ЛАБОРАТОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРОЛОГИИ ИМЕНИ Б.П. ЮСОВА

Заведующая лабораторией Олесина Елена Петровна

Кандидат педагогических наук, магистр гуманитарных знаний (специализация культурологии)

Работает в Институте с 1997 г. На протяжении многих лет занимается проблемами преподавания мировой художественной культуры в общем и профессиональном образовании; вопросами методологии и методики преподавания мировой художественной культуры, изобразительного искусства, культурологии и истории художественной культуры; педагогическими аспектами современного искусства, общими вопросами  художественного образования; теорией и практикой культурологии образования.

Автор более 80 книг и статей по проблемам теории и методики преподавания мировой художественной культуры в образовательных организациях, по вопросам интегрированного обучения как современной формы работы образовательных организаций. В том числе:

Монографии

Олесина, Е.П. Освоение художественной культуры детьми и молодежью: теория и практика. Монография. – М.: ИХОиК РАО, 2016.
Олесина, Е.П., Стукалова, О.В., Радомская, О.И., Гуманитаризация образования – Социокультурная среда города – Развитие современных школьников. Монография. – М.: ИХОиК РАО, 2016.
Концептуальные основы модернизации предметной области "Искусство" в современном информационном обществе. Коллективная монография / Под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.

Словарь

Тезаурус основных понятий в сфере гуманитаризации образования / ред.-сост. Е.П. Олесина, Л.Г. Савенкова. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – 72 с. –  ISBN 978-5-00026-075-3

Учебно-методические пособия

Олесина Е.П., Радомская О.И., Стукалова О.В. Дидактическое обеспечение образовательного комплекса гуманитаризации учебно-воспитательного процесса школы в социокультурной среде города. Учебно-методическое пособие для курсов повышения квалификации педагогов. М.: ФГНУ «ИХОиК РАО», 2015.
Олесина Е. П., Кашекова И. Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Работаем по новым стандартам). / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина // Под ред. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. /– М.: Просвещение, 2013.

Статьи

Olesina EP, Stukalova OV Modern Youth - Information Environment - Postmodern Aesthetics – Artistic Text: Problems and Prospects of Interaction / Global Media Journal/ - 2016. - Vol.Special Issue No.S2:20. – P. 1 -5. (Scopus).

Olesina E., Polyudova E. Museum Pedagogy in the USA: Educational Methods in Art Museums as the Key Point of Students' Personal Development // INTED2016 / 10th International Technology, Education and Development Conference, 7-9 March, 2016/ - Valencia, Spain: IATED, 2016/ - pp. 235-242. (Web of Science)
Олесина Е.П. Игрушки для детей – проблемы для взрослых. / Гуманитарное пространство. – Т. 5. - № 4. – С. 518-525. (ERIH).
Олесина Е.П., Алексеева Л.Л. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства / Педагогика искусства [электронный научный журнал]. -№ 4. - 2016 - URL http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_8-22.pdf
Олесина Е.П., Алексеева Л.Л. Ассоциация педагогов искусства как фактор повышения качества образования / Педагогика искусства [электронный научный журнал]. - № 3. - 2016 – URL http://www.art-education.ru/electronic-journal/associaciya-pedagogov-iskusstva-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya

Олесина Е.П., Акишина Е.М., Савенкова Л.Г., Кашекова И.Э. Предложения по структуре и содержанию Концепции предметной области «Искусство» в Российской Федерации / Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – Серия: Гуманитарные науки. - № 8. – 2016. – С. 45 – 52.

Олесина, Е.П., Стукалова, О.В. Гуманитаризация образовательного процесса подготовки будущих педагогов: концептуальные положения и перспективы / Е.П. Олесина, О.В. Стукалова // Казанский педагогический журнал. – 2015. - № 3. – С. 124 – 129.
Олесина Е.П. Сетература – новая форма или новый смысл // Мир психологии. - № 4. – 2014. – С. 183-193.
Олесина Е.П. Художественное восприятие современных школьников: проблемы формирования и разввития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. _ № 2. – 2015. – С. 13-140.
Олесина Е.П. Многовариативность образовательных парадигм — основа социализации современной молодёжи // Инициатива XXI век. – № 1.- 2013. – С. 20-23.
Олесина, Е.П. Фольклорный образ старости как культурный код / Slavica Wratislaviensia. Wielkie tematy kultury w literaturach słowiańskich 12. Starość. 14-15 maj 2015 r. / pod red. E. Komisaruk, M. Borowskiego, M. Bukwalta, K. Woźniak, S. Wójtowicz i R. Zmĕlíka. - # 163. – 2016. Р. 25-34. (Web of Science)
Olesina, EP Chapter 4 “The Tale in the Internet Space: A New Road or a Dead End”, pgs. 73-101 // Once Upon a Time in the Contemporary World: Modern Vision of Old Stories. - Cambridge Scholars Publishing, Newcastle upon Tyne, UK, 2016, 160 pgs.

Отраслевая регистрация авторского права - Российская академия образования «Тезаурус основных понятий в сфере гуманитаризации образования» (авторы Олесина Е.П., Савенкова Л.Г.), Свидетельство о регистрации № 21446 от 24 ноября 2015 г.

Награды

2006 г. - Премия «Лучший гуманитарный проект» (член авторского коллектива гуманитарного проекта «Мировая художественная культура. Очерки истории: В 7 т.» (2006-2009 гг.), Издательство «Питер»).

Неоднократно награждалась отраслевыми почетными грамотами и благодарностями.

Исследовательские проекты

В 2016 г. занималась разработкой проекта Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации.

С 2013 г. является руководителем темы «Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей в социокультурном контексте» в рамках Фундаментального научно-исследовательского проекта «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» № 1764, № госрегистрации 01201351639, государственное задание Министерства образования и науки РФ (2013 - 2017 гг.).

В 2012-2015 гг. - координатор-руководитель проекта Городская инновационная площадка «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования» при Департаменте образования г. Москвы.

С 2013 по 2015 гг. работала координатором Образовательного проекта «Заводы – детям», Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы (в рамках программного мероприятия «Развитие системы профподготовки и переподготовки кадров промышленности» подпрограммы «Реструктуризация и стимулирование развитие промышленности в Москве на 2012-2016 гг»).

В 2009-2013 гг. - член коллектива разработчиков Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения по изобразительному искусству.

Деятельность в международных организациях

Национальный координатор по художественному образованию в Российской Федерации «Web-Обсерватории художественного образования государств-участников СНГ», сайт: http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/glavnaya

В 2009-2014 гг. принимала участие в Проекте ЮНЕСКО и МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке».

Член Международного общества Н.С. Лескова в Чешской Республике.

Экспертиза

1. Эксперт общественной экспертизы учебников для их включения в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего (2017-2021), НП «Российский книжный союз».

2. Эксперт–участник разработки инструментария модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство», экспертного обсуждения проектов научно–обоснованной концепции преподавания предметной области «Искусство», Российская академия образования.

3. Эксперт по художественному образованию «Web-обсерватории художественного образования государств-участников СНГ».

Преподавательская и опытно-экспериментальная деятельность

С 2006 г. по настоящее время проводит занятия по методике преподавания мировой художественной культуры, истории художественной культуры, культурологии на кафедре культурологии Института социально-гуманитарного образования ФГОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (как приглашенный специалист).

В 1997-2006 гг. совмещала работу в Институте с преподаванием изобразительного искусства и мировой художественной культуры ГБОУ г. Москвы СОШ № 354 им. Д.М.Карбышева.

Участие в организации и работе конференций, семинаров и конкурсов

Председатель оргкомитета Международной сетевой научно-практической конференции «Интеграция в образовании» (ежегодная), ИХОиК РАО.
Председатель оргкомитета Международной интеграционной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современной культуры и образования» (ежегодная), ИХОиК РАО.
Председатель оргкомитета Международного научного кластера междисциплинарных исследований, ИХОиК РАО.

Член оргкомитета Международной конференции «Юсовские чтения» (ежегодная), ФГБНУ «ИХОиК РАО».

Председатель оргкомитета Международного постоянно действующего конкурса «Интеград искусств» (ФГБНУ «ИХОиК РАО).
Член жюри Московского открытого (инклюзивного) конкурса чтецов «Под сенью дружных муз» (Региональная общественная благотворительная организация Гуманитарный Клуб «Образование и Культура»).
Член жюри Московского открытого (инклюзивного) конкурс юных исполнителей на музыкальных инструментах «Классика – навсегда!» (Региональная общественная благотворительная организация Гуманитарный Клуб «Образование и Культура»).

Стукалова Ольга Вадимовна

Ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент

Область научных интересов

Интеграция искусств, система высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, литературное образование, изучение современного искусства, мировая художественная культура, международная деятельность в области художественного образования

Монографии

Стукалова О.В.Cовременныe концепции гуманитарного знания в высшем профессиональном образовании. – М.: Эльф ИПР, 2010. – 272 с.

Стукалова О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. – М.: ИХО РАО, 2011. – 280 с.

Научно-методические пособия

Стукалова О.В., Манн Ю.В., Олесина Е.П. и др. Мировая художественная культура. XIX век. Литература (+ CD). III том. 2-я книга. - СПб.: ПИТЕР, 2007.  (науч. редактирование).

Стукалова О.В., Манн Ю.В., Зайцев В.А., Олесина Е.П. и др. Мировая художественная культура. XX век. Литература (+ CD). IV том. 3-я книга. - СПб.: ПИТЕР, 2007.  (науч. редактирование).

Научные статьи

Стукалова О.В. Гуманитаризация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства как актуальная проблема педагогики// Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики: научно-практический журнал, 2011.- № 3 (23). – С. 55-64.

Стукалова О.В. Влияние постмодернистской эстетики на современное образование// Педагогика искусства: электронный научный журнал, 2011. - № 2.- URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2011/stukalova-07-06-2011.pdf

Стукалова О.В. Алексей Ремизов (По ходу движения Солнца)// Цветной мир: научно-методический журнал, 2010. – № 5.- С.38-43.

Стукалова О.В. Русский национальный характер в интерпретации Н.С. Лескова (на примере анализа рассказа «Загон») – часть 1//Гуманитарное пространство. - № 2. -  2015. – С. 34- 41.

Стукалова О.В. Гений места // Инициативы 21 века, 2014, № 2.- С.113-117.

Публикации в международных изданиях

Стукалова О.В., Кабкова Е.П. Творчество Гоголя: трудности восприятия// В сб. Гоголь и 20 век. – Будапешт: Dolce FilologiaVIII, 2010. – С. 112-122.

Стукалова О.В. Михаил Бахтин о «бытии в культуре» и его смысле// Opera>SlavicaXX. -2010. – No 3. - С. 18-26.

Стукалова О.В.: Утопия абсурда (от романов А. Платонова до В. Пьецуха) // Международный журнал современной филологической и ареальной русистики. 2013, № 2.- С. 5 – 25.

Стукалова О.В. Парадокс Варлама Шаламова (человек и Система: судьба личности в русской литературе ХХ века // В монографии Revitalizace Hodnot:umeni a literaturs - Brno, Tribun EU, 2014. -С. 425- 435.

Стукалова О.В., Кабкова Е.П. Создание диалогового образовательного пространства на основе идей Бахтина о «доброте эстетического»// Bakhtin as Praxis: academic production, artistic practice, political activism. The 15-th International Bakhtin conference, Stockholm, 2014. – p. 52-53.

Стукалова О.В., Кабкова Е.П. Синестезия в пространстве художественного творчества (Александр Скрябин и Владимир Набоков) //В монографии «Великие темы культуры в славянских литературах». - Вроцлав, Вроцлавский университет, 2014.

Стукалова О. Изучение стилистических особенностей сказок Оскара Уайльда в процессе изучения английского языка российскими студентами// In:Acquiring Lingua Franca of the Modern Time. Current Issues and Strategies in ESL Studies/ Edited by E.Polyudova. – Cambridge Scholars Publishing, 2014. -P.101-121.

Участие в реализации международных проектов, грантов, программ (ФЦПРО)

Международный образовательный проект «Великие темы литературы и культуры» (Вроцлавский университет, Польша); Международный образовательный проект «Ценности культуры» (Университет им. Масарика, Брно, Чехия)

Экспериментальная работа

Гимназии № 1637, 1579 (Москва); Филологический факультет Университета им. Масарика (Брно, Чехия): внедрение учебных курсов, основанных на серии книг для чтения «Мировая художественная культура» (Спб: Издательство «ПИТЕР», 2006-2008); теоретическая и методическая поддержка проектов «Русская литература и культура между Западом и Востоком», «Вузы культуры и искусства в мировом образовательном пространстве», «Искусство и дети: проблемы и перспективы культурного развития в XXI веке» и т.д.

