ЛАБОРАТОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРОЛОГИИ ИМЕНИ Б.П. ЮСОВА

И.о. заведующего лабораторией Радомская Ольга Игоревна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Область научных интересов:

Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе.

Гуманитаризация образования:  разработка и внедрение гуманитарных педагогических технологий; создание комплексных образовательных блоков, в которых объединяются и сотрудничают  учителя гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Основные публикации:

1. Олесина Е.П., Новикова Н.А., Радомская О.И. Методы интеграции в художественном образовании / Е.П.Олесина, Н.А. Новикова, О.И. Радомская  // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2013. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. – (1 п.л.).

2. Радомская О.И., Мухаметзянова, Р.С., Возможности занятий искусством в формировании толерантности дошкольников и младших школьников [Текст] / Р.С. Мухаметзянова, О.И Радомская // Инициативы XXI века. № 4. 2013.С. 43- 46.- (0,25 п.л.).

3.Радомская О.И. Интегрированные уроки изобразительного искусства в начальной школе  //Изобразительное искусство в школе. 2013. «2. С.49-55. -  (0,5 п.л.).

4. Радомская О.И. Интегрированная программа по изобразительному искусству  для начальной школы / О.И. Радомская. Интегрированные программы в условиях гуманитаризации образования / ред.-сост. Е.А. Ермолинская / под общ.ред. Л.Г. Савенковой. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – С. 342-358. – 1 п.л. – 300 экз.

5.Радомская О.И. Построение образовательной системы художественного поликультурного образования школьников в школах г. Москвы / О.И. Радомская  // Культурные основы системы образования в Европейских государствах. / научная ред. Сильвестр Бэмбас, Анджей Голэмбьовски. – Минск, 2014

6. Радомская О.И. Яздовская О.С. Основы формирования личностных смыслов учебной деятельности младших школьников // Инициативы XXI века. - № 4, 2014. – С.95-97 (0,5 п.л.)

7. Олесина Е.П., Радомская О.И. Интегрированный подход к преподаванию  изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся. Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2015. – №1.URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2015/olesina_radomskaya.pdf (1 п.л.)

8.Радомская О.И. Гуманитаризация образования в общеобразовательной школе // Из опыта работы школ города Москвы в  рамках городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы» / Департамент образования города Москвы, ФГБНУ «Институт художественного образования РАО». – Москва: Интеллект-Центр, 2015. – С.12-14 (0,4 п.л.)

Экспериментальная работа: ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, методист по научной работе, ответственный за городскую инновационную площадку «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования», учитель изобразительного искусства, автор интегрированной программы преподавания изобразительного искусства в начальной школе «Мы живем на планете Земля».

Государственные и отраслевые награды:  Медаль молодому ученому РАО, 2006.

Контактная информация: olgaradomskaia@mail.ru

 

Стукалова Ольга Вадимовна

Главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент

Область научных интересов

Интеграция искусств, система высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, литературное образование, изучение современного искусства, мировая художественная культура, международная деятельность в области художественного образования

Монографии

Стукалова О.В.Cовременныe концепции гуманитарного знания в высшем профессиональном образовании. – М.: Эльф ИПР, 2010. – 272 с.

Стукалова О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. – М.: ИХО РАО, 2011. – 280 с.

Научно-методические пособия

Стукалова О.В., Манн Ю.В., Олесина Е.П. и др. Мировая художественная культура. XIX век. Литература (+ CD). III том. 2-я книга. - СПб.: ПИТЕР, 2007.  (науч. редактирование).

Стукалова О.В., Манн Ю.В., Зайцев В.А., Олесина Е.П. и др. Мировая художественная культура. XX век. Литература (+ CD). IV том. 3-я книга. - СПб.: ПИТЕР, 2007.  (науч. редактирование).

Научные статьи

Стукалова О.В. Гуманитаризация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства как актуальная проблема педагогики// Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики: научно-практический журнал, 2011.- № 3 (23). – С. 55-64.

Стукалова О.В. Влияние постмодернистской эстетики на современное образование// Педагогика искусства: электронный научный журнал, 2011. - № 2.- URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2011/stukalova-07-06-2011.pdf

Стукалова О.В. Алексей Ремизов (По ходу движения Солнца)// Цветной мир: научно-методический журнал, 2010. – № 5.- С.38-43.

Стукалова О.В. Русский национальный характер в интерпретации Н.С. Лескова (на примере анализа рассказа «Загон») – часть 1//Гуманитарное пространство. - № 2. -  2015. – С. 34- 41.

Стукалова О.В. Гений места // Инициативы 21 века, 2014, № 2.- С.113-117.

Публикации в международных изданиях

Стукалова О.В., Кабкова Е.П. Творчество Гоголя: трудности восприятия// В сб. Гоголь и 20 век. – Будапешт: Dolce FilologiaVIII, 2010. – С. 112-122.

Стукалова О.В. Михаил Бахтин о «бытии в культуре» и его смысле// Opera>SlavicaXX. -2010. – No 3. - С. 18-26.

