Михальченкова Наталья Алексеевна

Михальченкова Наталья Алексеева, доктор политических наук, кандидат экономических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина».

Автор более 100 научных и учебно-методических работ по вопросам государственной образовательной политики и государственного регулирования социально-экономических процессов. Научно-педагогический стаж 17 лет.

Опыт работы:

  1. Руководство деятельностью вузов Республики Коми (первый проректор Коми республиканской академии государственной службы и управления 2011-2013г., Первый проректор, исполняющая обязанности ректора Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина 2013-2016г.).
  2. Министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Заместитель Председателя Правительства Республики Коми, курирующий вопросы социальной сферы (образование, здравоохранение, соц поддержка и защита, занятость рынок труда, культура. Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, руководитель координационных советов при высшем исполнительном органе власти субъекта РФ), член Экспертного совета Правительства РФ 2014-2016, межведомственных комиссий и советов органов исполнительной власти по профилю реализации административной реформы, совершенствования предоставления и повышения качества государственных и муниципальных услуг, проектной деятельности в органах власти).

Основные научные труды и публикации по профилю исследования:

Монографии:

  1. Высшая школа и государство: глобальное и национальное измерения политики [монография]// СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та. – 2017 .
  2. Зарубежный опыт художественного образования в школах: сравнительный анализ [монография]// Сыктывкар, 2019. 160 с. (ФИЦ Коми НЦ УрО РАН
  3. Специфика использования художественных и культурологических средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: исторические, теоретико-методологические и практические аспекты: коллективная монография// под ред. Н.А. Михальченковой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»-СПб.: Издательство «ART-Express», 2019. – С. 140-219. ISBN 978-5-905451-85-0
  4. Зарубежный опыт профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии под ред. Г.И. Грибановой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»-СПб.: Издательство «ART-Express», 2020. – С. 140-219. ISBN 978-5-905 451-90-4 (соавтор).
  5. Глава 3. «Образование»: Проблемы коррекции девиантного поведения подростков с использованием художественного образования и культурологи и направления их решения. Коллективная монография «Культура. Наука. Образование: актуальные вопросы» [Текст] / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова, Н.В. Куликова, С.В. Красильникова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 188 с. – C. 139-146. – Тираж 500 экз.  ISBN 978-5-907313-25-5. https://phsreda.com/e-publications/e-publication-157.pdf  
  6. Глава 2. Педагогический потенциал искусства в профилактике и коррекционной работе с детьми с девиантным поведением. Коллективная монография «Приоритетные направления развития науки и образования»  / С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова, Н.А. Михальченкова, Н.А. Бутрим. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 272 с. – С. 17-30. – Тираж 500 экз. ISBN 978-5-00159-333-1. https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2020/04/%D0%9C%D0%9E%D0%9D-122.pdf
  7. К вопросу о проектировании вариативной модели коррекции  девиантного поведения подростков методами художественного образования и культурологи с учетом требований ФГОС  [коллективная монография]//  «Образование и педагогика: современные тренды». Чебоксары. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. ООО «Издательский дом «Среда». 2020. С.67-84 ISBN: 978-5-907313-45-3

Научные публикации в ведущих изданиях:

  1. Реформы высшего образования в странах БРИКС: вестернизация или поиск собственного пути? [статья[ВАК, РИНЦ]// Власть. – 2017 . – № 7. С. 166 – 174 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29769687
  2. Реформы высшего образования в ЮАР в контексте перехода страны от режима апартеида к демократическому развитию [статья] [ВАК, РИНЦ]// Власть. – 2017 . – №  6.С. 137-146 https://www.isras.ru/index.php?page_id=2384&id=5191
  3. Основные направления развития методов коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами художественного образования и культурологии [ВАК, РИНЦ]// Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 2 – С. 109-117 – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/osnovnye-napravleniya-razvitiya-metodov-korrekcii-deviantnogo-povedeniya-detey-i
  4. Соавтор статьи web of science Models and technologies for adolescent deviant behavior correction with the use of art education and cultural studies (case of the Leningrad Region), Pág. 146 - 156
  5. Соавторы: Dr.J.N. Bolshakovа, Dr. Sergey Nikolaevich Bolshakov, Dr. (C) Nadezhda Vladimirovna Kulikova, Dr. (C) Svetlana Valerievna Krasilnikova, https://www.revistainclusiones.com/
  6. Большакова Ю.М., Михальченкова Н.А., Куликова Н.В., Слободчиков И.М. и др. К вопросу о проектировании вариативной модели коррекции  девиантного поведения подростков методами художественного образования и культурологи с учетом требований ФГОС// глава в монографии «Образование и педагогика: современные тренды». Чебоксары. ГОУ ДПО «Чувашский республиканский институт образования». 2020.
  7. Bolshakov, S.N., Bolshakova, Y.M., Mikhalchenkova, N.A. People’s satisfaction with the state of the market of psychological and pedagogical support services for children with disabilities / REVISTA INCLUSIONES. – Abril/Junio 2020. – Vol. 7. – NÚMERO ESPECIAL – PP. 299-308. –ISSN 0719-4706.
  8. Bolshakova, Julia, Mikhalchenkova, Natalya The effectiveness of public services: preschool education in the Komi rebublic / Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. May 22-23, 2020. – Volume VI. – Rezekne Academy of Technologies. – PP. 564-577. – URL: http://journals.rta.lv/index.php/SIE/issue/view/140/showToc. ISSN 1691-5887.
  9. Bolshakov, S.N., Bolshakova, Y.M., Mikhalchenkova, N.A. Strategies of adolescents` delinquent behavior and reasons for its emergence / Revista inclusions. – Abril/Junio. 2020. – Volumen 7. – Numero Especial – PP. 519-526. – URL: https://www.revistainclusiones.com/gallery/42%20vol%207%20num%20especialleabriljunio2020revinclusi.pdf. ISSN 0719-4706.
  10. Bolshakov, S.N., Bolshakova, Y.M., Mikhalchenkova, N.A. Strategies of adolescents` delinquent behavior and reasons for its emergence / Revista inclusions. – Abril/Junio. 2020. – Volumen 7. – Numero Especial – PP. 519-526. – URL: https://www.revistainclusiones.com/gallery/42%20vol%207%20num%20especialleabriljunio2020revinclusi.pdf. ISSN 0719-4706.
  11. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Социологические оценки художественно-эстетических методов обучения и воспитания в специальных учебно-воспитательных учреждениях России// Мир науки: социология, филология, культурология. – № 2 (11). – 2020.  В печати
  12. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Дифференциация практик художественного образования и культурологии в учреждениях специальных учебно-воспитательных учреждениях России: опыт социологического исследования// «П.О.И.С.К.» (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура.). 2020. (в печати)
  13. Большаков, С.Н., Большакова, Ю.М., Михальченкова, Н.А. Музей как значимый образовательный ресурс// Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. №2. 2020 ( в печати)
  14. Большакова, Ю.М., Большаков, С.Н., Михальченкова, Н.А. Оценка педагогических функций и практик современных музеев// Журнал ALMA MATER: Вестник высшей школы. – 2020. – № 7. ( в печати)