Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии

Название проекта: Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии 

№ государственной регистрации проекта: 14.25.05

Руководитель проекта: доктор политических наук, главный научный сотрудник, Михальченкова Наталья Алексеевна.

Актуальность проекта

Динамика социальных изменений, разрыв между теоретическими подходами и практикой обосновывают необходимость поиска и разработки адекватных инструментов работы с подростками в условиях решения задач, осуществляемых различными социальными учреждениями. Результаты многочисленных экспериментальных исследований, проведенных во многих странах, показывают, что использование средств художественного образования и культуры в отношении несовершеннолетних, проявляющих девиантное поведение имеет устойчивый коррекционный эффект, подчас не достижимый другими средствами. Анализ имеющегося в ряде учреждений отечественного опыта и практик коррекции и ресоциалиации подростков средствами педагогики искусства и методами художественного образования и культуры подтверждает эффективность их использования и возможность масштабирования и тиражирования в сети образовательных организаций и иных социальных учреждений. В то же время ощущается явный дефицит теоретических и практических исследований, разработок, методического и практического инструментария, обеспечивающего внедрение в практику  современных технологий и методов художественного образования и культурологии как инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

Исполнители проекта

Наталья
Алексеевна
Михальченкова
Куликова
Надежда
Владимировна
Илья
Михайлович
Слободчиков
Юлия
Михайловна
Большакова
Сергей
Николаевич
Большаков
Светлана
Валерьевна
Красильникова

Новизна теоретических исследований

В ходе исследования на основе анализа передового мирового и отечественного опыта выявляются его лучшие образцы, дается теоретико-методологическое обоснование применительно к российской действительности, обеспечивается их внедрение в научно – практический оборот российской коррекционной педагогики и практики художественного образования; разрабатываются и впервые формируются эффективные модели и технологии коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях средствами художественного образования и культуры.

Значимость для образовательной практики

1. Более широкое (за счет: большего разнообразия предлагаемых методов коррекционной работы, обеспечивающих ее реализацию в широком диапазоне условий ее осуществления; популяризации и методологического обоснования методов художественного образования и культурологии в коррекционной работе с девиантными подростками) и эффективное (за счет: использования лучших образцов мирового и отечественного опыта; методического обеспечения и сопровождения коррекционной работы с использованием средств художественного образования и культурологии; разработка методов коррекционной работы явилась ответом на соответствующий социальный  заказ (СУВУ)) использование средств художественного образования и культуры в практике коррекционной работы с девиантными подростками, обеспечивающее достижение устойчивого коррекционного эффекта, подчас трудно достижимого другими средствами.

2. Повышение результативности и экономической эффективности индивидуальной и групповой коррекционой работы в отношении несовершеннолетних, требующих особого педагогического подхода. Анализ пилотных практик и опыта доказывает устойчивый экономический эффект,   эмпирические данные, применения методов художественного образования и культуры предьявляют высокий педагогический потенциал и успешный результат коррекционной деятельности. 

3. Повышение качества общего образования и оценочных и диагностических процедур при реализации методов культуры и искусства в содержании образовательных программ  специализированных образовательных организаций (спец коррекционных школ, специальных учебно – воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и пр).

4. Устранение профессиональных дефицитов и развитие профессиональной компетентности методистов, коррекционных педагогов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инструкторов, классных руководителей и т.д.


Наиболее значимые разработки и результаты проекта
Срок реализации
Наименование работ
Требования, к работам (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), спецификации и др.)
Результат работ
Отчёт о выполнении/выход
Январь, 2020 Подготовка программы исследования, методологической рамки проведения исследовательских мероприятий, программы социологического исследования по выявлению практик в учреждениях, ведущих коррекционную работу средствами художественного образования и культурологии. 1. Разработка плана научно-исследовательской работы (далее – НИР), формирование исследовательского коллектива, распределение заданий для исполнителей.
2. Разработка Методологической рамки проведения исследований.
3. Разработка программы социологического исследования по использованию средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
Утвержденная Программа проведения исследований и разработок в рамках проекта на 2020 год. Проект письма Минпросвещения России об организации проведения исследования в различные учреждения субъектов Российской Федерации. Разработанная on–line платформа проведения социологического исследования. Программа проведения исследований и разработок в рамках проекта на 2020 год. Проекты писем Минпросвещения России об организации проведения исследования в различные учреждения субъектов Российской Федерации. On–line платформа проведения социологического исследования: ссылка, скрин.
Февраль, 2020 Подготовка научных публикаций, обосновывающих и раскрывающих: – актуальность темы проекта; – значительный потенциал художественно-культурологических средств в коррекционной работе с подростками; – разнообразие возможных подходов, форм, средств в зарубежной и отечественной практике профилактической и коррекционной работы. Подготовлено не менее 5 научных публикаций в журнал ВАК «Педагогика искусства» по направлениям педагогического потенциала средств художественного образования и культурологии в коррекционной деятельности с «трудными» подростками. Опубликованные научные публикации в журнале ВАК. Научные публикации основных исполнителей.
Февраль, 2020 Подготовка аналитического обзора по использованию художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в зарубежной практике коррекционной работы. 1. Систематизация зарубежного опыта по использованию средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения.
2. Анализ методики и результатов конкретных проектов по использованию средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения.
Аналитическая записка, обобщающая зарубежный опыт применения средств, методов и технологий художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков. Аналитическая записка в Департамент государственной политики сфере защиты прав детей «Краткое обобщение зарубежного опыта применения средств художественного образования и культурологи в практике коррекции девиантного поведения подростков»
Февраль, 2020 Подготовка программных материалов и организация проведения социологического исследования по выявлению практик в учреждениях, ведущих коррекционную работу средствами художественного образования и культурологии. Разработанная система, критериальная и методологическая база экспертного анализа результатов социологического исследования. Система, критериальная и методологическая база экспертного анализа для проведения социологического исследования и сбора практик. Страница google forms социологического исследования в сети Интернет. Утверждённая руководителем проекта система, критериальная и методологическая база экспертного анализа для проведения соц. исследования. Анкета и google forms исследования.
Март, 2020 Систематизация материалов и их подготовка для регистрации в качестве результата интеллектуальной деятельности (далее – РИД) (Библиография источников по коррекции девиантного поведения средствами художественного образования и культурологии). Анализ существующих практик (моделей) профилактики и коррекции девиантного поведения с использованием средств художественного образования и культурологии, методов и технологий педагогики культуры и искусства. Подготовлены рефераты и соответствующие материалы установленной формы для регистрации РИД. Заявка на регистрацию РИД в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Заявки и зарегистрированные в федеральной службе результаты интеллектуальной деятельности.
Апрель, 2020 Подготовка проектов научных публикаций Web of Science Core Collection и (или) Scopus по плану НИР. Представление материалов проектов в виде научных публикаций в индексируемые издания Web of Science Core Collection и (или) Scopus. Принятые к опубликованию в результате экспертизы статьи в журналах WS. Научные публикации основных исполнителей.
Апрель, 2020 Подготовка аналитических материалов на основе исследования зарубежного опыта профилактики и коррекции девиантного поведения средствами художественного образования и культурологии. Подготовка научных текстов в виде глав монографии по анализу зарубежного опыта профилактики и коррекции девиантного поведения средствами художественного образования и культурологии в соответствии с предъявляемыми требованиями. Принятая к публикации в издательстве монография. Монография Зарубежный опыт профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: коллективная монография/ под ред. Г.И. Грибановой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО» -СПб.: Издательство «ART-Express», 2020. - 183 с.
Апрель – май, 2020 Организация взаимодействия с ФГБПОУ «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение», ФГБПОУ «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». Проведен анализ и выработаны классификационные характеристики методологической рамки практик применения средств художественного образования и культурологии в специальных учебно-воспитательных учреждениях, подведомственных Минпросвещения России. Аналитическая записка, глава в монографии.
Изданные главы в монографиях.
Аналитическая записка в департамент государственной политики в сфере защиты прав детей по итогам социологического исследования практик применения художественных средств и методов в работе СУВУ. Изданные главы в монографиях. 11.3. Научные публикации«Педагогика искусства». 11.4. Рукописи материалов в монографи.
Май, 2020 Разработка экспертных материалов в форме аналитической справки. Разработана классификация методов и средств художественного образования и культурологии, используемых в профилактике и коррекции девиантного поведения, сформулированы основные классификационные признаки. Классификация методов и средств художественного образования и культурологии (интерактивная ссылка на классификацию прилагается отдельным файлом). Навигатор методов художественного образования и культурологии. Классификатор методов художественного образования и культурологии.
Июнь, 2020 Подготовка исследовательских материалов в виде научной публикации в журналах перечня ВАК. Подготовка научных публикаций в журнал ВАК. Опубликованные результаты НИР по классификации практик, моделей, технологий и средств художественного образования и культурологии. Публикации в журналах по перечню ВАК. Публикации в журналах по перечню ВАК.
Апрель – август, 2020 Создание онлайн вкладки по промежуточным результатам исследования систематизирующих промежуточные и итоговые результаты. Наличие вкладки, ссылки на сайте ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Онлайн вкладки по промежуточным результатам исследования систематизирующих промежуточные и итоговые результаты анализа применения средств и методов художественного образования и культурологии в различных учреждениях. Систематизированные данные для размещения на открытых ресурсах вкладки: РИД 1 (подготовлен и сдан для регистрации в ФС). Ссылка: http://www.art-education.ru/formirovanie-effektivnyh-modeley-i-tehnologiy-korrekcii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v
Май – июнь, 2020 Подготовка инструктивных документов, регламентирующих проведение исследования. Инструкция для респондентов. Инструкции для респондентов. 15.1. Инструкция для респондентов. 15.2. Всероссийское семинар – совещание по проекту. 15.3 Сборник аннотаций практик и программ. 15.4 Материалы Всероссийского совещания 28.08.2020.
Июль – август, 2020 Разработка моделей профилактики и коррекции девиантного поведения средствами художественного образования и культурологии, подготовка методических рекомендаций по их использованию. Комплект методических рекомендаций. Методические материалы и рекомендации по использованию средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в различных социальных учреждениях. Методические материалы и рекомендации: «Использование средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в различных социальных учреждениях», «Организация процесса коррекции девиантного поведения подростков методами художественного образования и культурологии в аспекте реабилитации и ресоциализации воспитанников», «Художественные и культурологические программы и методы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: зарубежный опыт и практики».
Сентябрь, 2020 Разработка типовой программы повышения квалификации на основе исследовательских материалов по использованию потенциала художественного образования и культурологии в работе с детьми и подростками, проявляющими девиантное поведение. Требования к структуре, содержанию, разделам типовой программы повышения квалификации для специалистов различных учреждений: воспитателей, педагогов, социальных педагогов по использованию потенциала художественного образования и культурологии в работе с детьми и подростками, проявляющими девиантное поведение. Типовая программа повышения квалификации для специалистов различных учреждений: воспитателей, педагогов, социальных педагогов по использованию потенциала художественного образования и культурологии в работе с детьми и подростками, проявляющими девиантное поведение. Типовая программа повышения квалификации. Разработанная опорная матрица проектирования курсов повышения квалификации.
Октябрь, 2020 Подготовка и проведение Международной научно-практической конференции (с возможностью онлайн участия) по использованию средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков. Разработка макета программы конференции, рассылка приглашений участникам конференции, определение форматов организации участия партнеров конференции. Подготовка макета материалов международной конференции. Проект информационного письма и Программа Конференции.
Октябрь – декабрь, 2020 Подготовка к изданию материалов монографии «Художественное образование и культурология в коррекции девиантного поведения подростков: модели и технологии». Разработка макета монографии «Художественное образование и культурология в коррекции девиантного поведения подростков: модели и технологии» в объеме не менее 10 п.л. Изданная монография. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: модели и технологии: коллективная монография / под ред. Н.А. Михальченковой – СПб.: Издательство «Арт – Express, 2020, 262 с. – ISBN 978-5-4391-0653-0
Декабрь, 2020 Подготовка Аналитической записки в Минпросвещения России по использованию средств художественного образования и культурологии в практике работы с подведомственными учреждениями для подростков, проявляющих девиантное поведение. Определение структуры аналитической записки, подготовка информационных материалов сопровождающих презентацию аналитической записки в соответствии с требованиями заказчика. Аналитическая записка и презентация результатов. Аналитическая записка по итогам проекта в департамент государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей.

