ЛАБОРАТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Заведующий лабораторией Никитин Олег Денисович 

Кандидат педагогических наук, психолог

Область научных интересов

Психология творчества, психодрама, арт-терапия, креативное развитие

Основные публикации

  • Работа фантазии и моделирование реальности. Проблемы творческого развития личности в системе школьного образования //Сборник статей по материалам научно-практического семинара 19 февраля 2013 г. - М.: ИХО РАО, 2013. -165 с. С.43-47
  • Особенности социального и профессионального самоопределения у студентов педагогических ВУЗов// Особенности и приоритеты социального и профессионального самоопределения личности в творческой деятельности на различных этапах ее развития. Сборник научных трудов для работников системы высшего профессионального образования. - М.: ИХО РАО, 2013. -105 с. С.21-29
  • Этапы реализации модели креативного развития студентов педагогических ВУЗов// Психолого-педагогические механизмы креативного развития личности в художественной деятельности. Монография для работников системы профессионального образования. - М.: ИХО РАО, 2013. -385 с. С.217-233
  • Развитие художественного мышления у студентов педагогических ВУЗов// Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей и молодежи в социокультурном контексте. Сборник научных статей по материалам 1-го научно-практического семинара 27 марта 2014 г. - М.: Научный проект, 2014. -285 с. С.163-168
  • Театр спонтанности в работе со студентами// Интеграция в систему образования программ социокультурной адаптации старшеклассников и студентов Крыма и Севастополя к обучению в экономических ВУЗах России. Коллективная монография-М.: РЭУ,2014. -229 с. С.150-155

Экспериментальная работа

  • преподавательская деятельность (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН), Институт иностранных языков РУДН (ИИЯ РУДН), старший преподаватель кафедры социальной педагогики, дисциплины: «Психотерапия», «Психокоррекция», «Психологическое консультирование», «Психодрама»);
  • психологическое консультирование

Контактная информация: nikitinpsi@mail.ru

Торшилова Елена Михайловна

Ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор

Научные интересы

Эстетическое и художественное развитие детей и подростков: философская, психологическая и педагогическая теория, методика, диагностика.

Основные публикации

  • Можно ли поверить алгеброй гармонию (критический очерк экспериментальной эстетики). – М.: Искусство, 1988.
  • Развитие эстетических способностей детей 3-7лет: теория и диагностика (в соавторстве). М.: Деловая книга, 2001.
  • Шалун или мир дому твоему – М.: ИХО РАО, 1998.
  • Интеллектуальное и эстетическое развитие: История, теория, диагностика. Дубна: «Феникс+», 2008.
  • Эстетическая компетентность: содержание и смыслы. Дубна, Феникс+, 2008.
  • Общая одаренность и педагогика искусства М.: ИХО РАО, 2009.
  • Тенденции и уровни развития художественного вкуса детей и подростков в эпоху социокультурного кризиса. – М.: ИХО РАО, 2012.

Экспериментальная работа

социологическое и диагностическое исследование детей 3-17 лет в школах г. Москвы №№ 061, 121, 158, 324, 368, 686, 875, 1095, 1188, 1421, 1637. Содержание работы: определение концепции возрастного развития современных детей, разработка оригинальных социологических и тестовых материалов, индивидуальный и групповой опрос учащихся, анализ результатов, подготовка аналитических материалов, методических рекомендаций и индивидуальных характеристик детей и подростков.     

Торшилова Е.М. награждена медалью им. К.Д. Ушинского (приказ от 01.11.99 № 33-07); медалью «В память 850-летия Москвы» (указ от 26 февраля  1997 года № 0027212); Почетной грамотой Российской Академии Образования в связи с 80-летним юбилеем Института.

Георгиевская Екатерина Вадимовна

Младший научный сотрудник

В 2015 г. закончила Российский университет дружбы народов (памятное именное свидетельство «Лучший выпускник 2015 г. Института иностранных языков по специальности «Социальная педагогика»). Советом по научно-исследовательской работе студентов награждена дипломом III степени за дипломную работу «Анализ влияния стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность человека». Обладатель диплома с отличием по иностранному языку (специальность "Переводчик английского языка в сфере гуманитарных наук").

