ЛАБОРАТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕАТРА

Заведующая лабораторией Савенкова Любовь Григорьевна

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член Бюро экспертного совета по опытно-экспериментальной работе РАО

Работает  в Институте с 1980 года: с 1980 – по 1987 гг. в Лаборатории преподавания изобразительного искусства, с 1987 по 1999 в Лаборатории комплексного взаимодействия искусств, с 1999 г. заместитель директора.Ведущий специалист в области интегрированного обучения и полихудожественного воспитания детей.

Автор книг, концепций, монографий, программ и учебников по изобразительному искусству (общее количество публикаций более 150), среди них: «Проблемы дидактики художественного образования» (2005 г.), «Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание» (2011г.), «Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства» (2014 г.); «Сад детства. Новая модель дошкольного образования» (2012 г., в соавторстве); учебники по изобразительному искусству для 1-8 классов (издательства: Вентана-Граф и Русское слово) и др.

Под руководством Л.Г. Савенковой защищены 25 кандидатских диссертаций; созданы и активно работают опытно-экспериментальные площадки по освоению инновационных направлений работы, комплексных образовательных технологий и форм организации образовательного процесса в области гуманитарно-художественного образования в России и ближнем зарубежье, в том числе: в Московской, Свердловской, Ленинградской, Нижегородской и Самарской областях, гг. Москвы, Таганрога, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и др. Среди которых наиболее активно работают: МОК ГБОУ «Школа № 875» ЗАО г. Москвы, Региональная инновационная площадка по проблемам гуманитаризации образования (22 школы г. Москвы), Лицей-интернат №8 им. С.П. Дягилева г. Екатеринбурга, факультет начального и дошкольного образования Арзамасского педагогического института, и др.

Лауреат Премии Правительства РФ в области образования и науки 2006 г. за цикл научных трудов «Интеграция искусств как условие полихудожественного развития детей и молодежи». Л.Г. Савенкова неоднократно выступала с докладами на международных конференциях по проблемам современного интегрированного освоения искусства в России, Латвии, Литве, Польше, Словакии, Эстонии, Финляндии; сотрудничает с Центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, которым руководит доктор педагогических наук, профессор Б.А. Столяров.

Контакты

e-mail: lgbloknot@mail.ru. Раб.тел.: 8 (499) 246 28 90

Вячеслав Николаевич Нилов

Старший научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, ведущий советский и российский ученый-исследователь хореографического искусства русских и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Главный редактор научно-популярного журнала «Северный танец», член СID UNESCO и автор ВСЕМИРНОЙ ТАБЛИЦЫ ХОРЕОГРАФИИ.

Ведет большую научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу с малочисленными народами Севера, провел девять экспедиций, результаты которых оформил в 5 монографий, 3 книги, 2 учебных пособия, 23 инновационных учебно-методических пособия. 205 опубликованных научных статей в области педагогики хореографического искусства и проблем коренных малочисленных народов Севера. Автор многих учебных программ и пособий, методических комплексов и методических рекомендаций по преподаванию хореографических дисциплин в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, педагогических колледжах и ВУЗах,

Награжден почетными грамотами и памятными знаками Министерства культуры, Министерства Вооруженных сил, Министерств регионов Российской Федерации, отмечен грамотами Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока. Награжден медалью «За успехи в творчестве» и медалью «Приверженность к Северу» за исследовательскую работу и режиссуру концертов для делегатов трех съездов КМНСС и ДВ РФ; награжден нагрудным знаком и почетной грамотой Департамент семейной и молодежной политики г.Москвы за реализацию социально-воспитательных проектов «Россия начинается с тебя» и «Танцующий город». За большой вклад в педагогику искусства и авторские разработки в области хореографии по плану фундаментальных исследований «Института художественного образования» РАО награжден почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основные публикации

  • Народное хореографическое искусство командорских алеутов. Монография. – М.: МГУКИ, 1999.
  • Северный танец. Традиции и современность. – М.: Северные просторы, 2001. Книга 1; 2005. Книга 2.
  • Народы Таймыра и их хореографическое искусство. Вслед за Солнцем. – Красноярск: ГКЦНТ, 2002.
  • Традиционная хореография народов Северной Азии. Монография – Владивосток: ПК УЦППКК, 2005.
  • Пляски и игры командорских алеутов. Учебно-методическое пособие. – Петропавловск – Камчатский, 2007.
  • Хореография. Методическое пособие для хореографических коллективов, клубов, центров и общеобразовательных школ – М.: ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2010.
  • Бальная хореография. Методическое пособие для хореографических коллективов, клубов, центров и общеобразовательных школ – М.: ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2012.
  • Дух и пластика танца. Хореография коренных народов Красноярского края. Монография – М.: Век информации, 2009; Красноярск: КГПУ им. Астафьева, 2012.
  • Формирование творческих способностей школьников средствами хореографии. Методическое пособие для хореографических коллективов, общеобразовательных школ, клубов и центров – М.: ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2013.
  • Хореографическое искусство в художественном образовании школьников. Монография – М.: ИХО РАО, 2014.

