Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии

Название проекта: Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии 

№ государственной регистрации проекта: 14.25.05

Руководитель проекта: доктор политических наук, главный научный сотрудник, Михальченкова Наталья Алексеевна.

Актуальность проекта

Динамика социальных изменений, разрыв между теоретическими подходами и практикой обосновывают необходимость поиска и разработки адекватных инструментов работы с подростками в условиях решения задач, осуществляемых различными социальными учреждениями. Результаты многочисленных экспериментальных исследований, проведенных во многих странах, показывают, что использование средств художественного образования и культуры в отношении несовершеннолетних, проявляющих девиантное поведение имеет устойчивый коррекционный эффект, подчас не достижимый другими средствами. Анализ имеющегося в ряде учреждений отечественного опыта и практик коррекции и ресоциалиации подростков средствами педагогики искусства и методами художественного образования и культуры подтверждает эффективность их использования и возможность масштабирования и тиражирования в сети образовательных организаций и иных социальных учреждений. В то же время ощущается явный дефицит теоретических и практических исследований, разработок, методического и практического инструментария, обеспечивающего внедрение в практику  современных технологий и методов художественного образования и культурологии как инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

Исполнители проекта

Наталья
Алексеевна
Михальченкова
Куликова
Надежда
Владимировна
Илья
Михайлович
Слободчиков
Юлия
Михайловна
Большакова
Сергей
Николаевич
Большаков
Светлана
Валерьевна
Красильникова

Новизна теоретических исследований

В ходе исследования на основе анализа передового мирового и отечественного опыта выявляются его лучшие образцы, дается теоретико-методологическое обоснование применительно к российской действительности, обеспечивается их внедрение в научно – практический оборот российской коррекционной педагогики и практики художественного образования; разрабатываются и впервые формируются эффективные модели и технологии коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях средствами художественного образования и культуры.

Значимость для образовательной практики

1. Более широкое (за счет: большего разнообразия предлагаемых методов коррекционной работы, обеспечивающих ее реализацию в широком диапазоне условий ее осуществления; популяризации и методологического обоснования методов художественного образования и культурологии в коррекционной работе с девиантными подростками) и эффективное (за счет: использования лучших образцов мирового и отечественного опыта; методического обеспечения и сопровождения коррекционной работы с использованием средств художественного образования и культурологии; разработка методов коррекционной работы явилась ответом на соответствующий социальный  заказ (СУВУ)) использование средств художественного образования и культуры в практике коррекционной работы с девиантными подростками, обеспечивающее достижение устойчивого коррекционного эффекта, подчас трудно достижимого другими средствами.

2. Повышение результативности и экономической эффективности индивидуальной и групповой коррекционой работы в отношении несовершеннолетних, требующих особого педагогического подхода. Анализ пилотных практик и опыта доказывает устойчивый экономический эффект,   эмпирические данные, применения методов художественного образования и культуры предьявляют высокий педагогический потенциал и успешный результат коррекционной деятельности. 

3. Повышение качества общего образования и оценочных и диагностических процедур при реализации методов культуры и искусства в содержании образовательных программ  специализированных образовательных организаций (спец коррекционных школ, специальных учебно – воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и пр).

4. Устранение профессиональных дефицитов и развитие профессиональной компетентности методистов, коррекционных педагогов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инструкторов, классных руководителей и т.д.