Работала в развивающем детском клубе «Крошки-ладошки» (2014 г.) в должности администратора и воспитателя игровой комнаты, специализируясь в сфере дошкольной педагогики и творческого подхода в воспитании детей. 

 

Скворцова Татьяна Петровна

Научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Область научных интересов

 Арт-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в профилактике негативизма детей дошкольного возраста.

В 2017 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Арт-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в профилактике негативизма детей дошкольного возраста»

Основные публикации

  • Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2017. – 228 с. (В соавторстве с Анисимовым В.П.) 
  • Рассогласованность педагогического взаимодействия как фактор проявления негативизма детей // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.
  • Исследование возможности арт-педагогической помощи родителям в профилактике детского негативизма // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
  • Клейникова, Т.П. Рассогласованность взросло-детских отношений как провоцирующий фактор формирования негативизма личности: историко-культурологический обзор с позиций артпедагога // - Вестник высшей школы. – 2014. – № 8.  – С. 39-43
  • Kleynikova, T.P. Su cause e tradizionali bambini arte didattici, sotto la trasformazione negativism // Italian Science Review. – 2014. – 10(19). – PP. 47-52
  • Клейникова, Т.П. К вопросу о психолого-педагогической профилактике негативизма детей // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – №12. – С.284-292
  • Клейникова, Т.П. Детский негативизм: признаки и причины его проявления // Научный диалог. – 2013. – № 8 (20): Педагогика (г. Екатеринбург). – С. 131-139

Зарецкая Алена Юрьевна

Кандидат педагогических наук

Область научных интересов

Арт-педагогика, духовно-нравственное развитие личности, профессиональное становление и саморазвитие педагога

Основные публикации

  • К определению духовно-нравственного воспитания // Интеграция научно-исследовательской деятельности как условие формирования креативности будущего профессионала. По итогам научно-исследовательской деятельности научных обществ студентов и аспирантов педагогического факультета ТвГУ, Тверского педагогического колледжа, Тверского индустриально-экономического колледжа им. А.Н. Коняева по итогам научно-исследовательской работы за 2006-2007 учебный год. – Тверь: Редакционно-издательский отдел ТГИЭК имени А.Н. Коняева, 2007.  Стр. 200- 208
  • Интеграция эстетических видов деятельности в формировании духовности учащихся // Педагогика XХI века: проблемы и перспективы художественного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21-22 ноября 2007г. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007г. – Ч.2. – 84с. Стр. 63-72.
  • Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: монография.-Тверь: Изд-во ТвГУ, 2008. (в соавторстве с Анисимовым В.П..).
  • Любовь как профессионально значимое качество личности педагога / Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: Сборник научных трудов. Тверь, ТвГУ, 2011
  • Современная гуманистическая педагогика и святоотеческая традиция: консолидация перед лицом современных вызовов.// Диалог педагогических традиций православия и современного образования: проблема формирования личности: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, Эстония). - Куремяэ, Эстония 2013. 0,3 п.л.
  • К проблеме любви как новой педагогической категории // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. Сер. "родная словесность в школе и вузе" тверской государственный университет; ответственный редактор: Т.В. Бабушкина, редактор выпуска: Е.Г. Милюгина. 2013. С. 253-254.
  • Родительская любовь как фактор религиозности детей. // Культурно-исторические традиции Православия: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, Эстония). - Куремяэ, Эстония 2014. 0,7 п.л.
  • Родительская любовь как условие духовно-нравственного развития личности ребенка в светской психологической и теологической науках. // Вестник Тверского государственного университета, выпуск 34, 2014. Серия: "Педагогика и психология". №4, 2014. 0,9 п.л.
  • Ребенок как вдохновитель духовно-нравственного развития родителей // Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 170-176.    
  • Проблема безусловности любви взрослого (родителя, педагога) к ребенку как залога эмоционально благополучных конструктивных отношений // Проблемный и ноосферный подходы в реализации методов современного образования для устойчивого развития цивилизации материалы XV московской международной конференции «образование в ххi веке - глазами детей и взрослых». 2016. С. 94-96.        
  • Православные традиции воспитания в инклюзивном образовании // Православная культура и практика воспитания личности: традиции и современный опыт материалы международной научно-практической конференции. Ленинградский государственный университет (ЛГУ) им. А.С. Пушкина. 2016. С. 169-175.
  • К вопросу арт-педагогического сопровождения становления сознательного родительства // Семья - основа и источник благосостояния отечества сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 41-45.        
  • Арт-педагогическое сопровождение формирования ценностей как способ стабилизации развития личности // Шестые пюхтицкие чтения материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 216-222.      
  • Особенности работы тьютора в инклюзивном образовании (проблемный контекст) // Проблемный и ноосферный подходы к реализации средств современного образования в условиях устойчивого развития цивилизации материалы XVI московской международной конференции. Ответственный редактор Е.В. Ковалевская. 2017. С. 42-44.         