Контакты

+7 906 717 32 22 | www.северныйтанец.рф | northen.dance@mail.ru

Некрасова Людмила Михайловна

Cтарший научный сотрудник, театровед, кандидат педагогических наук

Руководит научными направлениями исследований в сфере детского театрального творчества и одаренности детей, профессионального театра для детей и молодежи, современного фестивального движения. Является руководителем экспериментальных площадок Института по темам «Творческая одаренность детей и молодежи в условиях общего и дополнительного образования» (г.Коломна), «Разработка современной модели творческого развития детей средствами искусства театра в социокультурных условиях наукограда» (г.Жуковский), «Восприятие театрального спектакля детьми разного возраста как художественно-педагогическая проблема» (г.Самара).

Л.М.Некрасова является автором программ по театральному развитию школьников («Основы театральной культуры в школе /1988/, «Театр. I - XI классы» /1995/, «Театральная культура» /2005/, «Театр в художественной культуре мира» /2009/, «Школа театрального критика» /2009/), автором научных статей и коллективных монографий («История художественного образования в России в XX веке», «Мировая художественная культура от зарождения до XVII века», «МХК: Эпоха Просвещения», «Изобразительное искусство, музыка и театр XIX века», «Театр в культуре XX века», «Научные школы в педагогике искусства»).     

В качестве члена жюри Л.М.Некрасова участвует во Всероссийских  фестивалях детского театрального творчества и фестивалях спектаклей для детей и молодежи.

Юдушкина Олеся Васильевна

Старший научный сотрудник, кандидат филологических наук, заместитель главного редактора электронного научного журнала «Педагогика искусства»

Область научных интересов

Творческое чтение, развитие литературно одаренных детей, поэтическое искусство в классической и современной русской и мировой культуре; изучение мирового культурного наследия (в частности, сопоставление Священных книг и творчества С.А. Есенина 1917 -1920 годов), сравнительное литературоведение, исследование литературных связей и влияни в историческом контексте.

Является постоянным участником научно-практических конференций в МПГУ, ФГБНУ ИХОиК РАО, ИМЛИ РАН; публикует  статьи в сборниках,  научных журналах, изданиях, рекомендованных ВАК РФ.  Является дипломантом конкурсов «Педагогический дебют – 2006», «Учитель года – 2011». Реализует авторские экспериментальные программы по русскому языку – «Технология коллективного взаимодействия на уроках русского языка», литературе – «Инновационное обучение литературе в рамках программы гимназического образования».

В настоящее время О.В. Юдушкина занимается проблемами творческого чтения, развития литературно одаренных детей, разработкой программ по предмету «литература» с использованием средств ИКТ, подготовкой программы дополнительного образования для средних учебных заведений «Школьный поэтический театр»; широко пропагандирует мировое классическое наследие; занимается научными изысканиями в области изучения поэтического искусства в классической и современной русской и мировой культуре. Работы и педагогическая практика О.В. Гайсиной связаны с развитием методологии творческого чтения и развития литературной одаренности как одной из составляющих современного литературного образования.

С 2013 года О.В.Юдушкина проводит исследовательскую работу в высших учебных заведениях (ННОУ ВПО «Гуманитарный институт» (г. Москва), ФБГОУ ВПО МГУПС (МИИТ)).

