ЛАБОРАТОРИЯ МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Заведующая лабораторией Фомина Наталья Николаевна 

Состоит в  Отделении образования и культуры РАО,  избрана членом-корреспондентом в 2004 г., доктор педагогических наук (2003 г.), профессор (2004 г.)

С 1987 г. возглавляла лабораторию истории художественного образования с проблемной группой «Музей детского рисунка» Института художественного образования РАО. 

Сферой профессиональных интересов являются история художественного образования, проблемы эстетического  восприятия, музейная педагогика.

Коллективом под ее руководством в научный оборот введена уникальная коллекция детского рисунка Института художественного образования. Установлены ее состав, хронологические границы, историко-документальная, психолого-педагогическая ценность. Ею разработана концепция изучения истории художественного образования и воспитания в контексте художественной культуры, в основе которой понимание ребенка как действующего лица культурной жизни. Создана модель Музея детского рисунка как центрального звена художественно-педагогического образования,  программа для  педагогических вузов и системы повышения квалификации работников образования  «История художественного образования (детский рисунок как феномен художественной культуры)».

Является организатором работы по пропаганде и включению в образовательный процесс детей и учителей,  в художественную жизнь страны коллекции детского рисунка, что нашло отражение в регулярном проведении, начиная с 1993 г.,   ретроспективных и ретро-современных выставок художественного творчества детей в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в престижных выставочных залах в России и Германии.

Результаты исследований Н.Н. Фоминой опубликованы в монографиях: «Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ века» (М.: Альтекс, 2002);   «Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование» (Ижевск: ERGO, 2007), в коллективных монографиях: История художественного образования в России ХХ века.  – М.: Педагогика, 2002  (доля авторского участия 12 п.л.); История художественного образования в России – проблема культуры ХХ века. – М.: Издательский дом РАО, 2003 (доля авторского участия 10 п.л.), в научных каталогах выставок художественного творчества детей 1993-2013 гг.

Является автором более 200 работ об отечественных и зарубежных художниках, истории художественного образования и творчестве детей.

Контакты: 8 916 339 42 58

Красильников Игорь Михайлович 

Ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент, главный редактор журнала "Музыка и электроника", член Союза композиторов Москвы

Сфера научных интересов связана с проблемой развития электронного музыкального творчества в системе художественного образования. По этой проблеме им опубликовано 280 научных и методических работ. 

Монографии:

Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – 2007, 2011;

Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. – 2007, 2009, 2011;

Студия компьютерной музыки: методика обучения. – 2011. 2015;

Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании (проблемы педагогики электронного музыкального творчества). – 2002;

Электромузыкальные инструменты. – 2007, 2008;

Хроники музыкальной электроники. – 2010; 

Интерактивная музыкальная деятельность как основа развития музыкальности школьников. - 2015.

Учебно-методические пособия:

Школа игры на синтезаторе: Учебно-методическое пособие. – 2005 (соавторы – Алемская А.А., Клип И.Л.);

Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы): Учебно-методическое пособие. – 2004 (соавтор – Глаголева Н.А.);

Учусь аранжировке: Пьесы для синтезатора: Учебные пособия для учащихся младших, средних и старших классов. – 2005 (соавторы — Клип И.Л., Лискина Е.Е., Чудина В.П.);

Произведения для ансамбля синтезаторов. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов. – 2006 (соавтор — Кузьмичева Т.А.);

Учебно-методический комплекс «Электронное музыкальное творчество» для учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы (учебники, рабочие тетради, методическое пособие, цифровые образовательные ресурсы. – 2008 (соавтор – Семёнова Д.А.);

Электронные музыкальные инструменты (клавишный синтезатор). Учебно-методический комплекс: Методическое пособие по ведению занятий со школьниками 1-4 классов, Учебное пособие для учащихся 1-4 классов. – 2014;

Музыка для всех. Ансамбль электронных и элементарных инструментов. Учебно-методическое пособие для работы с младшими школьниками. Части 1, 2. – 2014;

Учебные программы:

Примерные программы по учебным дисциплинам «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для ДМШ, ДШИ и других учреждений дополнительного музыкального образования. – 2001, 2002, 2005, 2010, 2013;

Человек-оркестр (музицирование на клавишном синтезаторе). – 2007;

Статьи в журналах и сборниках:

Развитие музыкального образования в современном мире. – 2010;

Педагогика цифровых искусств – новое направление развития теории и практики художественного образования. – 2011;

Виды творческой деятельности в классе электронных музыкальных инструментов. – 2013;

Какие клавишные синтезаторы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству. – 2014;

Какие компьютерные программы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству? – 2014;

Участвовал в реализации гранта Национального фонда подготовки кадров по созданию УМК «Электронное музыкальное творчество» для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы (2006-2008 гг.).

