ЛАБОРАТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Заведующий лабораторией Никитин Олег Денисович 

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, психолог

Область научных интересов

Психология творчества, психодрама, арт-терапия, креативное развитие

Основные публикации

  • Работа фантазии и моделирование реальности. Проблемы творческого развития личности в системе школьного образования //Сборник статей по материалам научно-практического семинара 19 февраля 2013 г. - М.: ИХО РАО, 2013. -165 с. С.43-47
  • Особенности социального и профессионального самоопределения у студентов педагогических ВУЗов// Особенности и приоритеты социального и профессионального самоопределения личности в творческой деятельности на различных этапах ее развития. Сборник научных трудов для работников системы высшего профессионального образования. - М.: ИХО РАО, 2013. -105 с. С.21-29
  • Этапы реализации модели креативного развития студентов педагогических ВУЗов// Психолого-педагогические механизмы креативного развития личности в художественной деятельности. Монография для работников системы профессионального образования. - М.: ИХО РАО, 2013. -385 с. С.217-233
  • Развитие художественного мышления у студентов педагогических ВУЗов// Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей и молодежи в социокультурном контексте. Сборник научных статей по материалам 1-го научно-практического семинара 27 марта 2014 г. - М.: Научный проект, 2014. -285 с. С.163-168
  • Театр спонтанности в работе со студентами// Интеграция в систему образования программ социокультурной адаптации старшеклассников и студентов Крыма и Севастополя к обучению в экономических ВУЗах России. Коллективная монография-М.: РЭУ,2014. -229 с. С.150-155

Экспериментальная работа

  • преподавательская деятельность (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН), Институт иностранных языков РУДН (ИИЯ РУДН), старший преподаватель кафедры социальной педагогики, дисциплины: «Психотерапия», «Психокоррекция», «Психологическое консультирование», «Психодрама»);
  • психологическое консультирование

Контактная информация: nikitinpsi@mail.ru

Торшилова Елена Михайловна

Ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор

Научные интересы

Эстетическое и художественное развитие детей и подростков: философская, психологическая и педагогическая теория, методика, диагностика.

Основные публикации

  • Можно ли поверить алгеброй гармонию (критический очерк экспериментальной эстетики). – М.: Искусство, 1988.
  • Развитие эстетических способностей детей 3-7лет: теория и диагностика (в соавторстве). М.: Деловая книга, 2001.
  • Шалун или мир дому твоему – М.: ИХО РАО, 1998.
  • Интеллектуальное и эстетическое развитие: История, теория, диагностика. Дубна: «Феникс+», 2008.
  • Эстетическая компетентность: содержание и смыслы. Дубна, Феникс+, 2008.
  • Общая одаренность и педагогика искусства М.: ИХО РАО, 2009.
  • Тенденции и уровни развития художественного вкуса детей и подростков в эпоху социокультурного кризиса. – М.: ИХО РАО, 2012.

Экспериментальная работа

социологическое и диагностическое исследование детей 3-17 лет в школах г. Москвы №№ 061, 121, 158, 324, 368, 686, 875, 1095, 1188, 1421, 1637. Содержание работы: определение концепции возрастного развития современных детей, разработка оригинальных социологических и тестовых материалов, индивидуальный и групповой опрос учащихся, анализ результатов, подготовка аналитических материалов, методических рекомендаций и индивидуальных характеристик детей и подростков.     

Торшилова Е.М. награждена медалью им. К.Д. Ушинского (приказ от 01.11.99 № 33-07); медалью «В память 850-летия Москвы» (указ от 26 февраля  1997 года № 0027212); Почетной грамотой Российской Академии Образования в связи с 80-летним юбилеем Института.

Бутов Александр  Юрьевич

Старший научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент

В 1988 году с отличием окончил факультет педагогики и психологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. С 1988 г. - ассистент кафедры педагогики и психологии МГПИ им. В. И. Ленина. В 1991 г. в МГПИ им. В. И. Ленина защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Доцент (2000 г.). В 2005 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. В 2007 г. избран академиком Международной академии наук высшей школы (МАНВШ).
А. Ю. Бутов - автор более 80 научных трудов по проблемам художественного образования, истории педагогики, социальной и исторической психологии, культурологии и философии образования, в том числе 5 монографий. Научные интересы - педагогика и философия искусства, культурология и философия образования, историческая и этническая психология.
А. Ю. Бутов - член диссертационных советов Д 210.010.05 в Московском государственном институте культуры и Д 008.015.01 в Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования. Под руководством А. Ю. Бутова с 2008 г. защищено 10 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Член редколлегии научного альманаха «Гуманитарное пространство» и журнала «Образование. Культура. Общество».
Участник многочисленных Международных и Всероссийских конференций, семинаров и круглых столов по вопросам образования и науки.
Активная общественно-педагогическая и научная деятельность А. Ю. Бутова в сфере образования и просвещения отмечена многочисленными медалями, дипломами и почетными грамотами общественных организаций

