Народное декоративно-прикладное искусство и этнокультурная среда (на материале Воронежского края)
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из ярких воплощений творческой силы народа. Приобщение современного человека к прикладному искусству своего народа значимо для его нравственно-патриотического и художественно-эстетического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Оно помогает по-новому взглянуть на привычные вещи, окружающие человека, понять их красоту и прочность. Специфика традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основана не только на преемственности поколений, передававших свое восприятие мира, но и воплощена в художественных образах народного искусства.
Сегодня с возникновением множества субкультур, ориентации в социуме на западную культуру, распространение непрофессиональной контрафактной продукции, которая не отвечает характерным показателям народных художественных промыслов – месту бытования, традиционной технологии, композиционным решениям, а также восприятие многими учеными традиционного прикладного искусства, как примитивного направления без перспективного будущего, основанного только на архаике приводит к потере этнически обусловленных качеств отдельных культур в мировом сообществе.
Декоративно-прикладное искусство – это одухотворение и очеловечивание мертвых вещей, что есть, в сущности, «этнокультурная среда», в которой человечество существует, которая противостоит природе и связывает человека с природой, среда, которую человек создает, чтобы жить, и оставляет потомкам в наследство.
Под термином «этнокультурная среда» мы понимаем весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. Составляющими этнокультурной среды являются такие элементы: декоративно-прикладное искусство, региональные традиции, выражающиеся в фольклоре и обрядности, народная и современная архитектура, обусловленная окружающей природной средой края, народная музыка и хореография, история и природознание.
Представим изложенное в виде модели этнокультурной среды, ядром которой является национально-региональный компонент.
Как же они взаимодействуют? Опытно-экспериментальная работа автора статьи основана на исследовании археологов, искусствоведов, этнографов, писателей, путешественников. На основе анализа публикаций по искусству, истории, археологии, выявилось самобытное прикладное искусство Центрального Черноземья, более всего отразившееся в вязании, узорном ткачестве, вышивке, резьбе по дереву. Так, например, одним из замечательных промыслов является вязание пуховых платков. Недаром редактор воронежской газеты «Коммунна» писал, что новохоперские мастерицы – вязальщицы: «все свободное время вяжут, вяжут, вяжут, сидя, стоя, идя, и так свыклись со своим ремеслом, что расстаются с ним лишь на ночь, когда ложатся спать» (3, с.90)
Изучение данного промысла позволяет глубже понять народную традицию, связанную не только с самим промыслом, но, что особенно важно, со спецификой этнокультурной среды края и основами народной жизни, концептуально отраженными в понятиях «платошники», «жить платками», отражающих специфику культурно-исторической среды края и сами основы народной жизни.
В нашем регионе также занимаются вязанием ковриков из старых вещей. Таких мастериц называют «ковровщицами». Мастеров, занимающихся лепкой игрушек «игрушечниками». Тех, кто занимается лепкой посуды «горшечниками».
Традиционным прикладным искусством Воронежского края было самодельное изготовление игрушек. Игрушка-свистулька «соловейка» или сказочные персонажи «зайчик с гармошкой» и «мухоловка с пирогами» отражали быт, природу, окружение ребенка, они украшали жизнь, радовали и обогащали его дух. А собирательный образ таких игрушек, как «холобоша», обрядовые куклы «рванка», «зольная», «неразлучники» включает в себя элементы выработанные поколениями традиции: национальность самосознания, семейность и региональность устоев, этничносить и экологичность во взглядах на эволюцию природы и общества.
В данной статье нам не удается дать развернутый текст и показать большое количество фотоиллюстраций, отображающих различные традиционные промыслы Воронежского края. С ними более широко можно ознакомиться в моих дополняющих друг друга статьях, опубликованных в журналах «Школа и производство» №8/2005, с.53-54; «Народное творчество» №3/ 2008, с.40-43 и «Юный художник» №8 /2001, с.44-45. ( Более подробно о концепции формирования этнокультурной среды через традиционное прикладное искусство можно ознакомиться в учебнике «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе»- Воронеж, 2003; « Мастера художественных ремесел Воронежской области. Воронеж,2004» и монографиях «Художественно-эстетическое воспитание школьниками средствами декоративно-прикладного искусства (на материале Центрального Черноземья)», «Национально-региональный компонент в начальном образовании (на материале декоративно-прикладного искусства Воронежского края)» – Воронеж, 2009.