Контактная информация: alena_zareczkaya@mail.ru

Лиханова Елена Николаевна 

Заместитель заведующего лабораторией

Профессиональные интересы

  • Психология личности
  • Культурная география
  • Психология взаимодействия с окружающей средой/антропология ландшафта
  • Принципы формообразования в новейшей архитектуре

Основные публикации

  • Мир детства: интерпретация пространства в гуманитарной географии и экологической психологии // Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе: научно-методический журнал. - 2011. - N 6. - С. 8-12. 
  • Психолого-педагогический потенциал медиакультуры // Экранные искусства и театр в гуманитарном образовании: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2012 г. - М., 2012.
  • Психологическое измерение культурного ландшафта в системе смысложизненных ориентаций личности: К рассмотрению процесса самоопределения с позиций личностной антропологической модели // Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном образовании. Сборник научных статей. – М., 2013.
  • Феноменологический статус эстетики пространства в процессе личностного самоопределения: Культурологический и психологический аспекты измерений пространства // Особенности и приоритеты социального и профессионального самоопределения личности в творческой деятельности на различных возрастных этапах её развития. Сборник статей для работников системы высшего профессионального образования. – М., 2013.
  • Стилевой подход к исследованию креативного развития личности: Креативность как фактор организации индивидуального ментального опыта // Психолого-педагогические механизмы креативного развития личности в художественно деятельности. Монография для работников системы профессионального образования. – М., 2013.
  • Особенности структуры самоопределения студентов творческих специальностей // Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании. Сборник статей по материалам Международного научно-практического семинара 28 октября 2014 г. – М., 2014.
  • Мышление пространством как художественная форма мышления // Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей и молодёжи в социокультурном контексте. Сборник статей по материалам I Международного научно-практического семинара 27 марта 2014 г. – М., 2014.
  • По следам бытия в пространстве смыслов: Системно-структурная организация художественного мышления // Проблемы творческого развития личности в системе школьного образования. Сборник научных статей. - М., 2015.
  • "Свое место с трудом покидает живущее близ истока...": Мышление пространством как фактор личностного развития // Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник научных статей. - М., 2016.
  • Культурный ландшафт как инструмент социальной и ментальной организации пространства: преОБРАЗование знака в символ // Актуальные проблемы преподавания искусства общеобразовательных организациях Российской Федерации / Сборник научных статей. - М., 2016.
  • Личность как система: Межфункциональные связи в феноменологии самоопределения // Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном образовании: инновационные технологии и творчество / Коллективная монография. - М., 2016. 
  • Стилевые характеристики познавательной деятельности в контексте пространственных представлений // Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник научных статей. - М., 2017.
  • Общекультурный архитектурно-художественный профиль в системе дополнительного образования: основные направления развития // Педагогика искусства: электронный журнал. 2017. №4. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal