К итогам Международной Бахтинской конференции «Уличный театр против театра военных действий»

16 - 18 октября 2019 года, Москва

ПРОЙТИ В ФОТОГАЛЕРЕЮ

 

Фото открытки к спектаклям театра «Bread and Puppet» Питера Шумана  из личного архива И.П. Уваровой. Публикуются с разрешения автора.

 

Конференция была приурочена к празднованию ГОДА ТЕАТРА в России и посвящена осмыслению карнавально-игрового потенциала науки, культуры, искусства, театрального образования, современных социально-политических процессов сквозь призму идей М.М. Бахтина.  Поэтико-романтический пафос, миротворческий потенциал уличного театра и карнавальной культуры стал центром проблематики конференции.  Большое внимание было уделено гуманистической функции уличного театра в урбанизированных "расчеловеченных" пространствах городов.

Учредители конференции: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» и НП «Театр-ЭКС».

Официальными партнёрами конференции выступили МАНО «Ночные Волки», НП «Культурно-просветительский центр “Булгаковский Дом”», Центральная научная библиотека СТД РФ. Конференция проводилась при участии Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина, ФГБОУ ВО «ОГИК», исследовательской лаборатории «Бахтинский методологический семинар» (г. Орёл), научно-практической лаборатории «БАХТИН» НП «Театр-ЭКС».

В конференции приняли участие более 50 исследователей из городов России (Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Екатеринбург, Омск, Орёл), ближнего и дальнего зарубежья (Костанай, Киев, Нью-Мексико, Бухарест, Лондон, Беер-Шева, Минск, Вассенаар). Все три дня конференции проходили на площадках официальных партнеров.

В первый день конференции (16 откября) в байк-центре «Sexton» мотоклуба «Ночные Волки» прошло пленарное заседание, посвященное вопросам развития и трансформации современного театра, развлекательно-зрелищных форм и театрального образования. Предлагалось обратиться к проблемам современного театрализованного политического дискурса; осмыслить миссию уличного театра в современном мире; познакомиться с экспериментальными формами современных перформативных практик;  уделить внимание  важности идей М.М. Бахтина о философии поступка в теории и практике современного театра и театрального образования;  отрефлекcировать  развитие и трансформацию  соврменного театра в  интернет-коммуникации.

С приветстием к участникам конференции обратилась член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией литературы и театра ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» Любовь Григорьевна Савенкова, обратив внимание на многолетнее сотрудничество Института с НП «Театр-ЭКС»  и коллективом МАНО «Ночные Волки», которые в очередной раз поддержали инициативу провести Бахтинскую конферению. Поприветствовала гостей конференции зам. председателя оргкомитета, кандидат педагогических наук, сарший научный сотрудник  лаборатории литературы и театра ФГБНУ «ИХОиК РАО» Елена Александровна Семенова. С приветственным словом выступил президент мотоклуба «Ночные Волки», председатель Межрегиональной общественной организации «Русские Мотоциклисты», выразив признательность всем участникам конференции за возможность диалога представителей академической науки, уличного театра и российской мото-субкультуры.

На пленарном заседании с докладами выступили Г.Р. Консон, А.Е. Вайц, Ю.А. Берладин, Е.А. Семёнова,Д. Маккоу, В.С. Собкин,А.Э. Греф, Е.А. Слонимская, Л.Г. Николаенко, О.А. Стаина, А.В. Комарова, А.Ю. Шишкина. Были представлены стендовые доклады Э. Вирири, А.Ю. Павлова.

В своих выступлениях докладчики подчеркнули  важность и своевременность обращения внимания на особенности формирования современного уличного театра в России и за рубежом, его аутентичные, мимикрирующие, заимствованные и новаторские элементы. Высказывались  мнения, что обращение к методологии М.М. Бахтина  при осмыслении процессов в современной уличной  российской культуре и таким его концептам, как карнавализация, полифония, вненаходимость, событие-бытие, диалогизм, гротескное тело и др., поможет устранить многие терминологические неточности, разночтения и  восполнить понятийные пробелы, возникшие, в том числе, вследствие необоснованно-расширительного толкования бахтинского понятия «карнавализация» и отождествления карнавала и зрелища, карнавала и уличного театра и пр.

Остро позвучала тема сопряжения искусства и революции, заигрывания искусства с политикой.

В этот день состоялся видео-доклад преподавателя кафедры драмы, театра и танца  Лондонского Королевского университета Холлоуэй Дика Маккоу, который представил свою книгу «Бахтин и театр: Диалоги со Станиславским, Мейерхольдом и Гротовским», изданную в 2016 году. Эта книга – первое фундаментальное исследование, посвященное  анализу  потенциала теорий и идей Бахтина в театральной теории и практики, мало известное российским исследователям.

