
16 июля 2020 г. в ФГБНУ «ИХОиК РАО» состоялось расширенное заседание дирекции Института, на котором обсуждались промежуточные итоги работы исследовательской группы ФГБНУ «ИХОиК РАО» по проекту «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии».
Михальченкова Наталья Алексеевна, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО», доктор политических наук, профессор Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, научный руководитель проекта доложила о достигнутых результатах за период с декабря 2019 г. по июнь 2020, сделав акцент на научной новизне исследуемой темы и важности использования методов художественного образования и культурологии для практического использования в сфере профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и в целом – в развитии подрастающего поколения. В отчетный период проведено масштабное фундаментальное исследование теоретических подходов коррекции девиантного поведения и обобщение российского и зарубежного опыта реализации методов художественного образования и культурологии в образовательных и воспитательных моделях.
Вела заседание директор Института Акишина Екатерина Михайловна, которая отметила позитивную оценку промежуточных результатов данного проекта со стороны Министерства просвещения РФ и важное значение уже наработанных результатов для использования Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей, который курирует процесс воспитания в специальных учебно-воспитательных учреждениях (СУВУ). Михальченкова Наталья Алексеевна сообщила о результатах интеллектуальной деятельности за отчетный период, которые уже могут быть применены в практике работы СУВУ, значительно расширив их методическую базу. В частности, разработанный Реестр-навигатор практик, а также результаты социологического исследования, проведенного исполнителями проекта, во главе с Большаковым Сергеем Николаевичем, главным научным сотрудником ФГБНУ «ИХОиК РАО» на базе учреждения-партнера – Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
Красильникова Светлана Валерьевна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО», кандидат филологических наук, доцент рассказала об истории использования методов художественного образования в России и о том, что к настоящему времени накоплен значительный опыт воспитания трудных подростков с использованием методов художественного образования. Светлана Валерьевна подчеркнула, что необходимо грамотно сочетать классические методы с педагогическими новациями, обеспечивая комплексный подход к развитию культуры личности подростка средствами художественного образования и культурологии.
Куликова Надежда Владимировна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО», кандидат психологических наук, профессор Института культуры мира (ЮНЕСКО) представила разработанные ей классификатор методов и опорные схемы инновационной модели коррекции девиантного поведения подростков, реализуемой с применением методов художественного образования и культурологии. Надежда Владимировна отметила, что в ФГБНУ «ИХОиК РАО» накоплен огромный интеллектуальный капитал, который сегодня как никогда востребован для повышения эффективности воспитания подрастающего поколения и, в том числе, в виде конкретных технологий художественного образования, может быть реализован в рамках данной образовательно-педагогической модели с опорой на интеграцию методов.
Слободчиков Илья Михайлович, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО», доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук сообщил о важности применения методов и средств художественного образования и культурологии в воспитании подрастающего поколения и отметил, что сегодня практически все дети нуждаются в особом подходе к воспитанию, особо подчеркнув роль культуры как формирующей личность среды. Илья Михайлович подчеркнул особую значимость данного проекта и отметил, что на основе исследования и использования методов художественного образования и культурологии появляется возможность подойти к этой работе с позиций создания пространства социальной реабилитации, что позволит самим педагогам задать новый вектор профессионального развития. А также отметил, что данный проект – замечательный пример того, как психология и педагогика встраиваются в контекст культурологии, являясь своего рода сопровождающими и развивающими дисциплинам именно в логике культурологического знания.
В целом результаты деятельности исследовательской группы проекта «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» за I полугодие 2020 г. одобрены присутствующими на заседании ФГБНУ «ИХОиК РАО».