Порядок поступления

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ЖЕЛАЮЩИМ ПОСТУПИТЬ В АСПИРАНТУРУ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

АСПИРАНТУРА

В аспирантуру федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной форме. Прием документов происходит с 01 февраля и заканчивается 30 сентября. Для поступающих в июне – приём документов прекращается  25 мая текущего года. Для поступающих по дополнительному набору в сентябре – до 30 августа текущего года. Вступительные экзамены в аспирантуру федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» проводятся ежегодно   с 01 июня  по 20 июня и с 01 сентября по 20 сентября.
Срок обучения в очной аспирантуре – не более 3-х лет;  в заочной аспирантуре – не более 4-х лет.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
необходимых для поступления в аспирантуру:

1. Заявление о приеме в аспирантуру на имя директора.
2. Копия диплома о высшем профессиональном образовании и приложение к нему.
3. Копия паспорта.
4. Копия трудовой книжки.
5. Личный листок по учёту кадров.
6. Автобиография.
7. Список  публикаций (при их наличии).
8. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (если сданы).
9. Реферат по теме исследования   (общим объемом   1 п.л.).
10. Документы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях поступающего (представляются по усмотрению поступающего).
11. Две фотографии поступающего.

При необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний предоставляется документ, подтверждающий ограниченные возможности здоровья или инвалидность, требующие создания указанных условий.
Для инвалидов I и II групп, инвалидов детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, необходимо предоставить заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных организациях.

Требования к реферату: объем - 1 печатный лист, т.е. 24 страницы через полуторный интервал (или 16 страниц через одинарный интервал). Формат страницы: слева 3 см, справа 1,5 см, вверху и внизу – по 2,5 см. Шрифт – Times New Roman , размер -14. Содержание реферата должно соответствовать требованиям к научно-исследовательской работе студентов. Допускается использование дипломной вузовской работы как основы реферата. Список литературы должен содержать не менее 10-ти наименований. При необходимости в реферате могут быть приложения, иллюстрации, графики и диаграммы. Желательно, чтобы педагогическая теория в реферате была тесно связана с практикой.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Вступительный экзамен по педагогике является профилирующим для поступления в аспирантуру федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 Образование и педагогические науки и соответственно по специальностям:
13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательных и высшей школе)»;
13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».

ПЕДАГОГИКА
1. Педагогика как наука; ее предмет, задачи и структура.
2. Основные понятия и категории педагогики.
3. Возникновение и становление педагогики как науки.
4. Взаимосвязь педагогики с другими науками (психология, философия, эстетика, культурология, социология, физиология и др.).
5. Воспитание, обучение, образование и развитие как важнейшие категории педагогики.
6. Дидактика (теория обучения) как раздел педагогики.
7. Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогике.
8. Сущность процесса обучения, его структура и задачи.
9. Основные функции педагогического процесса (образовательная, воспитательная, развивающая).
10. Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса (целостного подхода, непрерывности воспитания, природосообразности, культуросообразности и т.д.).
11. Методы и приемы обучения. Проблема классификации методов обучения.
12. Как определяются понятия: человек, личность, индивидуальность и какое значение они имеют для педагогики?
13.Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития.
14. Что такое « развитие» личности и что такое «формирование»?
15. Личность и коллектив в педагогике.
16. Коллектив учащихся как объект и субъект воспитания и образования.
17. Обучение как процесс личностного развития учащихся.
18. Среда и ее роль в формировании личности.
19. Методы педагогических исследований.
20. Педагогическая профессия и личность педагога.
21. Педагогика об индивидуальности учителя и педагогическом творчестве, новаторстве.
22. Эстетическое воспитание как специфическая область педагогики.
23. Педагогический потенциал искусства в процессе формирования личности.
24. Понятия полихудожественного образования и деятельности.
25. Педагогика о задачах и содержании эстетического воспитания.
26. Педагогические методы в исследовании эстетического и художественного воспитания.
27. Система образования, ее содержание и структура.
28. Основные положения Закона РФ «Об образовании», их определяющее значение для развития средней общеобразовательной и высшей школы.
29. Новаторство и творчество в педагогической деятельности.
30. Гуманитаризация учебно-воспитательного процесса и ее эстетический аспект.

Рекомендуемая литература:
Закон российской Федерации «Об образовании».  
Бабанский Ю.К. Педагогический процесс// Избр.пед.труды/Сост.Ю.К.Бабанский. – М.,1989.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учебное пособие. – М.-Ростов-на-Дону, 1999.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.,1990.
Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. – М.,1991.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика,1981.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Прометей,1992.
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. – М.,2000.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,1998.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1982.
Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. – М.,1989.
Подласый И.П. Педагогика: В 2-х кн. – М.,1999-2001.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика,1976.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. – М., 1980.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: В 2-х ч. – М., 2003.
Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.,2003.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.,1993.
Эллис А.К. и др. Педагогические инновации. – М.,1993.

