Межрегиональный научно-практический кластер «Художественная среда как творческая лаборатория: образовательный и социокультурный аспекты»

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Смоленск, 26 февраля 2021 года

 

Приоритетной целью Межрегионального научно-практического кластера «Художественная среда как творческая лаборатория: образовательный и социокультурный аспекты» являлась консолидация научно-педагогического сообщества, деятелей культуры и искусства, членов представительного и законодательного органов власти, региональных органов управления для решения актуальных проблем современного образовательного пространства и организации продуктивного сотрудничества для развития творческого потенциала подрастающего поколения.

В рамках данного события состоялось несколько мероприятий, главным из которых стала диалоговая площадка «Художественная среда как творческая лаборатория» в Выставочном зале Детской Художественной школы имени М.К. Тенишевой города Смоленска.

Во Вступительном слове Екатерины Михайловны Акишиной, директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», были подведены итоги научных и социокультурных исследований, реализованные институтом в 2020 году в г. Смоленске и Смоленской области в рамках фундаментального научного проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» и в целях методического обеспечения реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации.

Педагогическое сопровождение продуктивной социализации детей средствами искусства включает использование потенциала театральной, музыкальной, изобразительной, литературной деятельности, создание творческой развивающей среды образовательных учреждениях. Для поддержки детей в трудной жизненной ситуации, в частности, детей с ОВЗ, в смоленских образовательных и социокультурных организациях на протяжении многих лет ведется эффективная работа. Ученые и педагогическая общественность, ознакомившись с полученными практическими результатами, признали целесообразность их масштабирования в других регионах Российской Федерации.

Ольга Владимировна Окунева, Депутат Государственной Думы VII созыва, Первый заместитель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы, в своем приветственном слове, рассматривая образование и искусство как одни из приоритетных ценностей современной жизни общества, акцентировала внимание не только на важности проблемы творчества и творческой деятельности подрастающего поколения, но и высоко оценила деятельность руководителей смоленских организаций в сфере образования и культуры, нацеленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. О.В. Окунева отметила актуальность данной работы в свете реализации программы «Десятилетие детства», призванной выстроить долгосрочное планирование в сфере семьи и детства и консолидировать межведомственную и межотраслевую комплексную работу специалистов, работающих в федеральных органах исполнительной власти.

Анна Сергеевна Степанова, начальник отдела культуры и искусства Управления культуры города Смоленска подчеркнула важность конкурсов детского художественного творчества, которые инициирует и проводит ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», поскольку они учитывают интересы подрастающего поколения и социально значимые культурно-исторические события страны, способствуют творческому развитию личности ребенка.

Ольга Викторовна Гальчук, старший научный сотрудник лаборатории литературы и театра ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» пригласила руководителей образовательных и социокультурных организаций города Смоленска и Смоленской области к участию в Третьем Всероссийском научно-просветительском проекте «В поисках художественных открытий» и мероприятиях, посвященных юбилею инновационной площадки «Образование – Театр: личностное развитие учащихся в полихудожественном пространстве». Данная акция нацелена, в частности, на создание инновационных форм организации фестивально-конкурсного движения, творческих мастерских и лабораторий, качественным условием реализации которых является активная сотворческая деятельность между педагогами и обучающимися, разработка индивидуальных траекторий развития творческого потенциала и раскрытия творческой одаренности детей и молодежи.

Программа кластера 26 февраля 2021 года Смоленск

ФОТОРЕПОРТАЖ: