
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»
СОГБОУ «Лицей-интернат «Феникс»
Всероссийский научно-практический кластер «Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве» (27 мая 2021 г.) ставил своей целью рассмотреть следующие вопросы: проблема одаренности в исследованиях мышления и творчества; диагностика одаренности и творческих способностей; предикторы творчества и условия развития одаренности; личностные аспекты развития одаренности; художественная и образовательная среда как творческая лаборатория по созданию новых педагогических и социокультурных технологий и др.
В Приветственном слове Екатерины Михайловны Акишиной, директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», которое зачитала модератор Пленарного заседания Елена Петровна Олесина, заместитель директора ФГБНУ «ИХОиК РАО», была отмечена актуальность проблемы одаренности, определяемая значительным ростом заинтересованности общества в реализации интеллектуального и творческого потенциала. В ответ на этот социальный запрос растет объем научных исследований, публикаций и практических разработок, посвященных данной проблеме и ее развитию. Вместе с тем основные теоретические и методологические аспекты этой проблемы остаются дискуссионными.
Ведущие российские ученые и педагогики-практики - член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Любовь Григорьевна Савенкова; заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», главный редактор журнала «Искусство в школе» Александр Александрович Мелик-Пашаев; ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности ФГБНУ «Психологический институт» Российской академии образования Зинаида Николаевна Новлянская; действительный член Академии педагогических и социальных наук, профессор кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры» Алексей Алексеевич Никитин; профессор кафедры образовательных технологий в филологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» Елена Робертовна Ядровская; Народный учитель России, член Союза писателей России, член Творческого союза художников России, директор ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей» Александр Геннадьевич Сайбединов - в рамках Пленарного заседания «Проблема одаренности и творчества в современном научно-гуманитарном знании и художественно-образовательном пространстве» обратили внимание на высокую научную значимость, а также сложности решения проблемы одаренности в научно-образовательном пространстве, что обусловлено междисциплинарностью данного феномена. Обсуждались следующие вопросы: направленность творческой личности к интеграции и трансформации общих способностей в специальные, обеспечивающие успешность выполнения деятельности, возможность высоких в ней достижений (А.А. Никитин); изначальная направленность человека на актуализацию и осуществление в мире присущего ему потенциала, инициативность и способность к творчеству (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская); диалог подрастающего поколения с искусством в поисках художественных открытий и творческих ориентиров (Л.Г. Савенкова, Е.Р. Ядровская, А.Г. Сайбединов).
Подводя итоги Пленарного заседания, модератор Елена Петровна Олесина отметила: «Одаренным детям, развитие и образование которых происходит в настоящее время, предстоит решать проблемы XXI века, поэтому нам необходимо выявить наиболее значимые из этих проблем и сформулировать те требования к одаренной личности, ее социально-психологическим и духовным ресурсам, которые дадут ей возможность реализовать свой потенциал на пользу общества».
Круглый стол «Художественная среда как творческая лаборатория и образовательные траектории одаренного учащегося», состоявшийся на базе СОГБОУ «Лицей-интернат «Феникс» (Смоленская обл.), был посвящен рассмотрению вопросов художественной и образовательной среды как творческой лаборатории по созданию новых педагогических и социокультурных технологий; личностных аспектов развития одаренности; роли художественно-творческих мастерских, мастер-классов, фестивалей и конкурсов в творческом развитии детей и подростков.
СОГБОУ «Лицей-интернат «Феникс» - масштабный, не имеющий аналогов благотворительный проект Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина, ориентированный, в первую очередь, на обучение и воспитание детей-сирот, ребят из малообеспеченных семей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время здесь обучается более 200 детей, воспитанием и обучением которых занимаются 16 преподавателей, 16 педагогов дополнительного образования и 14 воспитателей. На территории лицея располагаются не только учебные корпуса, но и Дом детского творчества с актовым залом и кинотеатром на 260 мест, плавательный бассейн с четырьмя 25-ти метровыми дорожками, современный стадион и футбольное поле, крытая ледовая арена, летний амфитеатр и детский игровой городок с зонами отдыха в окружении вишневого сада-парка. Кроме этого, в школе предусмотрен интернат - уютные 2-х местные комнаты со всеми удобствами и душевыми кабинами, комфортной мебелью. Здесь же работают библиотека, тренажёрный зал, класс хореографии, учебные мастерские и комнаты психологической разгрузки, медицинский кабинет, две столовые.
Андрей Петрович Панцевич, директор СОГБОУ «Лицей-интернат «Феникс», высоко оценил возможности проведения Всероссийского научно-практического кластера на базе возглавляемой образовательной организации для совершенствования внутри-учебного управления развитием детской одаренности, использования методологических подходов, которые обеспечивают организационную целостность данного процесса, его соответствие особенностям управления лицеем-интернатом для одаренных детей и достижение необходимого уровня развития учащихся.
Ольга Викторовна Гальчук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», отметила огромную роль полихудожественного пространства как динамичного компонента образовательной инфраструктуры, позволяющего организовать учебно-воспитательный процесс с повышенным творческим, интеллектуальным потенциалом. Художественно-эстетическая среда образовательных учреждений, таких как СОГБОУ «Лицей-интернат «Феникс», являются творческой лабораторией по созданию новых педагогических и социокультурных технологий.
По итогам Всероссийского научно-практического кластера «Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве» будет издан сборник научно-практических материалов (РИНЦ).