ЗНАЧЕНИЕ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕДАГОГА

Нилов Вячеслав Николаевич Vyacheslav Nilov
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва действительный член Русского географического общества, автор Всемирной таблицы хореографии Doctor of Education, professor, Chief research fellow of The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Moscow e-mail: v.nilov2015@yandex.ru
DOI 10.34897/IAECS.2022.85.66.010
Аннотация: 
Аннотация. Формирование культурно-творческих компетенций у обучающихся под руководством педагога на уроке хореографии, позволит обучающимся успешно применять свой практический опыт и полученные знания и умения на основе методов, принципов и основ хореографического образования; позволит педагогу-хореографу грамотно и осознанно подходить к построению урока во всех направлениях (видах) хореографического искусств, формируя у обучающихся танцевальную (исполнительскую) и музыкальную культуру как часть их общей духовной культуры. Abstract. The formation of cultural and creative competencies among students under the guidance of a teacher at a choreography lesson will allow students to successfully apply their practical experience and acquired knowledge and skills; based on the methods and principles of choreographic education; will allow a choreographer to competently and consciously approach the construction of a lesson in all areas of choreographic arts, forming dance (performing) and musical culture among students, as part of their common spiritual culture.
Приступая к написанию статьи о значении урока хореографии в формировании культурно-творческих компетенций у обучающихся под руководством педагога, необходимо рассмотреть понятие «компетенция». Компетенция – (от лат. compete – действовать на основе практического опыта, умения и знания) – способность обучающихся практически применять опыт, умения и знания, приобретенные на уроке хореографии под руководством педагога. Из этого следует, что «развивающее обучение» должно стать для педагога-хореографа основополагающим в преподавании хореографических дисциплин. Он должен научить обучающихся быть носителями культуры, продолжателями ее традиций и творцами, а не только потребителями. В настоящее время наука не в полной мере отражает роль культуры и культурно-творческих компетенций обучающихся в хореографическом образовании. По мнению автора, музыкально-хореографическое наследие сохраняет и передает всю полноту художественных идей и проверенные временем человеческие ценности. В наше время необходимо вновь прививать уважительное отношение к культуре и традициям. Анализируя язык символов и образов вместе с педагогом, обучающиеся формируют понимание ценностного содержания хореографического наследия. Под руководством педагога-хореографа обучающиеся задумываются над вопросом: соответствуют ли их мысли и чувства тому, что создано на протяжении прошлых веков. Это и возвращает их к проблеме хореографического наследия, которое в настоящее время делится на народную, классическую, бальную, военную, спортивную и современную хореографию. Представленные выше современные направления (виды) сценической хореографии, автор делит на профессиональное искусство и самодеятельное (любительское) художественное творчество. На уроке хореографии обучающиеся вместе с педагогом не только проживают путь освоения музыкально-хореографического наследия, соприкасаясь с заложенными в них духовно-нравственными ценностями, но и учатся чувствовать и творчески переживать. Накапливая культурный потенциал и творческую активность, обучающиеся приобретают опыт эмоционального общения, в результате которого «человеческая мысль будет продвигаться в будущее и развивать общественную культуру, нравственность и мораль» [4, с.87-88]. Из этого вытекает огромная сложность в формировании культурно-творческих компетенций у обучающихся на уроке хореографии. При этом общая дидактика не всегда применима к педагогике хореографического искусства, точнее, общие дидактические понятия применимы лишь в самом общем смысле. В общеобразовательных школах на базе начальных, средних и старших классов наметилась новая структура художественного образования средствами хореографического искусства. В начальных классах обучающиеся, благодаря педагогу-хореографу, приобретают практический опыт, умения и знания в преодолении скованности, робости и навык двигаться в пространстве под музыку. А также учатся исполнять отдельные движения и композиции, применяя их в игровых и пластических образах. Данные умения позволят им впоследствии исполнять несложные хореографические произведения. В средних классах, на основе приобретенных в младших классах знаний и умений, наметилась также новая структура художественного образования средствами хореографического искусства, которая включает учебно-воспитательный