Участники пленароного заседания конференции познакомились с презентациями трех российских уличных театров. Уличный театр  «Театр-ЭКС» показал два  документальных фильма из своего архива. Театр «СоЛу» (Санкт-Петербург) познакомил с фествиалем уличных искусства «Улитка». С докладом «Некоторые актуальные катализаторы карнавальных переворотов в практике современного европейского уличного театра» выступила художественный руководитель театра «Странствующие куклы господина пэжо» Анна Шишкина. Завершился данный день экскурсией по байк-центру «Sexton», которую провел президент мотоклуба «Ночные Волки» Александр Сергеевич Залдастанов,  показав отрывки из свого фильма и зрелищные фрагменты из байк-шоу и новогодних сказок для детей на уличной площадке байк-центра. В финале дня открытия конференции «Театр-ЭКС» показал уличное пиротехническое представление, посвященное М.М. Бахтину.

Второй день конференции (17 октября) проходил в Центральной научной библиотеке Союза театральных деятелей Российской В этот день  состоялось два мероприятия. Всероссийский (с Международным участием) семинар «Карнавально-игровой потенциал личности в цифровую эпоху» и первый день Международного круглого стола «Актуальность идей М.М. Бахтина в современном информационном обществе». В своем приветственном слове заместитель директора по связям с общественностью Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей Российской Федерации Людмила Юрьевна Сидоренко познакомила участников конференции с историей библиотеки, рассказала об уникальных фондах.

Модератором семинара выступил О.Д. Никитин. С докладами  и сообщениями выступили Л.Г. Савенкова, Е.Ф. Командышко, Ю.Я. Бондаренко, Е.Н. Пирязева, К.К. Ляшев, О.В. Христофорова, С. Траусан-Мату, Е.А. Семенова. Участники семинара познакомились фольклорным театром «Окрутники» (НКО «Окрута»), занимающимся реконструкцией русского традиционного ряжения, карнавала.

В рамках семинара обсуждались проблемы карнавального архетипа художника в цифровую эпоху; влияния информационно-коммуникативных образовательных технологий на выявление карнавально-игрового потенциала личности и развитие художественной одарённости; роли генеративных компьютерных искусств в профессионально-творческом развитии личности; детско-юношеской интернет-аддикции:  риски, прогнозы, решения; и др.

В первый день работы Международного круглого стола с докладами выступили В.О. Усачёва, В.В. Ломанович, Л.П. Печко, Мириам Н. Торрес, Д. Ройховдхери.

В центре внимания докладчиков международного бахтинского круглого стола было творчество М.В. Юдиной, близкого друга М.М. Бахтина. Рассматривалось значение трудов М.М. Бахтина в современном междисциплинарном знании; актуальность наследия М.М. Бахтина в современной науке, культуре, искусстве, образовании, политике; проблемы современной медиакультуры сквозь призму идей М.М. Бахтина.

Третий день конференции проходил в Культурно-просветительском центре «Булгаковский Дом». 

В работе второго дня круглого стола «Актуальность идей М.М. Бахтина в современном информационном обществе» приняла участие делегация из г. Орла: главный режиссер, художественный руководитель Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль им. М.М. Бахтина», Заслуженный артист России В.И. Симоненко, а также представители Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный институт культуры» и исследовательской лаборатории «Бахтинский методологический семинар» (г. Орёл), А.Ю. Титов, Н.А. Меркурьева, И.Н. Чистюхин. В этот день также прозвучали доклады Э.И. Гуткиной, Н.А. Хренова, С.В. Быкова (онлайн), С.В. Сандлера (онлайн), Е.А. Семеновой. В дискуссии приняли участие Ю.Я. Бондаренко, В.В. Ломанович, А.Ю. Зарецкая, Л.Г. Николаенко, Н.Л. Васильев, А.Э.  Греф.  

С приветственным словом к участникам конференции обратился директор музея Н.Б. Голубев, обратив внимание в своем выступлении на то, что изучать наследие Бахтина и Булгакова мы можем только через диалог. По иронии судьбы, коллаж, который И.П. Уварова-Даниэль и Ю.М. Даниэль подарили М.М. Бахтину, по сию пору хранится в музее М.А. Булгакова в Киеве. Не случайно и то, что на этом круглом столе произошла встреча представителей двух театров: театра «Русский стиль» имени М.М. Бахтина и музея-театра «Булгаковский Дом». Возможно, это и есть продолжающийся диалог в Большом времени!

В целом, конференция объединила теоретиков и практиков уличного театра, карнавальной культуры, бахтиноведов, культурологов, искусствоведов, филологов, представителей российской мото-субкультуры, показав рост интереса в российском обществе к уличному театру.  Не случайно, что на уличном манифестном шествии, организованном в Сочи Российским союзом уличных театров и артистов (РСУТиА), присутствовали лозунги «Карнавализация», «Год уличного театра», «Бахтин жив».

СБОРНИК ТЕЗИСОВ КОНФЕРЕНЦИИ

СМИ О КОНФЕРЕНЦИИ

Информационный Центр Правительства Москвы

Костанайская областная газета

РАДИО РОССИИ. ОРЕЛ 

ВИДЕО-ПЛЕЙЛИСТЫ КОНФЕРЕНЦИИ

16 октября, байк-центр

Пиротехническое представление («Театр-ЭКС»)

17 октября, библиотека СТД

18 октября, "Булгаковский Дом"