Стукалова О.В.: Утопия абсурда (от романов А. Платонова до В. Пьецуха) // Международный журнал современной филологической и ареальной русистики. 2013, № 2.- С. 5 – 25.

Стукалова О.В. Парадокс Варлама Шаламова (человек и Система: судьба личности в русской литературе ХХ века // В монографии Revitalizace Hodnot:umeni a literaturs - Brno, Tribun EU, 2014. -С. 425- 435.

Стукалова О.В., Кабкова Е.П. Создание диалогового образовательного пространства на основе идей Бахтина о «доброте эстетического»// Bakhtin as Praxis: academic production, artistic practice, political activism. The 15-th International Bakhtin conference, Stockholm, 2014. – p. 52-53.

Стукалова О.В., Кабкова Е.П. Синестезия в пространстве художественного творчества (Александр Скрябин и Владимир Набоков) //В монографии «Великие темы культуры в славянских литературах». - Вроцлав, Вроцлавский университет, 2014.

Стукалова О. Изучение стилистических особенностей сказок Оскара Уайльда в процессе изучения английского языка российскими студентами// In:Acquiring Lingua Franca of the Modern Time. Current Issues and Strategies in ESL Studies/ Edited by E.Polyudova. – Cambridge Scholars Publishing, 2014. -P.101-121.

Участие в реализации международных проектов, грантов, программ (ФЦПРО)

Международный образовательный проект «Великие темы литературы и культуры» (Вроцлавский университет, Польша); Международный образовательный проект «Ценности культуры» (Университет им. Масарика, Брно, Чехия)

Экспериментальная работа

Гимназии № 1637, 1579 (Москва); Филологический факультет Университета им. Масарика (Брно, Чехия): внедрение учебных курсов, основанных на серии книг для чтения «Мировая художественная культура» (Спб: Издательство «ПИТЕР», 2006-2008); теоретическая и методическая поддержка проектов «Русская литература и культура между Западом и Востоком», «Вузы культуры и искусства в мировом образовательном пространстве», «Искусство и дети: проблемы и перспективы культурного развития в XXI веке» и т.д.

Контактная информация e-mail: chif599@mail.ru

Командышко Елена Филипповна

Главный научный сотрудник, доцент (2008 г.), доктор педагогических наук (2011 г.)

Область научных интересов:

- творческое развитие учащейся молодежи.

- исследования концептуальных идей научных школ педагогики искусства;

- разработка и внедрение интеграционных технологий арт-менеджмента в систему высшего профессионального образования.

Публикации: имеет более 100 публикаций (монографии, научные статьи, учебные пособия, программы, методические рекомендации и т.д.).

Среди них монографии: Командышко, Е.Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития. Монография (2009); Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход (2011) и другие. Научные статьи: Командышко, Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы студентов вуза в условиях освоения арт-менеджмента (2009); Концептуальные позиции относительно сущности эстетического развития личности в исследованиях А.И. Бурова (2010); Интегративный подход в творческом развитии будущих специалистов социально-культурной деятельности (2011); Командышко, Е.Ф., Журова, Е.Б. Социокультурная направленность проектной деятельности Детской школы искусств как фактор популяризации музыкальной классики (2014); Командышко, Е.Ф., Рудой, Е.Л. Инновационные технологии арт-менеджмента в профессиональной подготовке педагога-музыканта (бакалавриат) (2015) и многие другие.

Экспериментальная работа: в Федеральном государственном военном образовательном учреждении ВПО «Военный университет», кафедра социально-культурной деятельности; Детской музыкальной школе им. Н.Г. Рубинштейна (ЦАО–1, Москва); Заокском христианском гуманитарно-экономическом институте (гуманитарный факультет), (Тульской обл.) и других.

Преподавательская деятельность: читаемые учебные курсы в ВУЗе: «Арт-менеджмент», «Культурология».

Научное руководство: дипломными работами в ВУЗе; кандидатскими диссертациями в ФГБНУ «ИХОиК РАО».

Награды: учитель года - 2009; грамоты: за вклад в педагогику искусства; за учебно-методические разработки по арт-менеджменту; за научные исследования и авторские разработки в области научных школ педагогики института по плану фундаментальных исследований; за активную работу с аспирантами и соискателями института; ветеран труда и др.

Контактная информация:

Тел. 8-499-246-28-90, e-mail: ihoraodirect@mail.ru, ihorao@mail.ru

Моб. тел.: 8-905-749-45-54; е-mail: elkom04@gmail.com

Боякова Екатерина Вячеславовна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук 

Область научных интересов

Музыкальное воспитание и социокультурное развитие детей дошкольного возраста

Основные публикации

Lykowa, I., Bojakowa, E. Tradycje i innowacjie w estetycznej dzieci w wieku przedszkolnym w Rosji // Podstawy kulturowe systemu kształ cenia w państwach europejskich. Red. naukova S.Bębas, A. Gołębiowski. Mińsk, 2014. P. 111—128.

Боякова, Е.В. Взгляды В.Н. Шацкой на воспитание музыкальных вкусов детей и подростков // Педагогика искусства. 2012. № 3. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Boyakova_21_10_2012.pdf.

