Заседание по итогам работы проекта «Социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства»

21 июля 2020 г. в ФГБНУ «ИХОиК РАО» состоялось расширенное заседание дирекции Института, на котором обсуждались промежуточные итоги работы группы исполнителей проекта «Социализация детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, средствами искусства».

Савина Марина Сергеевна, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО», доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель проекта доложила о достигнутых результатах за период с января 2020 г. по июнь 2020, сделав акцент на научной новизне исследуемой темы и важности использования средств искусства для практического использования в сфере социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Концепция проекта предполагает использование современных подходов к социализации детей: социокультурный, адаптационно-деятельностный, проектный, основанные на участии в самостоятельной художественно-творческой деятельности, в социокультурных проектах. В отчетный период был проведен Всероссийский конкурс педагогических инициатив в области социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства. Разработано и утверждено Положение о конкурсе, информационные письма о конкурсе разосланы в регионы, организован сбор конкурсных проектов в онлайн формате. Прислано более ста работ. Экспертиза проектов осуществлена в электронном виде. Осуществляется мониторинг педагогического сопровождения продуктивной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства в регионах России, Смоленской, Тверской и Московской областях, результаты представлены в публикациях.

Лыкова Ирина Александровна, заместитель директора по инновационной деятельности ФГБНУ «ИХОиК РАО», доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики искусства сообщила о результатах теоретико-методической и организационно-практической работы, проделанной за отчетный период. Представила материалы терминологического анализа, на основе которого раскрыты ключевые понятия «позитивная социализация», «первичная социализация», «социализация в трудных жизненных ситуациях», «социализация средствами искусства».  Социализация интерпретируется как сложный процесс интеграции растущего человека в любую социальную систему (семью, род, племя, этнос, группу по интересам, профессиональное сообщество и др.); освоение социально приемлемых ценностей, норм, правил, знаний, навыков для успешного вхождения в социальную среду и полноценной жизни в обществе. Социализация в трудной жизненной ситуации понимается как успешная адаптация детей к изменяющимся обстоятельствам жизни (связанным с потенциальными или реальными рисками для физического и/или психического здоровья) при сохранении открытости и чувства базового доверия к миру. Обратила внимание на связь социализации и социокультурного опыта детей, становление которого возможно в образовательной среде, организованной по модели социума и культуры. Обосновала инновационный потенциал искусства для позитивной социализации детей на всех уровнях образования. Сделала обзор разработанных и апробированных арт-методик. Сообщила о деятельности инновационной площадки ФГБНУ «ИХОиК РАО», действующей в рамках проекта и объединившей более 350 образовательных организаций из 32 субъектов Российской Федерации.

Гальчук Ольга Викторовна, старший научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО», кандидат педагогических наук отметила, что изучение региональных особенностей педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации средствами искусства – одно из направлений разработки педагогического сопровождения продуктивной социализации ребенка. В российских регионах происходят изменения образовательного пространства, стратегическое направление которого воплощается в переходе к децентрализованной (смешанной) системе образования. Проводимые в рамках проекта научные, образовательные и социокультурные мероприятия (научно-практические кластеры, конференции, театральные фестивали и пр.) ставят своей целью консолидацию научного и педагогического сообщества, специалистов и экспертов в области искусства для решения актуальных проблем и выявления перспективных подходов к созданию психолого-педагогических условий продуктивной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Кожевникова Виктория Витальевна, методист по научно-исследовательской работе ФГБНУ «ИХОиК РАО», кандидат педагогических наук сообщила о результатах разработки вариативной модели социокультурной образовательной среды, ориентированной на первичную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Обосновала вариативный характер модели, обусловленный рядом факторов: 1) разнообразие трудных жизненных ситуаций; 2) индивидуальные особенности ребенка; 3) различные стили семейного воспитания, определяющие образовательный запрос и характер взаимодействия родителей (или лиц, их замещающих), с образовательной организацией; 4) широкий выбор видов искусства; 5) свободный выбор педагогами образовательных технологий и арт-методик.   Представила два варианта модели социокультурной образовательной среды – вербальную и графическую. Сделала обзор отечественных и зарубежных исследований, связанных с задачами проекта (социализация детей в трудной жизненной ситуации, потенциал искусства для успешной социализации).

Ковалев Евгений Валерьевич, специалист по научно-исследовательской работе ФГБНУ «ИХОиК РАО», координатор деятельности инновационной сетевой площадки «Вариативные модели социокультурной образовательной среды» сообщил о направлениях инновационной деятельности Института, связанных с подготовкой руководителей и педагогов образовательных организаций к поддержке позитивной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в образовательной среде.  Подчеркнул, что лишь при помощи компетентных взрослых, умеющих инициировать активность детей, вовлекать их в творческую художественную деятельность, поддерживать проявления индивидуальности, создавать условия для освоения социокультурного опыта (инициативно действовать, делать осознанный выбор, оценивать поступки, нормы и модели поведения), возможна позитивная социализация детей средствами искусства. Обосновал цель, задачи и гипотезу диссертационного исследования на тему: «Подготовка педагогов к поддержке социализации детей в образовательной среде».

В целом, результаты деятельности исследовательской группы проекта «Социализация детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, средствами искусства» за I полугодие 2020 г. одобрены присутствующими на заседании ФГБНУ «ИХОиК РАО».

ФОТОРЕПОРТАЖ