процесс «углубленного предпрофессионального (начального) хореографического образования». В нем предполагается изучение хореографических дисциплин. Данная учебно-воспитательная структура позволит обучающимся развивать практический опыт, умения и знания в классических, народных и бальных танцах, а также в теоретических дисциплинах истории хореографического искусства, теории и слушании музыки и игре на музыкальном инструменте факультативно. На основании полученного «углубленного предпрофессионального (начального) хореографического образования» в средних классах, на базе учебно-производственного центра (УПЦ), в старших классах общеобразовательной школы формируется «профильное обучение, приближенное к профессиональному». Кроме изучения специальных хореографических, теоретических и музыкальных дисциплин у обучающихся вводится производственная практика. Производственная практика позволит обучающимся, под руководством педагога-хореографа, практически применять свой опыт, умения и знания: как планировать урок хореографии, в какой последовательности его выстраивать в зависимости от психолого-возрастных особенностей учащихся, как подбирать к нему пластический и музыкальный материал. Данная учебно-воспитательная структура позволяет старшим классам под руководством преподавателя проводить в начальных и средних классах хореографические уроки и постановки несложных игровых танцев, а также – концерты и праздники на высоком художественном уровне. Преподаватель хореографии, основываясь на художественных методах [2, с.171], в зависимости от психолого-возрастных особенностей обучающихся, использует их на всем протяжении учебно-воспитательного процесса с обучающимися, чтобы они могли применять их в производственной практике. На уроках хореографии обучающиеся в старших классах под руководством педагога используют: словесный метод – беседуя о ведущих балетмейстерах, композиторах, художниках и о различных направлениях (видах) хореографического искусства; наглядно-слуховой метод – предоставляя возможность просмотреть и прослушать хореографические произведения; стимулирующий метод – который позволяет сообщить интересные сведения об истории создания хореографического произведения и пластики в нем; метод анализа и сравнения – позволяет сравнивать и анализировать прослушанную музыку и продемонстрированную хореографическую пластику; метод обобщения – определяют идею музыкально-хореографического содержания урока и так далее. В связи с особенностью данной специфики обучения важным является переосмысление всей составляющей такой системы художественного образования средствами хореографического искусства, начиная с дидактических методов, принципов, и критериев. Понятие смысла обучения вводится педагогом-хореографом в старших классах, когда условием формирования урока хореографии является понятие ценности и цели. Связав в один узел мотивационную (стремление, намерение и действие) и ценностную сферу, познавательное и преобразующее начало, педагог-хореограф получит понятие смысла урока хореографии. Используя Всемирную таблицу хореографии как «новое в хореографическом образовании» и методике преподавания хореографии [6], педагог тем самым определяет смысл хореографического образования, которое непосредственно относится к искусству хореографического наследия. Основываясь на интеграции теорий «личностного смысла» (А.Н.Леонтьев), «поиска смысла» (В.Е.Франкл), «пассионарности» (Л.Н.Гумилев), «Всемирной таблицы хореографии» (В.Н.Нилов), преподаватель хореографии формирует у обучающихся в средних и старших классах культуру и культурно-творческие компетенции. Это закономерно и обусловлено тем, что обучающихся и их деятельность нельзя рассматривать отдельно от формирования общей культуры. Здесь смысл урока хореографии находит свою конкретизацию через цель. А обучающиеся, осмыслив содержание урока, «пропускают его через себя в сконцентрированном и обобщенном виде», что позволит им присвоить общечеловеческие духовные ценности. Для развития культурно-творческих компетенций обучающийся должен стремится к поиску путей самореализации в жизни и творческой деятельности через ценности хореографического искусства. Все это отражено в работах Ф.И.Тютчева, где он описывает чувства сопричастности миру («Все во мне, и я во всем!») и отношение ко всему как к живому, чувство самоценности и неповторимости всего существующего, то есть ощущение гармонии во всем и в самом себе. Осмысление хореографического искусства обучающимися под руководством педагога становится актуальным, когда существующая трактовка понятия «осмыслить» отождествляется с понятием «осознать» – уяснить что-либо. Трактовка понятия «осознать» – «придать определенное значение» несет в себе характеристику личностного присвоения информации, т.