Наиболее значимые разработки и промежуточные результаты проекта
Срок реализации
Наименование работ
Требования, к работам (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), спецификации и др.)
Результат работ
Январь, 2020 Подготовка программы исследования, методологической рамки проведения исследовательских мероприятий, программы социологического исследования по выявлению практик в учреждениях, ведущих коррекционную работу средствами художественного образования и культурологии. 1. Разработка плана научно-исследовательской работы (далее – НИР), формирование исследовательского коллектива, распределение заданий для исполнителей.
2. Разработка Методологической рамки проведения исследований.
3. Разработка программы социологического исследования по использованию средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
Утвержденная Программа проведения исследований и разработок в рамках проекта на 2020 год. Проект письма Минпросвещения России об организации проведения исследования в различные учреждения субъектов Российской Федерации. Разработанная on–line платформа проведения социологического исследования.
Февраль, 2020 Подготовка научных публикаций, обосновывающих и раскрывающих: – актуальность темы проекта; – значительный потенциал художественно-культурологических средств в коррекционной работе с подростками; – разнообразие возможных подходов, форм, средств в зарубежной и отечественной практике профилактической и коррекционной работы. Подготовлено не менее 5 научных публикаций в журнал ВАК «Педагогика искусства» по направлениям педагогического потенциала средств художественного образования и культурологии в коррекционной деятельности с «трудными» подростками. Опубликованные научные публикации в журнале ВАК.
Февраль, 2020 Подготовка аналитического обзора по использованию художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в зарубежной практике коррекционной работы. 1. Систематизация зарубежного опыта по использованию средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения.
2. Анализ методики и результатов конкретных проектов по использованию средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения.
Аналитическая записка, обобщающая зарубежный опыт применения средств, методов и технологий художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
Февраль, 2020 Подготовка программных материалов и организация проведения социологического исследования по выявлению практик в учреждениях, ведущих коррекционную работу средствами художественного образования и культурологии. Разработанная система, критериальная и методологическая база экспертного анализа результатов социологического исследования. Система, критериальная и методологическая база экспертного анализа для проведения социологического исследования и сбора практик. Страница google forms социологического исследования в сети Интернет.
Март, 2020 Систематизация материалов и их подготовка для регистрации в качестве результата интеллектуальной деятельности (далее – РИД) (Библиография источников по коррекции девиантного поведения средствами художественного образования и культурологии). Анализ существующих практик (моделей) профилактики и коррекции девиантного поведения с использованием средств художественного образования и культурологии, методов и технологий педагогики культуры и искусства. Подготовлены рефераты и соответствующие материалы установленной формы для регистрации РИД. Заявка на регистрацию РИД в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Апрель, 2020 Подготовка проектов научных публикаций Web of Science Core Collection и (или) Scopus по плану НИР. Представление материалов проектов в виде научных публикаций в индексируемые издания Web of Science Core Collection и (или) Scopus. Принятые к опубликованию в результате экспертизы статьи в журналах WS.
Апрель, 2020 Подготовка аналитических материалов на основе исследования зарубежного опыта профилактики и коррекции девиантного поведения средствами художественного образования и культурологии. Подготовка научных текстов в виде глав монографии по анализу зарубежного опыта профилактики и коррекции девиантного поведения средствами художественного образования и культурологии в соответствии с предъявляемыми требованиями. Принятая к публикации в издательстве монография.
Апрель – май, 2020 Организация взаимодействия с ФГБПОУ «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение», ФГБПОУ «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». Проведен анализ и выработаны классификационные характеристики методологической рамки практик применения средств художественного образования и культурологии в специальных учебно-воспитательных учреждениях, подведомственных Минпросвещения России. Аналитическая записка, глава в монографии.
Изданные главы в монографиях.
Май, 2020 Разработка экспертных материалов в форме аналитической справки. Разработана классификация методов и средств художественного образования и культурологии, используемых в профилактике и коррекции девиантного поведения, сформулированы основные классификационные признаки. Классификация методов и средств художественного образования и культурологии (интерактивная ссылка на классификацию прилагается отдельным файлом).
Июнь, 2020 Подготовка исследовательских материалов в виде научной публикации в журналах перечня ВАК. Подготовка научных публикаций в журнал ВАК. Опубликованные результаты НИР по классификации практик, моделей, технологий и средств художественного образования и культурологии. Публикации в журналах по перечню ВАК.
Апрель – август, 2020 Создание онлайн вкладки по промежуточным результатам исследования систематизирующих промежуточные и итоговые результаты. Наличие вкладки, ссылки на сайте ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Онлайн вкладки по промежуточным результатам исследования систематизирующих промежуточные и итоговые результаты анализа применения средств и методов художественного образования и культурологии в различных учреждениях. Систематизированные данные для размещения на открытых ресурсах вкладки: РИД 1 (подготовлен и сдан для регистрации в ФС).
Май – июнь, 2020 Подготовка инструктивных документов, регламентирующих проведение исследования. Инструкция для респондентов. Инструкции для респондентов.