ПСИХОЛОГИЯ
1. Структура психики человека.
2. Индивидуальные особенности личности.
3. Периодизация развития личности.
4. Психическое состояние человека.
5. Способности и их классификация.
6. Теории психического развития.
7. Функции и структура общения.
8. Понятие идеи и новизны в психологии творчества.
9. Культурная компетентность личности.
10. Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий.
11. Культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, В.П.Зинченко).
12. Социализация личности.
13. Психологические особенности игры.
14. Мотивационная сфера человека.
15. Виды эмоциональных процессов и состояний.
16. Воля как характеристика сознания и структура волевого действия.
17. Методы психологии.
18. Понятие об ощущении и виды ощущений.
19. Понятие о восприятии и его основные свойства.
20. Общая характеристика внимания.
21. Общие понятия о памяти и ее виды.
22. Виды мышления и операции мыслительной деятельности.
23. Общая характеристика воображения и его виды.
24. Сознание как высшая ступень развития психики.
25. Деятельность: понятие и структура.
26. Самоактуализация личности: основные представления.
27. Методы изучения психического развития ребенка.
28. Механизм психического развития ребенка.
29. Психологические особенности младшего и среднего школьного возраста.
30. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Рекомендуемая литература:
Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение,1989.
Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2003.
Маклаков А.Г. Общая психология. Серия «Учебник нового века». – СПб., 2002.
Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь/Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.
Общая психология: Учеб. пособие / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.,1986.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М., 1999.
Психология развития. Серия «Хрестоматия по психологии».– СПб: Питер,2001.
Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие. – М.:Школа-Пресс,1995.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М, 2003.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.,1964.
Эльконин Д.Б. Избр.психологические труды. – М.,1989.

ЭСТЕТИКА И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.Предмет, содержание и задачи эстетического воспитания.
2. Эстетика об общественно-воспитательной и педагогической роли искусства.
3. Соотношение эстетики и культурологии в педагогическом контексте.
4. Взаимосвязь принципов эстетики и искусствознания.
5. Эстетика об эстетическом отношении. Формирование эстетического отношения к действительности (природа, быт, общение, познание).
6. Значение эстетики в теории и практике художественного образования.
7. Виды искусства: общее и особенное.
8. Виды искусства в эстетическом воспитании.
9. Специфика искусства и его сущность.
10. Художественный образ в искусстве.
11. Взаимосвязь категорий эстетики.
12. Содержание и смысл эстетического.
13. Эстетический опыт.
14. Эстетическая культура.
15. Эстетическое сознание.
16. Эстетический идеал.
17. Эстетический вкус и проблемы его формирования.
18. Эстетическое чувство и его соотношение с другими видами чувств.
19. Эстетическое и художественное, их соотношение.
20. Художественное и эстетическое восприятие.
21. Соотношение образных представлений и практической деятельности в художественном развитии детей.
22. Детское художественное творчество, его педагогическое и общекультурное значение.
23. Основные педагогические задачи художественного развития школьника.
24. Художественное и полихудожественное воспитание школьников.
25. Художественное восприятие и оценка произведений искусства (на примере одного из видов искусства).
26. Классическое наследие и народные традиции в художественном воспитании.
27. Особенности художественных интересов у школьников разного возраста.
28. Эстетика о творческой индивидуальности и о роли художника в обществе.
29. Особенности эстетического чувства.
30. Формирование эстетического отношения к искусству.

Рекомендуемая литература:
Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.,Искусство,1975.
Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. – М.Искусство, 1956.
Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс лекций. – М.,2003.
Выготский А.С. Психология искусства. – М.,1997.
Зись А.Я. Искусство и эстетика. – М.,1975.
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.,1985.
Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя /Под ред.Н.А.Кушаева. – М.,1986.
Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике. – М.,1983.
Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. – М.,1992.
Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. – М.,1999.

ПОРЯДОК  ЗАЧИСЛЕНИЯ

1. Приемная комиссия рассматривает документы, принимает решение о допуске к вступительным экзаменам.
2. Поступающие в аспирантуру сдают следующие конкурсные вступительные экзамены: философия; иностранный язык; педагогика (лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов).
3. Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности.
4. Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после решения приемной комиссии, но не позднее, чем за две недели до начала занятий.
5. Обучение платное осуществляется по договорам об оказании образовательных услуг согласно сметной стоимости обучения, утвержденной директором федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» на начало учебного года.
6. Зачисление в аспирантуру и назначение научного руководителя производится приказом директора федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Сайт федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии» Российской академии образования»: http:// www.art-education.ru

Электронная почта: iho-aspirantura@yandex.ru

Телефон: +7 499 246 21 23, Елена Стоянова Медкова