Под его научным руководством подготовлено и защищено 6 кандидатских диссертаций по проблеме применения цифровых технологий в музыкальном образовании.

Провел курсы подготовки преподавателей по классу клавишного синтезатора и студии компьютерной музыки в 43 городах России, на которых прошли обучение около 3000 работников художественного образования (1995 – 2015 гг.).

Автор 55 музыкальных опусов, среди которых симфонические, камерные, вокальные, хоровые произведения. Автор музыки к кинофильмам (17), спектаклям (5) и компьютерным играм (4 CD).

Провел авторские концерты и сольные концерты фортепианной музыки в Берлине, Халле, Москве и многих городах России. Записал в фонд радио в Москве 11 опусов композиторов XX века и компакт-диск фортепианной музыки в Берлине.

Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2011 г.), Почетной грамотой Российской Академии образования (2012 г.), Золотой медалью Союза Московских композиторов (2012 г.), а также Почётными грамотами Управлений культуры различных регионов России.

Сайт журнала "Музыка и электроника": www.muzelectron.ru

Контакты: imkras@mail.ru

Усачева Валерия Олеговна

Cтарший научный сотрудник,  кандидат педагогических наук, редактор журнала «Учитель музыки», член Союза композиторов России, отличник народного просвещения,  лауреат премии Правительства Российской Федерации  в области образования, член Международной федерации журналистов

Сфера научно-педагогических интересов:

– творческое развитие детей в общеобразовательной школе, в процессе которого сочинение и импровизация (как в специальном, так и в широком психолого-педагогическом и философском смысле) являются ведущим методом в освоении проблемного поля на уроках музыки в общеобразовательной школе и во всех видах урочной и внеурочной музыкальной деятельности;

– создание  на основе творческого метода учебных и методических пособий.

Основные публикации

Учебные пособия

1. «Искусство слышать» для детей 5–6лет / Учебно-методический ком­плект: учебная книга, методическое пособие, нотная хрестоматия,   книга для родителей «Семейное чтение», М.: «Радуница», 1994. (в соавт).

2. Учебно-методический комплект  для общеобразовательной школы «Музыка» (1—8кл). М., Вентана-Граф, 2002–2016гг.

3. Учебно-методический комплект  для общеобразовательной школы «Музыка» (1—7кл). М., Баласс, 2008–2011 гг.

Монографии 

Сочинение и импровизация музыки на уроках  и во внеурочное время (опыт исследования проблемы).  М., 2002.  5,0 п.л

Статьи в журналах и сборниках

Учитель сочиняющий /В кн.: «Традиции и новатор­ство в музыкально-эстетическом образовании»: Материалы Международ­ной конференции «Теория и практика музыкального образования: истори­ческий аспект, современное состояние и перспективы развития», посвя­щенной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. М.: Флинта 1999

Уроки сочинения / В книге: Теория и методика му­зыкального образования детей.  М.: Флинта-Наука,  1999.  

Мастерская художника, Мастерская композитора / В кн.: «Теория и практика развивающего образования в школах РАО».  Чер­ноголовка: ЦКФЛРАО, 2000.

Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема / В книге:   Музыкальное образование в школе. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

В пространстве клавиатуры // Учитель музыки. 2009. №3

Роль педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в контексте современных требова-

ний к музыкальному образованию (доклад на конференции ИСМЕ) // Учитель музыки 2010.№3

Приглашаем к разговору о современной российской культуре // Учитель музыки. 2010. №4 (в соав.)

Музыка возвращается //Учитель музыки. 2011. №1

Петя, волк, птичка, «Сладкая песенка» и реклама вне паузы // Учитель музыки. 2011. №2

Учебник «Музыка»: отвечая на вопросы // Учитель музыки. 2011. №3

Слышу голос твой, Петербург! //Учитель музыки. 2011. №4

Песня – существительное женского рода //Учитель музыки. 2012. №1

Неожиданная находка //Учитель музыки. 2013. №3

и др. публикации, связанных с методикой и педагогикой музыкального искусства, статей на искусствоведческие темы, журналистских эссе (свыше 20)

Музыка для детей, написанная с методическими целями:

Сказка-игра «Верба и   воробей» на ст. М. Танка

«Заигрывай!». Пособие для учителя и детей  на основе народных детских текстов

Музыка в нотных сборниках, рекомендованных для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в детских садах, подготовительных классах музыкальных школ, в детских хоровых коллективах, в младших классах общеобразовательных школ

«Развеселый разговор». Музыкальные скороговорки для детей младшего и среднего школьного возраста. М., Музыка.1996

«Музыкальные скороговорки». Санкт–Петербург. 2007

«Мне напевает ветер». Загадки стихи, песни. Литературно–музыкальный сборник.