Опубликованные научные публикации в журнале ВАК
  1. Большакова, Ю.М. Творческое развитие молодежи в контексте концепции «Positive Youth Development» [Электронный ресурс] / Ю.М. Большакова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2. – С. 46-53 – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/bolshakova_46-53.pdf. – 0,64 п.л. DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62543. ISSN 1997-4558.
  2. Куликова, Н.В., Красильникова, С.В. Проблема проектирования культурной среды как основа модели коррекции девиаций подростка средствами искусства и культурологии [Электронный ресурс] / Н.В. Куликова, С.В. Красильникова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2. – С. 54-62. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kulikova_krasilnikova_54-62.pdf. – 0,62 п.л. DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62545. ISSN 1997-4558.
  3. Михальченкова, Н.А. Основные направления развития методов коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами художественного образования и культурологии [Электронный ресурс] / Н.А. Михальченкова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2 – С. 90-117. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mihalchenkova_90-117.pdf. – 0,56 п.л. DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62555. ISSN 1997-4558.
  4. Большаков, С.Н. Педагогические эффекты использования искусства и художественной деятельности в процессе социализации в учреждениях различного типа (на примере Финляндии) [Электронный ресурс] / С.Н. Большаков // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2 – С. 166-173. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/bolshakov_166-173.pdf. – 0,54 п.л. DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62567. ISSN 1997-4558.
  5. Большаков, С.Н. и др. Исследование конкурентной среды рынков услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, услуг психолого-педагогического сопровождения детей Ленинградской области и Республики Коми [Текст] / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова, Р.А. Шутов // Журнал ALMA MATER: Вестник высшей школы. – 2020. – № 4. – С. 97-103. – Тираж 1500. ISSN 1026-955X.
  6. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Социальные факторы исследования девиатного поведения [Электронный ресурс] / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова // Мир науки: социология, филология, культурология. – № 1 (11). – 2020. – URL: https://sfk-mn.ru/PDF/35SCSK120.pdf. ISSN 2542-0577.

Принятые к опубликованию в результате экспертизы статьи в журналах WS
  1. Bolshakova, Yulia, Bolshakov, Sergey The study of population saticfaction with the state of the markets of preschool education, additional education of children / Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. – May 22-23, 2020. – Volume III. – Rezekne Academy of Technologies. – PP. 631-649. – URL: http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&qid=1&SID=F1Uuucvn8CNRlydEB6L&page=1&doc=2. http://journals.rta.lv/index.php/SIE/issue/view/133/showToc. ISSN 1691-5887.
  2. Bolshakova, Yulia, Bolshakov, Sergey Research of satisfaction of population with the status of services in the education market / Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. – May 22-23, 2020. – Volume VI. – Rezekne Academy of Technologies. – PP. 554-563. URL: ? http://journals.rta.lv/index.php/SIE/issue/view/140/showToc. ISSN 1691-5887.
  3. Bolshakova, Julia, Mikhalchenkova, Natalya The effectiveness of public services: preschool education in the Komi rebublic / Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. May 22-23, 2020. – Volume VI. – Rezekne Academy of Technologies. – PP. 564-577. – URL: http://journals.rta.lv/index.php/SIE/issue/view/140/showToc. ISSN 1691-5887.
  4. Bolshakov, S.N., Bolshakova, Y.M., Mikhalchenkova, N.A. Strategies of adolescents` delinquent behavior and reasons for its emergence / Revista inclusions. – Abril/Junio. 2020. – Volumen 7. – Numero Especial – PP. 519-526. – URL: https://www.revistainclusiones.com/gallery/42%20vol%207%20num%20especialleabriljunio2020revinclusi.pdf. ISSN 0719-4706.