Лежнева Мария Алексеевна

Лаборант

Окончила исторический факультет (отделение истории искусств) МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирант ИХОиК РАО. Заместитель директора Благотворительного фонда содействия социокульутрного развития и попечительства «Образ жизни»

Область научных интересов

Эстетическое развитие как фактор профессионального становления будущих педагогов начальных классов

Контактная информация: e-mail: marialezh@gmail.com

Георгиевская Екатерина Вадимовна

Лаборант

В 2015 г. закончила Российский университет дружбы народов (памятное именное свидетельство «Лучший выпускник 2015 г. Института иностранных языков по специальности «Социальная педагогика»). Советом по научно-исследовательской работе студентов награждена дипломом III степени за дипломную работу «Анализ влияния стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность человека». Обладатель диплома с отличием по иностранному языку (специальность "Переводчик английского языка в сфере гуманитарных наук").

Работала в развивающем детском клубе «Крошки-ладошки» (2014 г.) в должности администратора и воспитателя игровой комнаты, специализируясь в сфере дошкольной педагогики и творческого подхода в воспитании детей. 

 

Скворцова Татьяна Петровна

Лаборант, кандидат педагогических наук (2017, «Арт-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в профилактике негативизма детей дошкольного возраста»)

Область научных интересов

 Арт-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в профилактике негативизма детей дошкольного возраста.

Основные публикации

  • Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2017. – 228 с. (В соавторстве с Анисимовым В.П.) 
  • Рассогласованность педагогического взаимодействия как фактор проявления негативизма детей // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.
  • Исследование возможности арт-педагогической помощи родителям в профилактике детского негативизма // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
  • Клейникова, Т.П. Рассогласованность взросло-детских отношений как провоцирующий фактор формирования негативизма личности: историко-культурологический обзор с позиций артпедагога // - Вестник высшей школы. – 2014. – № 8.  – С. 39-43
  • Kleynikova, T.P. Su cause e tradizionali bambini arte didattici, sotto la trasformazione negativism // Italian Science Review. – 2014. – 10(19). – PP. 47-52
  • Клейникова, Т.П. К вопросу о психолого-педагогической профилактике негативизма детей // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – №12. – С.284-292
  • Клейникова, Т.П. Детский негативизм: признаки и причины его проявления // Научный диалог. – 2013. – № 8 (20): Педагогика (г. Екатеринбург). – С. 131-139

Лиханова Елена Николаевна 

Научный сотрудник 

Профессиональные интересы

  • Психология личности
  • Культурная география
  • Психология взаимодействия с окружающей средой/антропология ландшафта
  • Принципы формообразования в новейшей архитектуре

Основные публикации

  • Мир детства: интерпретация пространства в гуманитарной географии и экологической психологии // Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе: научно-методический журнал. - 2011. - N 6. - С. 8-12. 
  • Психолого-педагогический потенциал медиакультуры // Экранные искусства и театр в гуманитарном образовании: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2012 г. - М., 2012.
  • Психологическое измерение культурного ландшафта в системе смысложизненных ориентаций личности: К рассмотрению процесса самоопределения с позиций личностной антропологической модели // Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном образовании. Сборник научных статей. – М., 2013.
  • Феноменологический статус эстетики пространства в процессе личностного самоопределения: Культурологический и психологический аспекты измерений пространства // Особенности и приоритеты социального и профессионального самоопределения личности в творческой деятельности на различных возрастных этапах её развития. Сборник статей для работников системы высшего профессионального образования. – М., 2013.
  • Стилевой подход к исследованию креативного развития личности: Креативность как фактор организации индивидуального ментального опыта // Психолого-педагогические механизмы креативного развития личности в художественно деятельности. Монография для работников системы профессионального образования. – М., 2013.
  • Особенности структуры самоопределения студентов творческих специальностей // Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании. Сборник статей по материалам Международного научно-практического семинара 28 октября 2014 г. – М., 2014.
  • Мышление пространством как художественная форма мышления // Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей и молодёжи в социокультурном контексте. Сборник статей по материалам I Международного научно-практического семинара 27 марта 2014 г. – М., 2014.
  • По следам бытия в пространстве смыслов: Системно-структурная организация художественного мышления // Проблемы творческого развития личности в системе школьного образования. Сборник научных статей. - М., 2015.
  • "Свое место с трудом покидает живущее близ истока...": Мышление пространством как фактор личностного развития // Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник научных статей. - М., 2016.
  • Культурный ландшафт как инструмент социальной и ментальной организации пространства: преОБРАЗование знака в символ // Актуальные проблемы преподавания искусства общеобразовательных организациях Российской Федерации / Сборник научных статей. - М., 2016.
  • Личность как система: Межфункциональные связи в феноменологии самоопределения // Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном образовании: инновационные технологии и творчество / Коллективная монография. - М., 2016. 
  • Стилевые характеристики познавательной деятельности в контексте пространственных представлений // Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник научных статей. - М., 2017.
  • Общекультурный архитектурно-художественный профиль в системе дополнительного образования: основные направления развития // Педагогика искусства: электронный журнал. 2017. №4. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal