Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства: региональный аспект

Накануне нового учебного года в рамках фундаментального проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации состоялась деловая встреча директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» Екатерины Михайловны Акишиной и начальника Управления образования и молодежной политики города Смоленска Людмилы Борисовны Иваниченко.

Обсуждалась, в частности, деятельность смоленских школ в новых социально-экономических условиях общества, актуальность вопроса социализации детей в трудной жизненной ситуации и приоритетном значении их обучения и воспитания, становления и развития. 

Под трудной жизненной ситуацией в данном контексте выступают следующие категории: дети, оставшиеся без попечительства, дети из неполных семей, дети, оказавшиеся в зоне военных и боевых действий, дети мигрантов, дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей, дети-сироты и т.д. 

Было отмечено, что определение индивидуальных и личностных особенностей этих детей, а также изучение психолого-педагогических факторов, затрудняющих развитие детей этой категории, условия взаимодействия детей и родителей в жизнедеятельности общеобразовательной школы является приоритетным направлением решения проблемы социализации детей в трудной жизненной ситуации.

Эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, по мнению участников диалога, может служить педагогический потенциал искусства, активное участие в художественно-творческой деятельности. 

Педагогическое сопровождение продуктивной социализации детей средствами искусства включает использование потенциала театральной, музыкальной, изобразительной, литературной деятельности, создание творческой развивающей среды образовательных учреждениях. Для поддержки детей в трудной жизненной ситуации, в частности, детей с ОВЗ,  в смоленских школах  на протяжении многих лет ведется серьезная работа  и данный опыт требует сегодня научного осмысления.