Принятая к публикации в издательстве монография
  1. Зарубежный опыт профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: коллективная монография по ред Г.И. Грибановой: М.: Изд ФГБНУ ИХО РАО - СПб.: Изд – во АРТ – Экспресс, 2020, 182 с.

Изданные главы в монографиях
  1. Михальченкова Н.А. и др. Глава 3. «Образование»: Проблемы коррекции девиантного поведения подростков с использованием художественного образования и культурологи и направления их решения. Коллективная монография «Культура. Наука. Образование: актуальные вопросы» [Текст] / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова, Н.В. Куликова, С.В. Красильникова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 188 с. – C. 139-146. – Тираж 500 экз. ISBN 978-5-907313-25-5. https://phsreda.com/e-publications/e-publication-157.pdf
  2. Большаков, С.Н. и др. Глава 2. Педагогический потенциал искусства в профилактике и коррекционной работе с детьми с девиантным поведением. Коллективная монография «Приоритетные направления развития науки и образования» / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова, Н.А. Бутрим. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 272 с. – С. 17-30. – Тираж 500 экз. ISBN 978-5-00159-333-1. https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2020/04/%D0%9C%D0%9E%D0%9D-122.pdf
  3. Большакова Ю.М., Михальченкова, Куликова, Слободчиков и др. К вопросу о проектировании вариативной модели коррекции девиантного поведения подростков методами художественного образования и культурологи с учетом требований ФГОС// глава в монографии «Образование и педагогика: современные тренды». Чебоксары. ГОУ ДПО «Чувашский республиканский институт образования». 2020

Публикации в журналах по перечню ВАК
  1. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Социологические оценки художественно-эстетических методов обучения и воспитания в специальных учебно-воспитательных учреждениях России// Мир науки: социология, филология, культурология. – № 2 (11). – 2020. В печати
  2. Куликова, Н.В., Красильникова, С.В., Слободчиков, И.М. Система вариативных модулей в области коррекции девиаций подростков средствами художественного образования и культуры в контексте формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Н.В. Куликова, С.В. Красильникова, И.М. Слободчиков // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – статья сдана в печать, будет опубликована в 2020. – № 3 в июне, согласовано с редактором журнала «Педагогика искусства» О.В. Юдушкиной
  3. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Дифференциация практик художественного образования и культурологии в учреждениях специальных учебно-воспитательных учреждениях России: опыт социологического исследования// «П.О.И.С.К.» (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура.). 2020. (в печати)
  4. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Музей как значимый образовательный ресурс// Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. №2. 2020 ( в печати)
  5. Большакова, Ю.М., Большаков, С.Н., Михальченкова, Н.А. Оценка педагогических функций и практик современных музеев// Журнал ALMA MATER: Вестник высшей школы. – 2020. – № 7. ( в печати)
  6. Куликова Н.В., Красильникова С.В. Проблемы проектирования культурной среды как основа модели коррекции девиаций подростка средствами искусства и культуры // Педагогика искуссва. N2, 2020

Систематизированные данные для размещения на открытых ресурсах: РИД
  1. База данных «Библиографический список научных и информационных ресурсов по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков с использованием художественного образования и культурологии» (на регистрации)


МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:

  1. Заседание по итогам работы проекта «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии»
  2. Всероссийский онлайн семинар «Художественное образование и культурология в коррекции девиантного поведения подростков»

ФАЙЛЫ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ:

  1. Михальченкова Н.А. Зарубежный опыт художественного образования в школах: сравнительный анализ. Монография. Сыктывкар, 2019
  2. Специфика использования художественных и культурологических средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: исторические, теоретико-методологические и практические аспекты: коллективная монография/ под ред. Н.А. Михальченковой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»-СПб.: Издательство «ART-Express», 2019
  3. Образование и педагогика: современные тренды: монография /редкол.: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020
  4. Зарубежный опыт профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: коллективная монография/ под ред. Г.И. Грибановой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»-СПб.: Издательство «ART-Express», 2020. - 183 с.