Контактная информация e-mail: chif599@mail.ru

Командышко Елена Филипповна

Ведущий научный сотрудник, доцент (2008 г.), доктор педагогических наук (2011 г.)

Область научных интересов:

- творческое развитие учащейся молодежи.

- исследования концептуальных идей научных школ педагогики искусства;

- разработка и внедрение интеграционных технологий арт-менеджмента в систему высшего профессионального образования.

Публикации: имеет более 100 публикаций (монографии, научные статьи, учебные пособия, программы, методические рекомендации и т.д.).

Среди них монографии: Командышко, Е.Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития. Монография (2009); Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход (2011) и другие. Научные статьи: Командышко, Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы студентов вуза в условиях освоения арт-менеджмента (2009); Концептуальные позиции относительно сущности эстетического развития личности в исследованиях А.И. Бурова (2010); Интегративный подход в творческом развитии будущих специалистов социально-культурной деятельности (2011); Командышко, Е.Ф., Журова, Е.Б. Социокультурная направленность проектной деятельности Детской школы искусств как фактор популяризации музыкальной классики (2014); Командышко, Е.Ф., Рудой, Е.Л. Инновационные технологии арт-менеджмента в профессиональной подготовке педагога-музыканта (бакалавриат) (2015) и многие другие.

Экспериментальная работа: в Федеральном государственном военном образовательном учреждении ВПО «Военный университет», кафедра социально-культурной деятельности; Детской музыкальной школе им. Н.Г. Рубинштейна (ЦАО–1, Москва); Заокском христианском гуманитарно-экономическом институте (гуманитарный факультет), (Тульской обл.) и других.

Преподавательская деятельность: читаемые учебные курсы в ВУЗе: «Арт-менеджмент», «Культурология».

Научное руководство: дипломными работами в ВУЗе; кандидатскими диссертациями в ФГБНУ «ИХОиК РАО».

Награды: учитель года - 2009; грамоты: за вклад в педагогику искусства; за учебно-методические разработки по арт-менеджменту; за научные исследования и авторские разработки в области научных школ педагогики института по плану фундаментальных исследований; за активную работу с аспирантами и соискателями института; ветеран труда и др.

Контактная информация:

Тел. 8-499-246-28-90, e-mail: ihoraodirect@mail.ru, ihorao@mail.ru

Моб. тел.: 8-905-749-45-54; е-mail: elkom04@gmail.com

Боякова Екатерина Вячеславовна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук 

Область научных интересов

Музыкальное воспитание и социокультурное развитие детей дошкольного возраста

Основные публикации

Lykowa, I., Bojakowa, E. Tradycje i innowacjie w estetycznej dzieci w wieku przedszkolnym w Rosji // Podstawy kulturowe systemu kształ cenia w państwach europejskich. Red. naukova S.Bębas, A. Gołębiowski. Mińsk, 2014. P. 111—128.

Боякова, Е.В. Взгляды В.Н. Шацкой на воспитание музыкальных вкусов детей и подростков // Педагогика искусства. 2012. № 3. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Boyakova_21_10_2012.pdf.

Боякова, Е.В. Вклад С.Д. Рудневой в теорию и методику музыкального воспитания детей дошкольного возраста // Педагогика искусства. 2013. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2013/boyakova_2_2013.pdf.

Боякова, Е.В. Исследования по художественному образованию детей: дошкольного возраста: аналитический обзор // Педагогика искусства: электронный журнал. 2014. № 4 URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2014/boyakova.pdf.

Боякова, Е.В. Обсерватория ЮНЕСКО — центр поддержки художественного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 5. С. 118—120.

Боякова, Е.В. Особенности развития современных детей // Педагогика искусства: электронный журнал. 2011. № 1. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/boyakova_07_03_2011.pdf.

Боякова, Е.В. Представления педагогов искусства о современных детях и преподавании предметов эстетического цикла // Педагогика искусства: электронный журнал. 2012. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2012/boyakova_12_june.pdf.

Радомская Ольга Игоревна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Область научных интересов:

Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе.

Гуманитаризация образования:  разработка и внедрение гуманитарных педагогических технологий; создание комплексных образовательных блоков, в которых объединяются и сотрудничают  учителя гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Основные публикации:

1. Олесина Е.П., Новикова Н.А., Радомская О.И. Методы интеграции в художественном образовании / Е.П.Олесина, Н.А. Новикова, О.И. Радомская  // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2013. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. – (1 п.л.).