Санкт–Петербург. 2008

«Музыкальный букет». Загадки стихи, песни о цветах. Санкт–Петербург.2012

Провела курсы повышения квалификации преподавателей музыки, методистов и руководителей образовательных учреждений,  мастер-классы и открытые уроки  во многих городах и регионах России.

Участвовала в конференциях ISME (доклад). 2010г.

Большое влияние на композиторское творчество оказала экспериментальная деятельность в области музыкального образования, а также увлечение фольклором. Помимо камерно-симфонических произведений в творческом портфеле множество сочинений, написанных специально для УМК «Музыка», а также более 50 вокальных миниатюр, песен, циклов (в том числе и хоровых)  для детей на стихи русских классиков, советских российских авторов, народные тексты.

Копцева Татьяна Анатольевна

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник общего образования Российской Федерации, член правления Международного творческого общественного объединения «Союз педагогов-художников»

Сфера научных интересов:

Детский рисунок как основа изучения социокультурного портрета ребенка в исторической ретроспективе: детский рисунок – документ педагогического метода.

Инновационные формы организации фестивально-конкурсного движения как фактор развития творческого потенциала и раскрытия художественной одаренности детей: образовательный проект «Передвижная вставка детского изобразительного творчества».

Имеет более 200 научных, учебно-методических публикаций, среди них

монографии:

Воспитательный потенциал изобразительного искусства. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с. Передвижная выставка детского изобразительного творчества – социально-значимый художественно-педагогический проект. –М.: Альтекс, 2013. – 300 с.

главы в коллективную монографию:

История художественного образования в России ХХ века. Т.1,2. – М., 2002. 2003;

учебники:

Изобразительное искусство: Учебники для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХ век, 2011, 2014;

пособия для учителя:

Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебникам 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХ век, 2012, 2014.

Художественно-творческая деятельность в ДОУ // Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Дрофа, 2014. – С. 126-381.

Художественно-творческое развитие ребенка в дошкольном детстве: От задачи – к результату: Сценарии игр-занятий: Серия книг. – М. : Дрофа, 2014;

пособия для ученика:

Изобразительное искусство: Творческие папки для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХ век, 2012, 2015;

программы:

Изобразительное искусство: Программа 1-4 класса. Поурочно-тематическое планирование: 1 – 4 классы. – Смоленск, 2013, 2915.

Продуктивная деятельность: Художественно-эстетическое развитие // Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О. Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. – С. 365-377.

Методика изобразительного искусства с практикумом в учебных мастерских: художественно-творческая изобразительная деятельность: Программа учебного курса для студентов педагогического факультета. – М., 2008.

Цвет в художественно-творческой деятельности детей: Программа дистанционных курсов повышения квалификации учителей. – М.: УРАО ИХО, 2009. – С.8-11.

Природа и художник: Инновационные технологии преподавания изобразительного искусства в образовательных учреждениях разного типа: Программа дистанционных курсов повышения квалификации учителей. – М.: УРАО ИХО, 2009. – С.11-23.

Художественный шрифт // Программы дополнительного художественного образования детей. – М: Просвещение, 2005.

Пленэр // Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. – М: Просвещение, 2009;

научные статьи:

Передвижные выставки и коллекционирование детского рисунка: На материале Первого конкурса детского рисунка 1935 г. и коллекции передвижных выставок детского рисунка 1994-2014 гг. // Проблемы и методы художественного образования и воспитания в современном поликультурном пространстве. – М.: РГГУ, 2014. – С. 87-96.

Исторический опыт проведения всероссийских конкурсов и фестивалей по разным видам искусства // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2014. – №1. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine 2014.

Психолого-педагогические основания выявления и развития художественной одаренности детей и подростков в условиях общего образования // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2014. – №1. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine 2014.

Сравнительная характеристика художественно-творческого развития детей России первой половины ХХ века и 1994-2014 гг. // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2014. – № 4. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine 2014.

Педагогический потенциал передвижных выставок детского рисунка // Педагогика искусства: электронный журнал. – 2015. – № 2. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine 2015.

Ритм в искусстве и детском изобразительном творчестве: о проблемах оценки и анализа результатов детского изобразительного творчества в связи с исследованием средств художественного выражения в детском рисунке // Учитель музыки. – 2015. – № 4 (31). – С. 43-57.