Основные публикации

  • Инноватика в гуманитарном образовании: от литературоведения к текстологии // Вестник Гуманитарного института – М., 2015. №1(15). – С. 42-44. – 0,4 п.л.
  • Сюжетообразующее начало «маленьких поэм» С.А. Есенина 1917 – 1920 годов  // Русская словесность – М., 2015. №2. – С. 27-33.  – 0,5 п.л.
  • Структура лирического произведения и инновационные технологии // Педагогика искусства – М.: ФГНУ ИХО РАО, 2015. №1. – 0,5 п.л. Код доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2015/yudushkina.pdf
  • Информационные технологии в работе с одаренными подростками в процессе внеурочной деятельности (на примере литературного творчества) // Педагогика искусства – М.: ФГНУ ИХО РАО, 2014. №4. – 0,5 п.л. Код доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2014/yudushkina.pdf
  • Поэт и история: диалог времен  (на примере стихотворений М. Лермонтова и С. Есенина) // Материалы Научно-практического семинара для педагогов и воспитателей кадетских корпусов, школ, классов: «М. Ю. Лермонтов и вопросы патриотического воспитания (к 200-летию со дня рождения)»  22 октября 2014 г. – С. 42-50. – 0,5 п.л.
  • Образ-мотив как основа поэм С.А. Есенина 1917 – 1920 годов // Современное есениноведение. Рязань, 2014, №31. – 0,5 п.л.
  • Традиция православной молитвы в поэмах С.А. Есенина // Диалог культур России – Востока – Запада в образовательной среде: Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции 25 апреля 2014 г. – М.: ФГНУ ИХО РАО, 2014.  С. 49 – 55. – 0,5 п.л.
  • «Образ двойного зрения», или Вербальный образ в теоретических работах С.А. Есенина // Сборник научных трудов конференции «Сергей Есенин и искусство», посвященной 118-ой годовщине со дня рождения С.А. Есенина (26 – 28 сентября 2013 г.). М., 2014. С. 281 – 292. – 0,5 п.л.
  • Поэтический театр в школе // Творческое чтение в системе литературного образования: Сборник научных трудов и статей по материалам научно-практического семинара 29-30 марта 2014 г. – М.: ФГНУ ИХО РАО, 2014. С. 35 – 43. – 0,5 п.л.
  • ИКТ и развитие литературной одаренности // Искусство в школе. №1 – 0,5 п.л.

Контакты

e-mail: oyudushkina@yandex.ru 

Комлева Вероника Викторовна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Занимается  научными исследованиями в сфере моделирования образовательного пространства на основе театрализации. Разрабатывает педагогические технологии на основе театра. Основной сферой исследования на экспериментальных площадках Института в ГБОУ СОШ №1241 (г. Москва) по теме «Художественное развитие и образование дошкольников на основе театрализованной деятельности», в лицее раннего развития «Галеас» (г. Москва) по теме «Театрализация как способ трансляции образовательного материала для детей дошкольного возраста».

В. В. Комлева занимается опытно-экспериментальной работой по теме «Разработка современной модели  программ художественно-эстетического образования на основе театра» (экспериментальная площадка «Георгиевская гимназия» г. Егорьевск), занимается разработкой содержания театральных занятий (предметы дополнительного образования «Музыкальный театр», «Театральный праздник»).  

В. В. Комлева является автором программ по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Театрализованные сюжетно-ролевые игры по мифам и легендам» (2009 г.), «Сказочные путешествия по Древнему миру» (2011г.), автором научных статей, посвящённых формированию творческой активности детей посредством театра, театрализации как основы культуро-творческого развития младших школьников. 

Семенова Елена Александровна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

В 2001 году окончила Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
В 2002 году поступила в центр циркового искусства г. Москвы на курс клоунады, иллюзии и музыкальной эксцентрики под руководством А.А. Осипова. В 2003-м году  поступила  в ГИТИС на курс Клоунады, худ. руководитель В.И. Полунин. Работала  у  В.И. Полунина в труппе спектакля «SNOW SHOW».
В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады". В настоящее время живет  в Москве,  работает над докторской диссертацией. 
Роли в кино: роль главной героини Лены в фильме-сказке "Сокровище", 2007 г. Реж. Наталья Беляускене и Евгений Васькевич. Роль Лили в фильме "Плюс один" 2007г., Реж. Оксана Бычкова. Роль немки в фильме "Цвет неба", 2005. Реж. Наталья Беляускене и Евгений Васькевич.  Роль немой девушки короткометражном фильме А. С "Ночь на земле. Эпизод 6. Москва", 2006. Реж. А. Стемпковский. Роль Таточки в фильме «Смерть в пенсне или наш Чехов», реж. А. Чернакова, 2010.  Характерные комические роли в Телепередаче "Схема смеха", 2006г.  Участие в телевизионной программе канала «Столица» «Ночной канал» с труппой Театра-Экс. и др.
Автор более 30-ти  научных статей о клоунаде, карнавальной культуре,  уличном театре.

Основные публикации

  • Карнавальная природа мечты клоуна и ребенка. // Сборник научных статей "Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп", М., ИХО РАО, 2007, с.145-151.
  • Кризис семи лет – кризис клоуна// Педагогика искусства. 2010, №1. 
  • Карнавальная революция и Уличная педагогика// Педагогика искусства. 2009, №3. 
  • Анархия любви в искусстве. Уроки смеховой культуры// Педагогика искусства. 2010, № 4. 
  • Карнавал как школьный учитель// Искусство в школе 2009, №6. 
  • Уличный театр против театра военных действий//Педагогика искусства. 2011, № 3. 
  • «Дефектология Л.С. Выготского: Мир глазами клоуна» // Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014, № 6.