2. Радомская О.И., Мухаметзянова, Р.С., Возможности занятий искусством в формировании толерантности дошкольников и младших школьников [Текст] / Р.С. Мухаметзянова, О.И Радомская // Инициативы XXI века. № 4. 2013.С. 43- 46.- (0,25 п.л.).

3.Радомская О.И. Интегрированные уроки изобразительного искусства в начальной школе  //Изобразительное искусство в школе. 2013. «2. С.49-55. -  (0,5 п.л.).

4. Радомская О.И. Интегрированная программа по изобразительному искусству  для начальной школы / О.И. Радомская. Интегрированные программы в условиях гуманитаризации образования / ред.-сост. Е.А. Ермолинская / под общ.ред. Л.Г. Савенковой. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – С. 342-358. – 1 п.л. – 300 экз.

5.Радомская О.И. Построение образовательной системы художественного поликультурного образования школьников в школах г. Москвы / О.И. Радомская  // Культурные основы системы образования в Европейских государствах. / научная ред. Сильвестр Бэмбас, Анджей Голэмбьовски. – Минск, 2014

6. Радомская О.И. Яздовская О.С. Основы формирования личностных смыслов учебной деятельности младших школьников // Инициативы XXI века. - № 4, 2014. – С.95-97 (0,5 п.л.)

7. Олесина Е.П., Радомская О.И. Интегрированный подход к преподаванию  изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся. Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2015. – №1.URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2015/olesina_radomskaya.pdf (1 п.л.)

8.Радомская О.И. Гуманитаризация образования в общеобразовательной школе // Из опыта работы школ города Москвы в  рамках городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы» / Департамент образования города Москвы, ФГБНУ «Институт художественного образования РАО». – Москва: Интеллект-Центр, 2015. – С.12-14 (0,4 п.л.)

Экспериментальная работа: ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, методист по научной работе, ответственный за городскую инновационную площадку «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования», учитель изобразительного искусства, автор интегрированной программы преподавания изобразительного искусства в начальной школе «Мы живем на планете Земля».

Государственные и отраслевые награды:  Медаль молодому ученому РАО, 2006.

Контактная информация: olgaradomskaia@mail.ru

Севрюкова Надежда Владимировна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, член Творческого союза художников России

Область научных интересов: образование в области декоративно-прикладного искусства, народной культуры, народных художественных промыслов.

Автор монографии «Этапы развития профессионального образования в области ювелирного искусства в России» и более 40 статей по проблемам обучения в области декоративно-прикладного и народного искусства.

Участник Всероссийских и Международных конференций, посвященных проблемам художественного образования.

Член жюри Международного Московского Рождественского конкурс-фестиваля детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда» 2012-2016 гг.

Основные публикации

Севрюкова, Н.В. Композиция (ювелирное искусство). Авторская программа для специальности 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». – М.: Педагогика, 2001.; Севрюкова, Н.В. Проектирование и моделирование. Программа курса для специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (специализация «Ювелирное искусство»). – М.: Педагогика, 2002.; Севрюкова, Н.В. Работа с иллюстративным материалом как основа проектирования ювелирных изделий в процессе профессионального обучения художника-ювелира. Электронный журнал «Педагогика искусства». –  №1, 2009. – http: www// art-edication/ru. Севрюкова, Н.В. Восприятие как составная часть творческого процесса проектирования ювелирных изделий // Декоративно-прикладное искусство и образование – №1, 2012 - Web: http://vshni.ru;  Севрюкова, Н.В. От изображения к произведению: художественное образование и духовно-нравственный потенциал народных промыслов // Инициативы XXI века, №4, 2014.

Контактная информация:e-mail: nadsevr@yandex.ru

Харитонова Ольга Михайловна

Младший научный сотрудник

Область научных интересов: Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе, синтез искусств, современная история искусства.

Преподаватель искусств в частном детском саду-начальной школе Infant School. Общий педагогический стаж 7 лет.

Волонтер фонда «Подари Жизнь» в ФНКЦ ДГОИ им. Д.Рогачева, куратор проекта

Контактная информация: e-mail: kharitonovaom@icloud.com