Опубликованные научные публикации в журналах ВАК/РИНЦ
  1. Большакова, Ю.М. Творческое развитие молодежи в контексте концепции «Positive Youth Development» [Электронный ресурс] / Ю.М. Большакова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2. – С. 46-53 – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/bolshakova_46-53.pdf. – 0,64 п.л. DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62543. ISSN 1997-4558.
  2. Куликова, Н.В., Красильникова, С.В. Проблема проектирования культурной среды как основа модели коррекции девиаций подростка средствами искусства и культурологии [Электронный ресурс] / Н.В. Куликова, С.В. Красильникова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2. – С. 54-62. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kulikova_krasilnikova_54-62.pdf. – 0,62 п.л. DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62545. ISSN 1997-4558.
  3. Михальченкова, Н.А. Основные направления развития методов коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами художественного образования и культурологии [Электронный ресурс] / Н.А. Михальченкова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2 – С. 90-117. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mihalchenkova_90-117.pdf. – 0,56 п.л. DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62555. ISSN 1997-4558.
  4. Большаков, С.Н. Педагогические эффекты использования искусства и художественной деятельности в процессе социализации в учреждениях различного типа (на примере Финляндии) [Электронный ресурс] / С.Н. Большаков // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2 – С. 166-173. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/bolshakov_166-173.pdf. – 0,54 п.л. DOI: 10.34897/IAECS.2020.2.62567. ISSN 1997-4558.
  5. Куликова, Н.В., Красильникова, С.В., Слободчиков, И.М. Система вариативных модулей в области коррекции девиаций подростков средствами художественного образования и культуры в контексте формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Н.В. Куликова, С.В. Красильникова, И.М. Слободчиков // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 3 – С. 42-49. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sistema-variativnyh-moduley-v-oblasti-korrekcii-deviaciy-podrostkov-sredstvami ISSN 1997-4558.
  6. Куликова, Н.В. Катаева, А.В., Панина, О.А. Актуальные вопросы организации воспитательной среды СУВУ в аспекте коррекции девиаций подростков средствами художественного образования и культуры (на примере Неманского СУВУ) // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 4.с.107-115
  7. Красильникова, С.В., Хохлова, Т.В. Эффективные стратегии воспитательного воздействия на девиантных подростков средствами художественного образования и культуры (на примере Орловского СУВУ) // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 4. С.98-106
  8. Емельянов, С.В., Китайгородская, Г.В., Михальченкова Н.А. К вопросу о «культурном нормативе» в региональной практике образования // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 4.с.21-31
  9. Большакова Ю.М., Грибанова Г.И. Театральные практики в зарубежных исправительных учреждениях// Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020.№4 (в печати).
  10. Большаков, С.Н. и др. Исследование конкурентной среды рынков услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, услуг психолого-педагогического сопровождения детей Ленинградской области и Республики Коми [Текст] / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова, Р.А. Шутов // Журнал ALMA MATER: Вестник высшей школы. – 2020. – № 4. – С. 97-103. – Тираж 1500. ISSN 1026-955X.
  11. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Социальные факторы исследования девиатного поведения [Электронный ресурс] / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова // Мир науки: социология, филология, культурология. – № 1 (11). – 2020. – URL: https://sfk-mn.ru/PDF/35SCSK120.pdf. ISSN 2542-0577.
  12. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Музей как значимый образовательный ресурс [Текст]/ / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова //Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 7. С. 71-76. URL: https://almavest.ru/ru/archive/3249/4756
  13. Михальченкова Н.А., Большаков С.Н., Большакова Ю.М. Социологические оценки художественно-эстетических методов обучения и воспитания в специальных учебно-воспитательных учреждениях России [Электронный ресурс] /Н.А. Михальченкова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2020 №2, URL: https://sfk-mn.ru/PDF/46SCSK220.pdf (доступ свободный).
  14. Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Михальченкова Н.А. Музей как значимый образовательный ресурс // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. №3 (44) Сентябрь. 2020. С.108-117. URL: https://spbgik.ru/upload/file/publishing/vestnik/3_20.pdf ISSN 2619 – 0303
  15. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Дифференциация практик художественного образования и культурологии в учреждениях специальных учебно-воспитательных учреждениях России: опыт социологического исследования// «П.О.И.С.К.: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура». 2020. №5 (82), с. 80-90
  16. Куликова, Н.В., Красильникова, С.В., Слободчиков, И.М. Система вариативных модулей в области коррекции девиаций подростков средствами художественного образования и культуры в контексте формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Н.В. Куликова, С.В. Красильникова, И.М. Слободчиков // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 3. С.42-49
  17. Слободчиков, И.М., Лозбенев, И.А., Вохминцева, Е.П. Предпосылки формирования конфликтности и агрессивных проявлений подростков в современной образовательной ситуации./ Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 139-146. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,4 п.л.)
  18. Слободчиков, И.М., Лозбенев, И.А., К вопросу о возможности активации творческого потенциала у подростков с делинквентным поведением/ Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 147-154. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,3 п.л.)
  19. Слободчиков, И.М.,.Лосев, А.В., фон Миллер, А.А. Тревожность как предпосылка формирования агрессии в младшем и среднем школьном возрасте./ Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 231-238. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,4 п.л.).
  20. Слободчиков, И.М.,.Лосев, А.В., фон Миллер, А.А. Влияние на проявление агрессивности в дошкольном возрасте отношений в диаде “родители-ребенок”./ Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 313-325. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,4 п.л.).
  21. Слободчиков, И.М., Вохминцева, Е.П. Основные психолого-педагогические эффекты в процессе занятий иппотерапией с детьми с ОВЗ/ Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 411-419. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,3 п.л.).
  22. Слободчиков, И.М., Вохминцева, Е.П. Специфика агрессивных проявлений в образовательной среде у младших школьников с нормой и нарушениями в развитии./ Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 423-432. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,4 п.л.).
  23. Слободчиков, И.М., Вохминцева, Е.П. Иппотрепия как метод коррекции агрессивного поведения детей с ОВЗ : подходы и перспектива/ Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 110-1117. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,4 п.л.).
  24. Слободчиков, И.М.,.Лосев, А.В Взаимодействие с ребенком в ситуации развода родителей : психологические рекомендации. / Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 87-94. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,5 п.л.).
  25. Слободчиков, И.М., фон Миллер, А.А. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте./ Сборник ИИДСВ РАО / Ред.-сост. И.В.Вагнер. – М.: ФГБНУ «ИИСВД РАО», 2020. – С. 80-86. – 700 с. ISBN 977–5–905451–73–6. Тираж – 1000 экз. (0,5 п.л.).