Я вижу мир: преемственность и традиции проведения всероссийских конкурсов детского рисунка // ART TEACHER: Международный сетевой образовательный журнал для педагогов-художников. – 2015: . - URL: http://www.art-teacher.ru/AE-magazine 2015.   http://art-teacher.ru/archives/6816

Образовательно-культурологический анализ передвижной выставки детского рисунка // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. – 2015. – №3. – С. 42-46.

Сравнительная характеристика художественно-творческого развития детей 1945 и 2015 годов: по материалам коллекции ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» // Педагогика искусства: электронный журнал. – 2015. – № 4. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine 2015;  

контакты: 8-926-820-51-73; e-mail: kopceva@yandex.ru

Голобоков Юрий Вячеславович

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Родился в Липецке. По окончании в 1986 году художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического института работал педагогом общеобразовательной школы. С начала 1990-х годов преподавал в Липецком пединституте. В 1997 году закончил аспирантуру Исследовательского Центра эстетического воспитания РАО, защитив кандидатскую диссертацию. Был принят на работу в этот Исследовательский центр научным сотрудником. Оставаясь штатным научным сотрудником Института художественного образования и культурологии  РАО, преподавал в Московском Педагогическом Государственном университете. В настоящее время совместитель в Институте культуры и искусств Московского Городского Педагогического университета.    

Белов Даниил Игоревич

Научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Художественная интерпретация действительности на занятиях живописью (2012)

Обучение живописи в контексте экспрессионного подхода (2013)

Раздел «О проблемах выявления одарённости» в статье «Психолого-педагогические основания выявления и развития одаренности детей и подростков в условиях общего образования» (2014)

Две основы эстетического вкуса (2014)

Проблемы интерпретации образа в живописи (2014)

Преподаватель изобразительного искусства класса-мастерской, академия искусств «Строгановские традиции», МГХПА им. С.Г. Строганова

bdania@mail.ru

Ларина Александра Юрьевна

Лаборант, студийный звукорежиссер, пианистка

В 2015 году окончила Российскую академию музыки им.Гнесиных по специальности музыкальная звукорежиссура. Помимо основной деятельности, связанной с созданием музыки в различных электронных танцевальных жанрах и студийной работы, сфера научных интересов распространяется на создание обучающей программы по основам звукорежиссуры в сфере дополнительного школьного образования.

Публикации

В поисках новых звуков. Глава в УМК «Музыка» (в соавторстве с Усачевой В.О., Школяр Л.В., изд. «Вентана-граф». 2016. С. 52-59 (рукопись).

Звукорежиссура как инструмент воспитания слуха//Учитель музыки. М., БукиВеди. 2016. С.45-49.

Проект программы (основные принципы) «Звукорежиссура в общеобразовательной школе» 0.4 п.л. 2015.

Работа над фонохрестоматией УМК «Музыка» 3 кл. (2 CD), аранжировка, сведение, мастеринг. 2015.

Работа над фонохрестоматией для УМК «Поет свирель», аранжировка, сведение, мастеринг. 2016.

Хлад Маргарита Игоревна

Руководитель  творческой  лаборатории  «Свирель Э. Смеловой»

Является  официальным представителем Эдельвены Яковлевны Смеловой.

Лауреат конкурса образовательных программ  «Ключ к  успеху» 2014 г.

Разрабатывает программы и  пособия   по  коллективному  музицированию в классно-урочной системе,  внеурочной деятельности для общеобразовательных  школ и  ДОУ.

Методист – лектор  по  коллективному   музицированию  как системно-деятельностного подхода в образовании. Проводит семинары-практикумы,  мастер-классы. 

Темы семинаров:

«Системно-деятельностный подход на  уроке музыки. Каждый класс – оркестр»; «Значение инструментального музицирования  в хоровой деятельности»; «Здоровъесберегающие  и  коррекционные  виды деятельности  на уроке музыки».

Публикации:

Программа подготовки к школе детей 5-7 лет; Программа  игра на свирели (2012, 2015).

Хлад, М.И. Играю на свирели, рисую и  пою: пособие и рабочая тетрадь. – М., 2013.

Журнал «Учитель музыки» №3\2016;

Журнал «Вестник образования» 11/2016.

Организатор Всероссийского  фестиваля  «Свирель  поет» (Москва, 2010 – 2016); Всероссийского   фестиваля  «Играй, свирель» (Анапа, 2016).

Контакты:

www.svireli.ru        

iurita@yandex.ru

8-916-092-08-27