Участница проектов Славы Полунина: "Корабль дураков" в 2003 году, «Пуховый Сад», « «SNOW SHOW», Китайский новый год». «Снеговики на арбате» и др.
Соавтор  проектов  Театра-Экс: "Алебастровый балет", "Погорелый театр", "Ретро" и других.
Участница фестиваля «Вселенский карнавал огня».
На сегодняшний день является актрисой огневого уличного Театра-Экс под художественным руководством Юрия Берладина. 
Собственные проекты: создание культурно-образовательного  центра  «Деревенский театр» в деревне «Крест» Речанского сельского поселения, Торопецкого района Тверской области. Создание собственного фестивального пространства «fest baxtin»  в деревне «КРЕСТ» Речанского сельского поселения, Торопецкого района Тверской области  НА БАЗЕ  культурно-образовательного  центра  «Деревенский театр». Совместные киноработы П. Попова и Е.А. Семеновой: Фильм  «Клоун в клоунаде».(2013) «Танго шерстяного носка» (И. Мохов и Е. Семенова). (2006)

Контакты

semenova05@list.ru 

сайт: theatre-ex.com

Фоменко Александр Владимирович

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Образование:
1990 -1995 – Московский педагогический государственный университет, филологический ф-т, специальность «учитель русского языка и литературы»
1995 -1998 - МПГУ; очная аспирантура
Занимал должности методиста, старшего преподавателя, доцента, Учёного секретаря Диссертационного совета НОУ «Международный университет», в лаборатории литературы Института художественного образования и культурологии РАО на должности старшего научного сотрудника с 2008 г.
С 2008 г. участвовал в работе над темами «Педагогическая культурология в образовательном пространстве России», «Мониторинг современного состояния литературного образования», «Эстетико-патриотическое воспитание» и др. А.В. Фоменко подготовлены разделы в плановые монографии для работников системы общего образования, составлена аналитическая записка о состоянии литературного образования, часть исследований опубликована в сборниках статей и научной периодике. Проводится экспериментальная работа на базе школ и вузов г. Москвы.

Гальчук Ольга Викторовна

Научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Область научных интересов: школьная театральная педагогика, методика преподавания литературы в контексте диалога искусств, спектакль и моноспектакль на уроке литературы, личностное развитие учащихся в полихудожественном пространстве, проектная деятельность учащихся литературно-театральной направленности, Театр как Genius loci, Московский художественный театр в литературном образовании.

Научный руководитель социокультурной инновационной площадки ФГБНУ «ИХОиК РАО» «Образование – Театр», автор интегрированных программ «Мастерская моноспектакля» и «Литературно-театральная ШТУДиЯ (Школа Творчества, Увлеченности, Дарований и Я)».

Основные публикации

  • Гальчук О.В. Учебные проекты по литературе в контексте диалога искусств. – Смоленск: Маджента, 2011. – 159с.
  • Гальчук О.В. Моноспектакль на уроке литературы. - Смоленск: Маджента, 2012. – 171с.
  • Гальчук О.В. Современный учащийся - деятельный участник диалога искусств. - Профессиональное образование. Столица. - 2013. – №3. –С.47-49.
  • Гальчук О.В. Театр у доски: феномен моноспектакля в контексте осуществления творческой самореализации студентов. - Среднее профессиональное образование. - 2013. - №4. – С.15-17.
  • Гальчук О.В. Постижение искусства: моноспектакль на уроке литературы / О.В. Гальчук // Материалы Всероссийской конференции «Интеграция как условие гуманитаризации современного образования: Юсовские чтения» (11-13 ноября 2014г.). - Москва: ФГБНУ ИХОиК РАО, 2014. – С. 215-224.
  • Гальчук О.В. Создание культурно-образовательной среды в рамках литературно-театрального проекта «Театр и мы» / О.В. Гальчук // Материалы Международной научной конференции «Ценности и смыслы современного образования», посвященной 90-летию со дня рождения З.И. Васильевой (9 октября 2014г.). - Санкт-Петербург, 2014. - С.218-224.
  • Гальчук О.В. Особенности творческого построения урока-моноспектакля по литературе / О.В. Гальчук / Проблемы творческого развития личности в системе школьного образования // Сборник научных статей. Материалы II Всероссийского научно-практического семинара 24 марта 2015 г. - М., ФГБНУ ИХОиК РАО, 2015. - С.133-138.
  • Гальчук О.В. «Гений места» Московского Художественного театра в русском искусстве / Гальчук О.В. // «Гений места» в русском искусстве ХХ века: Материалы Всероссийской научной конференции, посв. 135-летию И.И. Машкова, 10-11 ноября 2016. – Волгоград: Панорама, 2016. – 233-241.

Контакты

olgagalchuk@mail.ru