Боякова, Е.В. Вклад С.Д. Рудневой в теорию и методику музыкального воспитания детей дошкольного возраста // Педагогика искусства. 2013. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2013/boyakova_2_2013.pdf.

Боякова, Е.В. Исследования по художественному образованию детей: дошкольного возраста: аналитический обзор // Педагогика искусства: электронный журнал. 2014. № 4 URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2014/boyakova.pdf.

Боякова, Е.В. Обсерватория ЮНЕСКО — центр поддержки художественного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 5. С. 118—120.

Боякова, Е.В. Особенности развития современных детей // Педагогика искусства: электронный журнал. 2011. № 1. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/boyakova_07_03_2011.pdf.

Боякова, Е.В. Представления педагогов искусства о современных детях и преподавании предметов эстетического цикла // Педагогика искусства: электронный журнал. 2012. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2012/boyakova_12_june.pdf.

 

Севрюкова Надежда Владимировна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, член Творческого союза художников России

Область научных интересов: образование в области декоративно-прикладного искусства, народной культуры, народных художественных промыслов.

Автор монографии «Этапы развития профессионального образования в области ювелирного искусства в России» и более 40 статей по проблемам обучения в области декоративно-прикладного и народного искусства.

Участник Всероссийских и Международных конференций, посвященных проблемам художественного образования.

Член жюри Международного Московского Рождественского конкурс-фестиваля детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда» 2012-2016 гг.

Основные публикации

Севрюкова, Н.В. Композиция (ювелирное искусство). Авторская программа для специальности 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». – М.: Педагогика, 2001.; Севрюкова, Н.В. Проектирование и моделирование. Программа курса для специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (специализация «Ювелирное искусство»). – М.: Педагогика, 2002.; Севрюкова, Н.В. Работа с иллюстративным материалом как основа проектирования ювелирных изделий в процессе профессионального обучения художника-ювелира. Электронный журнал «Педагогика искусства». –  №1, 2009. – http: www// art-edication/ru. Севрюкова, Н.В. Восприятие как составная часть творческого процесса проектирования ювелирных изделий // Декоративно-прикладное искусство и образование – №1, 2012 - Web: http://vshni.ru;  Севрюкова, Н.В. От изображения к произведению: художественное образование и духовно-нравственный потенциал народных промыслов // Инициативы XXI века, №4, 2014.

Контактная информация:e-mail: nadsevr@yandex.ru

Вячеслав Николаевич Нилов

Главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, ведущий советский и российский ученый-исследователь хореографического искусства русских и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 

Главный редактор научно-популярного журнала «Северный танец», член СID UNESCO и автор Всемирной таблицы хореографии..

Ведет большую научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу с малочисленными народами Севера, провел 9 экспедиций, результаты которых оформил в 5 монографий, 3 книги, 2 учебных пособия, 23 инновационных учебно-методических пособия. 205 опубликованных научных статей в области педагогики хореографического искусства и проблем коренных малочисленных народов Севера. Автор учебных программ и пособий, методических комплексов и методических рекомендаций по преподаванию хореографических дисциплин в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, педагогических колледжах и ВУЗах,

Награжден почетными грамотами и памятными знаками Министерства культуры, Министерства Вооруженных сил, Министерств регионов Российской Федерации, отмечен грамотами Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока. Награжден медалью «За успехи в творчестве» и медалью «Приверженность к Северу» за исследовательскую работу и режиссуру концертов для делегатов трех съездов КМНСС и ДВ РФ; награжден нагрудным знаком и почетной грамотой Департамент семейной и молодежной политики г.Москвы за реализацию социально-воспитательных проектов «Россия начинается с тебя» и «Танцующий город». За большой вклад в педагогику искусства и авторские разработки в области хореографии по плану фундаментальных исследований «Института художественного образования» РАО награжден почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основные публикации

Народное хореографическое искусство командорских алеутов. Монография. – М.: МГУКИ, 1999.
Северный танец. Традиции и современность. – М.: Северные просторы, 2001. Книга 1; 2005. Книга 2.
Народы Таймыра и их хореографическое искусство. Вслед за Солнцем. – Красноярск: ГКЦНТ, 2002.
Традиционная хореография народов Северной Азии. Монография – Владивосток: ПК УЦППКК, 2005.
Пляски и игры командорских алеутов. Учебно-методическое пособие. – Петропавловск – Камчатский, 2007.
Хореография. Методическое пособие для хореографических коллективов, клубов, центров и общеобразовательных школ – М.: ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2010.
Бальная хореография. Методическое пособие для хореографических коллективов, клубов, центров и общеобразовательных школ – М.: ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2012.
Дух и пластика танца. Хореография коренных народов Красноярского края. Монография – М.: Век информации, 2009; Красноярск: КГПУ им. Астафьева, 2012.
Формирование творческих способностей школьников средствами хореографии. Методическое пособие для хореографических коллективов, общеобразовательных школ, клубов и центров – М.: ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2013.
Хореографическое искусство в художественном образовании школьников. Монография – М.: ИХО РАО, 2014.

Контакты: +7 906 717 32 22 | www.северныйтанец.рф | northen.dance@mail.ru