореографическом образовании» и методике преподавания хореографии [6], педагог тем самым определяет смысл хореографического образования, которое непосредственно относится к искусству хореографического наследия.
Основываясь на интеграции теорий «личностного смысла» (А.Н.Леонтьев), «поиска смысла» (В.Е.Франкл), «пассионарности» (Л.Н.Гумилев), «Всемирной таблицы хореографии» (В.Н.Нилов), преподаватель хореографии формирует у обучающихся в средних и старших классах культуру и культурно-творческие компетенции. Это закономерно и обусловлено тем, что обучающихся и их деятельность нельзя рассматривать отдельно от формирования общей культуры. Здесь смысл урока хореографии находит свою конкретизацию через цель. А обучающиеся, осмыслив содержание урока, «пропускают его через себя в сконцентрированном и обобщенном виде», что позволит им присвоить общечеловеческие духовные ценности.
Для развития культурно-творческих компетенций обучающийся должен стремится к поиску путей самореализации в жизни и творческой деятельности через ценности хореографического искусства. Все это отражено в работах Ф.И.Тютчева, где он описывает чувства сопричастности миру («Все во мне, и я во всем!») и отношение ко всему как к живому, чувство самоценности и неповторимости всего существующего, то есть ощущение гармонии во всем и в самом себе.
Осмысление хореографического искусства обучающимися под руководством педагога становится актуальным, когда существующая трактовка понятия «осмыслить» отождествляется с понятием «осознать» – уяснить что-либо. Трактовка понятия «осознать» – «придать определенное значение» несет в себе характеристику личностного присвоения информации, т.е. придает значение «личностному смыслу» [2, с.360]. Практический опыт, знания и умения, которые педагог передает на уроке хореографии своим ученикам, должны быть не только освоены и осознаны, но и присвоены. Это необходимо для того, чтобы информация стала личностно значимой для обучающегося.
Понятие содержания в хореографическом искусстве занимает определенное место, с помощью него можно определить следующее: содержание хореографического наследия – «это и есть жизнь, перенесенная в хореографическое произведение и преобразованное в нем». Мы считаем, что хореографическое наследие должно влиять на содержание урока хореографии. На это указывает анализ урока хореографии, который протекает одновременно в противоположных направлениях – «от содержания к форме и от формы к содержанию», в нем осуществляется «анализ через синтез и синтез через анализ, частное понимается через общее, а общее через частное» [1, с.479].
Педагог-хореограф, должен уметь анализировать содержание урока и рассматривать его жанровую природу, его фактуру и драматургию, образность и композицию отдельно друг от друга. Анализ (с греческого «разложение») – в самом общем значении этого слова есть процесс мысленного или фактического разъединения чего-то целого на составные части. Анализ подводит к пониманию целого как системы, в которой значение одних пластических элементов определяется другими, а целое возникает лишь в их взаимосвязи. В нашем понимании целостность при работе над хореографической пластикой и музыкальным содержанием является основополагающей.
Исполнительская (танцевальная) техника на уроке хореографии должна быть рассмотрена и расценена с точки зрения сопричастности и раскрытия содержания хореографического произведения, поскольку «содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно и полно раскрыты только с помощью исполнительской техники танца. Где нет отработанной техники танца, там нет подлинного искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить исполнительскую технику» [8, с.50].
Движения, вырванные из живой ткани хореографического произведения, теряют свою художественность и превращаются в набор отдельных пластических элементов, так как нередко «содержание» рассматривается отдельно от «формы». Только детальный анализ всех движений хореографического урока, изначально представляющий собой взаимосвязь с заданным целым, может стать органичным синтезом всех частей урока.
Предпосылкой и целью урока хореографии является художественная идея. Она обеспечивает художественное освоение предмета: поскольку урок разворачивается как единое целое художественного творчества педагога-хореографа, в нем отражается единство формы и содержания в пластико-интонационно-стилевом оформлении хореографического пространства. Его можно представить как демонстрацию проявления единого в многообразии. Конечно, огромное множество вариантов изложения педагогом-хореографом своей мысли по организации урока, не позволит нам, по всей видимости, унифицировать, привести к общему знаменателю технологию построения урока хореографии.
Для формирования культурно-творческих компетенций у обучающихся педагог-хореограф может опираться на универсальный метод содержательного анализа, сформированный Л.В.Школяр [9]. Метод содержательного анализа становится предпосылкой и целью развития художественного образования в системе эстетического развития обучающихся в общеобразовательной школе. Опираясь на метод содержательного анализа Е.А.Травиной, педагог-хореограф формирует принципы, которые могут быть ведущими в творческом процессе на уроке хореографии:
Принцип целостности – рассматривает целостность как следствие и лежит в основе всех явлений от целого к его частям и обратно, организуя процесс творческого погружения в интонационно-пластическое содержание урока хореографии.
Принцип адекватности органично вытекает из принципа целостности, конкретизируя его как методику методологии – исследование урока хореографии во всей его сложной организованности, совокупности всех его частей.