е. придает значение «личностному смыслу» [2, с.360]. Практический опыт, знания и умения, которые педагог передает на уроке хореографии своим ученикам, должны быть не только освоены и осознаны, но и присвоены. Это необходимо для того, чтобы информация стала личностно значимой для обучающегося. Понятие содержания в хореографическом искусстве занимает определенное место, с помощью него можно определить следующее: содержание хореографического наследия – «это и есть жизнь, перенесенная в хореографическое произведение и преобразованное в нем». Мы считаем, что хореографическое наследие должно влиять на содержание урока хореографии. На это указывает анализ урока хореографии, который протекает одновременно в противоположных направлениях – «от содержания к форме и от формы к содержанию», в нем осуществляется «анализ через синтез и синтез через анализ, частное понимается через общее, а общее через частное» [1, с.479]. Педагог-хореограф, должен уметь анализировать содержание урока и рассматривать его жанровую природу, его фактуру и драматургию, образность и композицию отдельно друг от друга. Анализ (с греческого «разложение») – в самом общем значении этого слова есть процесс мысленного или фактического разъединения чего-то целого на составные части. Анализ подводит к пониманию целого как системы, в которой значение одних пластических элементов определяется другими, а целое возникает лишь в их взаимосвязи. В нашем понимании целостность при работе над хореографической пластикой и музыкальным содержанием является основополагающей. Исполнительская (танцевальная) техника на уроке хореографии должна быть рассмотрена и расценена с точки зрения сопричастности и раскрытия содержания хореографического произведения, поскольку «содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно и полно раскрыты только с помощью исполнительской техники танца. Где нет отработанной техники танца, там нет подлинного искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить исполнительскую технику» [8, с.50]. Движения, вырванные из живой ткани хореографического произведения, теряют свою художественность и превращаются в набор отдельных пластических элементов, так как нередко «содержание» рассматривается отдельно от «формы». Только детальный анализ всех движений хореографического урока, изначально представляющий собой взаимосвязь с заданным целым, может стать органичным синтезом всех частей урока. Предпосылкой и целью урока хореографии является художественная идея. Она обеспечивает художественное освоение предмета: поскольку урок разворачивается как единое целое художественного творчества педагога-хореографа, в нем отражается единство формы и содержания в пластико-интонационно-стилевом оформлении хореографического пространства. Его можно представить как демонстрацию проявления единого в многообразии. Конечно, огромное множество вариантов изложения педагогом-хореографом своей мысли по организации урока, не позволит нам, по всей видимости, унифицировать, привести к общему знаменателю технологию построения урока хореографии. Для формирования культурно-творческих компетенций у обучающихся педагог-хореограф может опираться на универсальный метод содержательного анализа, сформированный Л.В.Школяр [9]. Метод содержательного анализа становится предпосылкой и целью развития художественного образования в системе эстетического развития обучающихся в общеобразовательной школе. Опираясь на метод содержательного анализа Е.А.Травиной, педагог-хореограф формирует принципы, которые могут быть ведущими в творческом процессе на уроке хореографии: Принцип целостности – рассматривает целостность как следствие и лежит в основе всех явлений от целого к его частям и обратно, организуя процесс творческого погружения в интонационно-пластическое содержание урока хореографии. Принцип адекватности органично вытекает из принципа целостности, конкретизируя его как методику методологии – исследование урока хореографии во всей его сложной организованности, совокупности всех его частей. Принцип образности представляет понятие художественного образа – центральное в педагогике искусства. Будучи «конкретной реальностью сущности», «художественный образ» преобразует действительность, сохраняя ее самобытность и целостность, проявляя заложенные в этом образе эстетические возможности [3, с.9]. Кроме представленных выше трех принципов и содержательного анализа, педагогу-хореографу необходимо обратить внимание на принципы необыденности, повседневности и творческого напряжения, которые развивают творческие способности обучающихся под руководством педагога. Принцип необыденности – должен стать ведущим в технологии каждого урока хореографии, активизируя музыкально-хореографические способности, формируя внутренний мир обучающихся. Принцип творческого напряжения предлагает педагогу-хореографу задействовать различные виды творческой деятельности