
В 1935 году постановлением Совета народных комиссаров 1 сентября было названо официальным началом учебного года в СССР.
Точных данных об уровне грамотности в Российской империи в дореволюционное время нет – различные источники называют от 27 до 56 процентов. В 1920 году в советской России была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Тогда ликбез был особенно необходим взрослым. 1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности, состоявшийся в 1922 году, признал важным обучать грамоте в первую очередь красноармейцев, рабочих, членов первых сельских коллективных хозяйств (колхозов). Согласно Постановлению СНК СССР от 1923 года, дети должны были обучаться в Единой трудовой школе, а с 1930 года обязательной стала семилетка (всеобщее 7-летнее школьное образование). В современной России основное общее образование является обязательным и бесплатным.
В 1965 году в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования, на которой подчёркивалась необходимость ликвидации неграмотности во всех странах. День открытия конференции - 8 сентября – стал Международным днём грамотности и отмечается ежегодно.
Грамотность является одним из важных показателей социально-культурного развития населения. Даже в наше время более 700 миллионов человек во всём мире не обладают базовыми навыками грамотности, такими как чтение и счёт.
По данным 2019 года уровень грамотности в России составляет 99,7% от общего числа взрослого населения. Этого результата страна добилась за сто лет.
В Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт художественного образования и культурологии» хранятся уникальные детские рисунки, свидетельствующие о постепенном становлении школьного образования в нашей стране. Авторы рисунков с увлечением разрабатывают различные варианты шрифтов, начиная с алфавита и заканчивая декоративными композициями со своим именем; создают эскизы обложки нового букваря П.О. Афанасьева «Читай, пиши, считай», в 1925 году пришедшего на смену дореволюционным букварям.
Коллекция института пополняется рисунками российских детей XXI столетия, для которых школа уже не является единственно возможным источником обучения грамоте. Многие дети приходят в 1 класс, умея читать и писать. Поэтому их рисунки рассказывают не только об уроках, но и о переменках, не только об учителях, но и о школьных друзьях. И только одна тема остаётся неизменной – День знаний. Эти школьные знания останутся с детьми на всю жизнь.
Калагина В. 14 лет. В школе. До 1934 г. РСФСР. Ивановская промышленная область, г. Кохма. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». Инв.П85№246