Опубликованные статьи в международных научных журналах
  1. Bolshakov, S.N., Bolshakova, Y.M., Mikhalchenkova, N.A. People’s satisfaction with the state of the market of psychological and pedagogical support services for children with disabilities / REVISTA INCLUSIONES. – Abril/Junio 2020. – Vol. 7. – NÚMERO ESPECIAL – PP. 299-308. –ISSN 0719-4706.
  2. Bolshakova, Yulia, Bolshakov, Sergey Research of satisfaction of population with the status of services in the education market / Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. – May 22-23, 2020. – Volume VI. – Rezekne Academy of Technologies. – PP. 554-563. ISSN 1691-5887. URL: http://journals.rta.lv/index.php/SIE/issue/view/140/showToc.
  3. Bolshakova, Julia, Mikhalchenkova, Natalya The effectiveness of public services: preschool education in the Komi rebublic / Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. May 22-23, 2020. – Volume VI. – Rezekne Academy of Technologies. – PP. 564-577. – URL: http://journals.rta.lv/index.php/SIE/issue/view/140/showToc. ISSN 1691-5887.
  4. Bolshakov, S.N., Bolshakova, Y.M., Mikhalchenkova, N.A. Strategies of adolescents` delinquent behavior and reasons for its emergence / Revista inclusions. – Abril/Junio. 2020. – Volumen 7. – Numero Especial – PP. 519-526. – URL: https://www.revistainclusiones.com/gallery/42%20vol%207%20num%20especialleabriljunio2020revinclusi.pdf. ISSN 0719-4706.
  5. Mikhalchenkova, N.A. et all Models and technologies for adolescent deviant behavior correction with the use of art education and cultural studies (case of the Leningrad region / N.A. Mikhalchenkova, S.N. Bolshakov, J.M. Bolshakova, N.V. Kulikova, S.V. Krasilnikova // REVISTA INCLUSIONES / Número Especial / Julio- Septiembre, 2020. – Volumen 7. – PP. 465-480. ISSN 0719-4706.
  6. Kulikova N.V., Designing basic educational programs using arts education and cultural studies/ N.A. Mikhalchenkova, S.N. Bolshakov, J.M. Bolshakova, N.V. Kulikova// Designing basic educational programs using arts education and cultural studies / Проектирование основных образовательных программ с применением методов художественного образования и культурологии. URL: http://www.ejobios.org/download/designing-basic-educational-programs-using-arts-education-and-cultural-studies-8465.pdf.
  7. Mikhalchenkova, N.A. Designing a navigator and developing a classification of methods of art education and cultural studies// N.A. Mikhalchenkova, S.N. Bolshakov, J.M. Bolshakova, N.V. Kulikova// Designing a navigator and developing a classification of methods of art education and cultural studies / Проектирование навигатора и разработка классификации методов художественного образования и культурологии. - URL: http://www.ejobios.org/download/designing-a-navigator-and-developing-a-classification-of-methods-of-art-education-and-cultural-8472.pdf.