и постоянно поддерживать творческий интерес у обучающихся на уроке хореографии. Как заинтересовать и оживить творческую деятельность обучающихся на уроке? Этому способствует проблемный метод, сталкивающий противоречия и заставляющий пытливый ум обучающихся под руководством педагога строить гипотезы, выдвигать предположения: «почему такая пластика», «почему она так исполняется», «почему создается такой образ»? Актуализация творческой активности заключается в том, чтобы обучающиеся смог сделать самостоятельное открытие. В связи с этим необходимо определить метод, подходящий под все перечисленные требования. Таким методом является метод художественного открытия [7, с.200]. Данная технология позволяет педагогу-хореографу выстроить урок хореографии так, чтобы активизировать культурно-творческий потенциал обучающихся, его практический опыт, умения и навыки. Говоря о необходимости такого метода, мы предполагаем, в первую очередь, наличие в его основе проблемности, суть которой состоит в осознании ценности и постоянной новизны в каждых направлениях (видах) хореографического искусства, отказываясь от «стандартных» решений, в стремлении к поиску оригинальных и неповторимых его вариантов. Метод художественного открытия, сформированный автором, выступает как своеобразная игра, смысл которой не столько в достижении цели, сколько в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать художественные задачи легко, «играючи». При этом движенческий материал как бы задает сферу творческого поиска и самовыражения обучающихся в учебно-творческом процессе. Метод художественного открытия может содержать в своей основе радость собственного открытия; самостоятельную постановку цели и собственный выбор; реализацию роли соавтора художественного процесса; ощущение собственной значимости; самоанализ и самооценку; принятие новых ценностей и др. В средних классах общеобразовательной школы большое значение имеет авторитет педагога-хореографа, его профессиональные умения и знания. В старших классах для самостоятельности и самоутверждения необходимо владеть практическими умениями и знаниями хореографического искусства. Знание современных направлений народной, классической, бальной, спортивной, военной и современной хореографии открывает обучающимся возможность поднять престиж среди одноклассников. Поэтому, например, вопрос педагога-хореографа: «Нужна ли нам русская народная хореография?» естественно вызывает споры. Столкновение различных точек зрения создает проблемную ситуацию, которая разрешается в последующей дискуссии. В ходе обсуждения задаются такие вопросы: что такое традиционная хореография, фольклор, сценическая хореография, самодеятельное и профессиональное искусство. В процессе дискуссии обучающиеся думают и отстаивают свою точку зрения, активизируют весь свой опыт в области знаний русского народного хореографического искусства, а педагог помогает им сравнивать, противопоставлять разные мнения, не навязывая своего. Он побуждает их делать выводы о правильности той или иной позиции, приводить примеры из разных направлений хореографического искусства. В процессе дискуссий у обучающихся под руководством педагога-хореографа формируются компетенции, которые необходимы им при дальнейшей интеграции своих умений и знаний в различных формах педагогической и творческой деятельности. Для того, чтобы обучающиеся могли успешно применять свой практический опыт, умения и полученные знания, педагог-хореограф должен грамотно и осознанно подходить к построению урока во всех направлениях хореографического искусства. Урок хореографии со всей совокупностью методов, принципов и критериев, играет большую роль в формировании культурно-творческих компетенций у обучающихся под руководством педагога. ЛИТЕРАТУРА 1. Ванслав В.В. Форма. Содержание / Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Григорович. М.: Энциклопедия, 1981. 623 с. 2. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогики и психологии искусства. М., 2001. 381 с. 3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 93 с. 4. Ильенков Э.В. Диалектическая логика, очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. 271 с. 5. Нилов В.Н. К проблеме исследования русского народного хореографического искусства // Культура и образование. Народное творчество. 2018. № 4 (31). С. 89–96. 6. Нилов В.Н. Новое в хореографическом образовании: Всемирная таблица хореографии // Педагогика искусства. 2018. № 4. С. 220–226. 7. Нилов В.Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства // «Вестник» Московского государственного университета культуры и искусства. 2014. № 1 (57). С.194–201. 8. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М.: Искусство, 1981. 479 с. 9. Школяр Л.В. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе // Искусство в школе. 1991. № 1. 48 с.