Кожевникова Виктория Витальевна

Кожевникова Виктория Витальевна - президент «Ассоциация Фребель-педагогов», автор инновационных моделей образовательной среды для детей раннего возраста, реализуемых уже в более 35 субъектах Российской Федерации. Разработчик несколько десятков игр и пособий для детей раннего и дошкольного возраста, например, пособия «Фроссия». Данное пособие является современным продолжением идей Фребеля, а также дополнена идеями современных психологов, логопедов и дефектологов.

Выбирая между ВУЗами, случай познакомил Викторию с удивительным человеком, одним из основоположников социальной педагогики в России, доктором педагогических наук Мардахаевым Львом Владимировичем. В Российском государственном социальном университете на факультете "Социальная педагогика" начинается знакомство с профессией которая стала фундаментом для профессиональной деятельности. В 2003 г. закончила с красным дипломом, присвоена квалификация: педагог-психолог, социальный педагог. 

С 2001 г. работала в должности педагога-психолога в Кадетской школе-интернат №1 «Первый Московский кадетский корпус», с 2003 года переведена в должность руководителя «Медико-психолого-социальной службы». С 2005 года работала в должности педагога-психолога, руководителя психологической службы в Кадетской школе-интернат №5  «Преображенский кадетский корпус». Писала диссертационное исследование о моделях адаптации подростков к условиям кадетского корпуса

Находясь в декретном отпуске, в  2008 году была вдохновлена идеями Марии Монтессори и прошла переобучения по курсу "педагог дополнительного образования, Монтессори-педагог по работе с детьми до 3 лет".  Подходы к созданию среды разработанные М. Монтессори – направили Кожевникову Викторию в ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО в Отдел средств обучения, где сотоялось знакомство с известными коллегами, специалистами в области средств обучения д.п.н. член-корреспондентом РАО Назаровой Татьяной Сергеевной, другими специалистами, что повлияло на взгляды Виктории на создание и содержание предметно-развивающей среды образовательной организации. В рамках данного Институт работал Центр сертификации средств обучения, куда коллеги (ООО «Светоч», Самара)  передали для экспертизы «широко известный в узких кругах» в 2010 г. Набор «Дары Фребля». И это еще одна случайность, которая изменила карьерную траекторию. Педагогика Фридриха Фребеля плотно вошла в жизнь Кожевниковой Виктории, была создано и зарегистрировано социально-ориентированное НКО Некоммерческое партнерство содействия развитию образования «Ассоциация Фребель-педагогов» (на сегодняшний день Ассоциация Фребель-педагогов), цель которой направлена на:

  • изучение, продвижение, интеграцию и популяризацию идей Фребель-педагогики в России и за рубежом, в том числе для детей раннего возраста;
  • реализацию проектов, направленных на улучшение имиджа образования, развитие перспективных методов и технологий обучения и материального оснащения системы образования.

Идеи педагогики Фрдириха Фребеля и его Дары пользуются большим спросом у педагогов-дошкольников по всей России. Но рождение 2 ребенка и работа по консультировании дошкольных образовательных организаций по вопросам организации образовательной среды для детей раннего возраста стала еще одним звеном в череде событий Кожевниковой Виктории, которые привели к новому проекту совместно  с удивительными людьми. Ирина Александровна Лыкова, доктор педагогических наук, заместитель директора по инновационной деятельности ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи РАО» стала вдохновителем и научным руководителем в работе над темой «Моделирование образовательной среды для детей раннего возраста на основе амплификации развития», которая была успешно защищена в 2018 году.  Основа исследования легла в проект создания инновационных моделей образовательной среды для детей раннего возраста, реализуемых уже в более 35 субъектах Российской Федерации. Были разработаны несколько десятков игр и пособий для детей раннего и дошкольного возраста, например, пособие «Фроссия». Данное пособие является современным продолжением идей Фребеля, а также дополнена идеями современных психологов, логопедов и дефектологов.

Кожевникова Виктория регулярно представляет результаты своих научных исследований в различных изданиях, учебно-методических пособиях. Представляет его в рамках научно-исследовательских конференциях, в том числе зарубежных. Так в 2015 году в Тюрингии, на родине Ф. Фребеля Кожевникова Виктория представляла опыт России по развитию идей Фребель-педагоги.

В 2019 году Кожевникова Виктория в команде известных специалистов принимала  участие в разработке «Концепции базовых направлений естественно-научного, инженерно-технического образования детей дошкольного возраста, а также организация и проведение интеллектуальных и творческих форумов, фестивалей, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих достижений у детей дошкольного возраста». Идеи данного проекта нашли свое продолжения в новом инновационном проекте «ЕНОТИК», который объединяет детей и взрослых по всей России в рамках интеграции художественно-эстетического и инженерно-технического творчества. Но это не все идеи, которые Кожевникова Виктория уже реализовала, впереди, она надеется, будет много новых случаев, которые откроют новые перспективы

Место работы: старший научный сотрудник лаборатории социально-педагогических исследований ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования»

Педагогического кредо: события в нашей жизни разворачиваю по вектору амплификации и в наших руках направить вектор в нужном направлении.