
Актуальные проблемы современного образовательного пространства - вопросы творчества и условия развития одаренности подрастающего поколения - рассматривались во время деловой встречи Е.М. Акишиной, директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», и А.П. Панцевича, директора СОГБОУ «Лицей-интернат для одаренных детей «Феникс».
Лицей-интернат «Феникс» для одаренных детей (д. Мольгино Новодугинского района Смоленской области) - инновационная площадка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» по проблеме «Предикторы творчества и условия развития одаренности учащихся и студентов». Это уникальное образовательное учреждение, получившее свою «прописку» в деревне Мольгино Новодугинского района Смоленской области, - масштабный образовательный и социокультурный благотворительный проект Председателя Государственной Думы Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина.
Андрей Петрович Панцевич, рассказывая об учебно-воспитательном пространстве Лицея-интерната, подробно остановился на основной идее проекта, ориентированного, в первую очередь, на обучение и воспитание детей-сирот, ребят из малообеспеченных семей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - «поместить» ребенка в новые условия с целью выявления его способностей и талантов в любых видах деятельности (интеллектуальная, музыкально-эстетическая, спортивная и т. д.), развить его способности, обогатив содержание обучения заданиями, требующими творческого подхода к решению и неординарного мышления, сформировать основы культуры жизни в социуме, а в результате - получить личность широко образованную, с высоким общекультурным уровнем, способную к творческой и исследовательской деятельности, к осознанному выбору профессии и успешному решению любых задач.
Ирина Валерьевна Шебловинская, заместитель директора СОГБОУ «Лицей-интернат для одаренных детей «Феникс», рассказала о реализуемых на базе лицея-интерната образовательных и учебных программах, а также программах дополнительного образования: школе искусств (живопись, рисунок, композиция, ДПИ); музыкальной школе (детский театр песни «Потешки», детский духовой ансамбль «Славные ребята», фортепиано, струнные (гитара, балалайка), духовые инструменты, вокал, фольклорный ансамбль); спортивной школе (Спортивный клуб «Феникс». Секции: пауэр-лифтинг «Феникс-Фит», русская лапта, плавание, хоккей, фигурное катание,
керлинг, легкая атлетика, волейбол, футбол, баскетбол, шахматы, настольный теннис, спортивный туризм).
2022 год Указом В.В. Путина объявлен Годом культурного наследия народов России. Данное решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей». Екатерина Михайловна Акишина рассказала о разработанной в ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» программе дополнительного образования «Азбука народной культуры», которая направлена на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания молодого поколения, начиная с раннего возраста. В программе четко определены целевые ориентиры воспитания юных граждан России как созидателей, которые глубоко понимают и ценят родную культуру и при этом готовы к диалогу с другими культурами. «Вовлеченность в культуру своего региона, - особо отметила Екатерина Михайловна во время знакомства с опытом работы лицея-интерната по сохранению культурных традиций, - очень значимо и продуктивно для детского творчества. С другой стороны, - и об этом свидетельствуют результаты наших исследований, - это узкая закрытая позиция, так как отсутствие информации об открытиях и достижениях искусства других регионов может отрицательно сказаться на качестве собственных творческих работ. Очень важно соблюдать баланс между погружением в региональные культурные особенности и знанием и включением в мировую художественную культуру».
Ольга Викторовна Гальчук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» - научный руководитель инновационной площадки акцентировала внимание на приоритетных вопросах научно-методического сотрудничества: проектировании и реализации индивидуальных и групповых стратегий как способа обучения одаренных школьников на основе полихудожественного подхода; методике работы с одаренными детьми в условиях художественно-образовательного пространства лицея-интерната; проверке эффективности реализации организационно-педагогических условий обучения одаренных школьников; оказании информационной и организационно-методической поддержки в подготовке и проведении мероприятий, научно-методическом сопровождении событий, в том числе конференций, круглых столов семинаров и вебинаров; адресном подборе программно-методических материалов для апробации, внедрения, обобщения и трансляции педагогического опыта преподавателей лицея-интерната.