Принцип образности представляет понятие художественного образа – центральное в педагогике искусства. Будучи «конкретной реальностью сущности», «художественный образ» преобразует действительность, сохраняя ее самобытность и целостность, проявляя заложенные в этом образе эстетические возможности [3, с.9].
Кроме представленных выше трех принципов и содержательного анализа, педагогу-хореографу необходимо обратить внимание на принципы необыденности, повседневности и творческого напряжения, которые развивают творческие способности обучающихся под руководством педагога.
Принцип необыденности – должен стать ведущим в технологии каждого урока хореографии, активизируя музыкально-хореографические способности, формируя внутренний мир обучающихся.
Принцип творческого напряжения предлагает педагогу-хореографу задействовать различные виды творческой деятельности и постоянно поддерживать творческий интерес у обучающихся на уроке хореографии.
Как заинтересовать и оживить творческую деятельность обучающихся на уроке? Этому способствует проблемный метод, сталкивающий противоречия и заставляющий пытливый ум обучающихся под руководством педагога строить гипотезы, выдвигать предположения: «почему такая пластика», «почему она так исполняется», «почему создается такой образ»?
Актуализация творческой активности заключается в том, чтобы обучающиеся смог сделать самостоятельное открытие. В связи с этим необходимо определить метод, подходящий под все перечисленные требования. Таким методом является метод художественного открытия [7, с.200]. Данная технология позволяет педагогу-хореографу выстроить урок хореографии так, чтобы активизировать культурно-творческий потенциал обучающихся, его практический опыт, умения и навыки. Говоря о необходимости такого метода, мы предполагаем, в первую очередь, наличие в его основе проблемности, суть которой состоит в осознании ценности и постоянной новизны в каждых направлениях (видах) хореографического искусства, отказываясь от «стандартных» решений, в стремлении к поиску оригинальных и неповторимых его вариантов.
Метод художественного открытия, сформированный автором, выступает как своеобразная игра, смысл которой не столько в достижении цели, сколько в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать художественные задачи легко, «играючи». При этом движенческий материал как бы задает сферу творческого поиска и самовыражения обучающихся в учебно-творческом процессе. Метод художественного открытия может содержать в своей основе радость собственного открытия; самостоятельную постановку цели и собственный выбор; реализацию роли соавтора художественного процесса; ощущение собственной значимости; самоанализ и самооценку; принятие новых ценностей и др.
В средних классах общеобразовательной школы большое значение имеет авторитет педагога-хореографа, его профессиональные умения и знания. В старших классах для самостоятельности и самоутверждения необходимо владеть практическими умениями и знаниями хореографического искусства. Знание современных направлений народной, классической, бальной, спортивной, военной и современной хореографии открывает обучающимся возможность поднять престиж среди одноклассников. Поэтому, например, вопрос педагога-хореографа: «Нужна ли нам русская народная хореография?» естественно вызывает споры. Столкновение различных точек зрения создает проблемную ситуацию, которая разрешается в последующей дискуссии. В ходе обсуждения задаются такие вопросы: что такое традиционная хореография, фольклор, сценическая хореография, самодеятельное и профессиональное искусство.
В процессе дискуссии обучающиеся думают и отстаивают свою точку зрения, активизируют весь свой опыт в области знаний русского народного хореографического искусства, а педагог помогает им сравнивать, противопоставлять разные мнения, не навязывая своего. Он побуждает их делать выводы о правильности той или иной позиции, приводить примеры из разных направлений хореографического искусства. В процессе дискуссий у обучающихся под руководством педагога-хореографа формируются компетенции, которые необходимы им при дальнейшей интеграции своих умений и знаний в различных формах педагогической и творческой деятельности.
Для того, чтобы обучающиеся могли успешно применять свой практический опыт, умения и полученные знания, педагог-хореограф должен грамотно и осознанно подходить к построению урока во всех направлениях хореографического искусства. Урок хореографии со всей совокупностью методов, принципов и критериев, играет большую роль в формировании культурно-творческих компетенций у обучающихся под руководством педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ванслав В.В. Форма. Содержание / Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Григорович. М.: Энциклопедия, 1981. 623 с.
2. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогики и психологии искусства. М., 2001. 381 с.
3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 93 с.
4. Ильенков Э.В. Диалектическая логика, очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. 271 с.
5. Нилов В.Н. К проблеме исследования русского народного хореографического искусства // Культура и образование. Народное творчество. 2018. № 4 (31). С. 89–96.
6. Нилов В.Н. Новое в хореографическом образовании: Всемирная таблица хореографии // Педагогика искусства. 2018. № 4. С. 220–226.
7. Нилов В.Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства // «Вестник» Московского государственного университета культуры и искусства. 2014. № 1 (57). С.194–201.
8. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М.: Искусство, 1981. 479 с.
9. Школяр Л.В. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе // Искусство в школе. 1991. № 1. 48 с.