Опубликованные монографии
  1. Зарубежный опыт профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: коллективная монография/ Грибанова, Г.И., Михальченкова Н.А., Большакова Ю.М. под ред. Г.И. Грибановой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»-СПб.: Издательство «ART-Express», 2020. – 183 с. ISBN 978-5-905 451-90-4.
  2. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: модели и технологии: коллективная монография / под ред. Н.А. Михальченковой – СПб.: Издательство «Арт – Express, 2020, 262 с. – ISBN 978-5-4391-0653-0.

Изданные главы в монографиях
  1. Большаков, С.Н. и др. Глава 3. «Образование»: Проблемы коррекции девиантного поведения подростков с использованием художественного образования и культурологии и направления их решения. Коллективная монография «Культура. Наука. Образование: актуальные вопросы» [Текст] / Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А.,Куликова, Н.В., Красильникова, С.В. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 188 с. – C. 139-146. – Тираж 500 экз. ISBN 978-5-907313-25-5 - URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-157.pdfh.
  2. Большаков, С.Н. и др. Глава 2. Педагогический потенциал искусства в профилактике и коррекционной работе с детьми с девиантным поведением. Коллективная монография «Приоритетные направления развития науки и образования» / Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А.,. Бутрим, Н.А.. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 272 с. – С. 17-30. – Тираж 500 экз. ISBN 978-5-00159-333-1 - URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2020/04/%D0%9C%D0%9E%D0%9D-122.pdf.
  3. Большакова, Ю.М., Михальченкова Н.А., Куликова Н.В., Слободчиков И.М. и др. К вопросу о проектировании вариативной модели коррекции девиантного поведения подростков методами художественного образования и культурологи с учетом требований ФГОС// Большакова, Ю.М., Михальченкова Н.А., Куликова Н.В., Слободчиков И.М. и др. глава в монографии «Образование и педагогика: современные тренды». Чебоксары. ГОУ ДПО «Чувашский республиканский институт образования». 2020.с.67-84 ISBN: 978-5-907313-45-3
  4. Большаков С.Н., и др. Государство и образовательная политика: социологические оценки на примере системы образования США// Анциферова Е.А., Бактымбет А.С., Бирюкова Л.И., Большаков С.Н., Гордеева Е.В., Добринова Т.В., Дулатбекова Ж.А., Кузнецов В.И., Луппов И.Ф., Мирзоян Л.Л., Петренко Л.Д., Раимбеков Ж..С., Таталина А.В., Темирбулатов А.М., Цыремпилова Л.С., Чефонов А.В., Чефонов В.М., Шарипбекова К.Е. «Современное общество в условиях цифровой экономики». Монография / Под общ. Ред. Г. Ю. Гуляева – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». -2020. -140 с. ISBN 978-5-00159-560-1
  5. Куликова Н.В., Михальченкова Н.А. К вопросу о возможностях стандартизации и проектирования основных образовательных программ с использованием методов художественного воспитания и культурологии в коррекции девиантного поведения подростков / Н.В. Куликова, Н.А. Михальченкова // Современные проблемы образования и психология становления личности: монография (Чебоксары, 7 октября 2020 г.) / гл. изд. Ж. В. Мурзина – Чебоксары: Изд-во «Среда», 2020. – С. 53-78. – ISBN 978-5-907313-80-4.