В условиях освоения прикладного искусства, которое, на наш взгляд является одним из главных компонентов этнокультурной среды, происходит культурно-разнообразное и деятельностное взаимоотношение как отдельных членов социума, так и коллективов. «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Именно культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, «для его духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной дисциплины и социальности» - писал Д.С. Лихачев (7, с.203)
О необходимости более глубокого изучения в общеобразовательной и высшей школе жизни народа, его языка, искусства и шире культуры писал еще известный русский филолог и педагог Ф.И. Буслаев: «… ясное и полное уразумление основных начал нашей народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки, и русской жизни» (1,с.13)
К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение этнокультурного пространства. Постепенно исчезают народные ремесла, забываются посиделки, хороводы, слушание сказок, мифов, легенд, рассказов о «прошлой жизни», и т.п. Да и школьные учреждения не готовы к использованию богатейших культурно-исторических традиций, имеющихся в регионах, в воспитательно-образовательной работе. А это значит, что забываются народные обычаи, прикладное творчество, народное декоративно-прикладное искусство, теряется интерес к народной педагогике и соответственно потребность включения в этнокультурную среду.
Но уроки изобразительного искусства обладают уникальными возможностями изучения народного декоративно-прикладного искусства. Именно на этих уроках необходимо с учащимися изучать различные художественные промыслы, характерные для данного региона (вязание, плетение, ткачество, резьба, роспись и др). Такие занятия расширяют границы представлений о прошлом, воспитывают бережное отношение к культурному наследию, создают ощущение неповторимости и своеобразия области, сопричастности к судьбе родного края. Стать подлинным гражданином невозможно без осознания себя ее частицей, продолжателем рода и хранителем этнокультурной среды региона.
Таким образом, создание этнокультурного пространства школы нового поколения – важная задача современной педагогики, обусловленная кардинальными изменениями, стремительно происходящими во всех областях жизни, формирующими как внешнее физическое пространство современного человека, так и его внутренний, духовный мир. А народное декоративно-прикладное искусство обладает мощным потенциалом в моделировании эффективного этнокультурного образовательного пространства, так как оно поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. Всеохватность – это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство – это прежде всего единство стиля, народного вкуса. Народное декоративно-прикладное искусство – одна из форм возрождения национального самосознания, налаживания прерванных традиций в отечественной культуре, а
сохранение ее субъективных этнически обусловленных качеств, является залогом ощущения человеком причастности к своему народу, его истории.
Литература:
1. Буслаев, Ф.И. Русский народный эпос./ Ф.И.Буслаев.-Воронеж; Центр-Чернозем. кн. изд-во, 1987.- 255с.
2. Губанова, Е.Н. Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на материале Центрального Черноземья). /Е.Н. Губанова. Монография. – Борисоглебск, 2008. – 198 с.
3. Губанова, Е.Н. Национально-региональный компонент в начальном образовании (на материале декоративно-прикладного искусства Воронежского края). /Е.Н. Губанова. Монография. – Воронеж, 2009. – 270 с.
4. Губанова, Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. / Е. Н. Губанова – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 125 с.
5. Губанова Е.Н., Красикова Н.П. Мастера художественных ремесел Воронежской области. [Фотоальбом] / Е. Н. Губанова, Н. П. Красикова - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2004. – 96 с.
6. Губанова, Е.Н. Народные промыслы Воронежского края (глиняная игрушка). / Е. Н. Губанова - Борисоглебск, 2008. – 75 с.
7.Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном. Изд.3-е /Д.С.Лихачев.-
М.: Дет. лит.- 260с
8. Славянский мир. Сост. Р.В. Андреева, В.В. Будаков.- Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001.- 270с.