Опубликованные материалы конференций
  1. Михальченкова, Н.А. Педагогический потенциал методов культуры в современных условиях развития образования (Доклад) / Н.А. Михальченкова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, С.В. Красильникова, Н.В. Куликова // III Cеверный культурный форум, 11-13 марта 2020 г., Сыктывкар (в печати КРИРО.)
  2. Большаков С.Н., Большакова Ю.М. Педагогическая оценка практик художественного и эстетического воспитания как эффективных инструментов профилактики девиантного поведения // Сборник статей II Международной научно-практической конференции В сборнике «Теория и практика современной педагогики». Исследовательский центр «Наука и образование». Пенза, 2020.С. 99-103.
  3. Большаков С.Н. Социология образования: критика теорий и богатство измерений // В кн .: Материалы X международной социологической конференции Грушина «Жизнь в России. Живи в мире. Социология повседневной жизни». Всероссийский центр изучения общественного мнения – ВЦИОМ. Москва, 2020.С. 223-226.
  4. Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Михальченкова Н.А. Использование приемов и методов художественно-эстетического образования и культурологии в профилактике девиантного поведения [Текст] / Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Михальченкова Н.А. Проблемы образования в условиях инновационного развития : сборник научных статей по материалам Всероссийского научно- практического форума (г. Саранск, 22 мая 2020 года) / редколлегия: М. В. Антонова, Т. И. Шукшина (отв. Ред.), Ж. А. Каско, С. Н. Горшенина; Правительство Республики Мордовия. Мордовский государственный педагогический университет. Мордовский научный Центр РАО – Саранск : РИЦ МГПУ, 2020. – ISBN 978-5-8156- 1241 -9. С.28-34.
  5. Большаков, С.Н. и др. Исследование потенциала приемов художественно-эстетического образования в профилактике девиантного поведения [Текст] / Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Михальченкова Н.А. Материалы V Международной научно-практической конференции «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты». (Научный международный Центр «Наука и просвещение», г.Пенза. 25 июня 2020 года) отв. Ред. Гуляев И.П. – Пенза С. 104-18. ISBN: 978-5-00159-473-4.
  6. Михальченкова Н.А. Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Концептуализация социальной диагностики девиатного поведения [Текст] / Михальченкова Н.А. Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии». (Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Факультет психолого-педагогического и специального образования. Г.Саратов, 15-16 октября 2020 года) отв. Ред. Селиванова Ю.В. – Саратов ISBN (принято в печать). 9 стр., 14 389 знаков.
  7. Михальченкова Н.А., Большакова Ю.М., Большаков С.Н. Эффективность игровых практик в художественном образовании и педагогике искусства // Образование и педагогика: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары.ISBN:978-5-907313-83-5. 2020. С. 120-123.

Систематизированные данные для размещения на открытых ресурсах: РИД
  1. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2020621253, 17.07.2020. Заявка № 2020621077 от 06.07.2020. Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Красильников И.М., Красильникова С.В., Куликова Н.В., Михальченкова Н.А., Семенова Е.А. «Библиографический список научных и информационных ресурсов по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков с использованием художественного образования и культурологии».
  2. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2020621389, 10.08.2020. Заявка №2020621228 от 24.07.2020. Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Красильников И.М., Красильникова С.В., Куликова Н.В., Михальченкова Н.А., Слободчиков И.М. «Реестр практик профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, реализуемых с применением методов художественного образования и культурологии».
  3. Справка о приёме на регистрацию изобретения.


МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:

  1. Пострелиз стратегической сессии «Россия для детей через 10 лет: изменения глазами детей и взрослых»
  2. Заседание по итогам работы проекта «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии»
  3. Всероссийский онлайн семинар «Художественное образование и культурология в коррекции девиантного поведения подростков»

ФАЙЛЫ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ:

  1. Михальченкова Н.А. Зарубежный опыт художественного образования в школах: сравнительный анализ. Монография. Сыктывкар, 2019
  2. Специфика использования художественных и культурологических средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: исторические, теоретико-методологические и практические аспекты: коллективная монография/ под ред. Н.А. Михальченковой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»-СПб.: Издательство «ART-Express», 2019
  3. Образование и педагогика: современные тренды: монография /редкол.: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020
  4. Зарубежный опыт профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: коллективная монография/ под ред. Г.И. Грибановой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»-СПб.: Издательство «ART-Express», 2020. - 183 с.
  5. Отчет по проекту фундаментальных/прикладных научных исследований «Формирование эффективных моделей и технологий девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии». Государственное задание № 073-00026-20-01 Министерства просвещения Российской Федерации на 2020 год.