ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ - ДИЗАЙНЕРОВ
Проектный подход к организации любого вида деятельности является определяющим в современных условиях развития общества. Проектирование – это один из основных видов учебного процесса в организации образования XXI века. Сегодня подход к проекту в вузах нашей страны относится к набору стратегий обучения, который позволяет посредством углубленного изучения материала внедрять передовые идеи. В постоянно меняющемся мире перед преподавателями художественных вузов, стоит задача в подготовке специалиста, который владеет профессионально-творческими способностями, коммуникативными навыками и процессами управления своего художественного проекта. Чтобы расширить возможности студентов-дизайнеров в реализации своих проектов, необходимо дать им новые знания и компетенции в область управления. Следовательно, возникает необходимость в получении дополнительных знаний в области планирования и управления проектной деятельностью. Использование практических знаний в управленческой деятельности художественного проекта поможет студентам, будущим специалистам, добиться успеха в социально-культурной среде.
Многие склонны думать о проектном управлении как о новом стратегическом процессе. Тем не менее, управление проектами существует уже тысячи лет и применялось в планировании, координации и строительстве многих Древних чудес света. На протяжении всей истории проектного управления основные принципы всегда остаются неизменными: управление ресурсами, ведения планирования и координацию различных действий и задач. В данной статье мы хотели бы рассмотреть исторические особенности развития структуры управления проектами. Изучение истории дает студенту навыки и методы в развитии управленческих идей. Студенты творческих специальностей, анализируя структуру управления, в контексте истории смогут решить поставленные перед ними задачи в проектной деятельности в будущем.
Изучение истории управления проектами требует четкого понимания определений. Происхождение слова «проект» вытекающего из латинского глагола «proicere», означает «бросить что-то вперед». По определению Большого энциклопедического словаря переводиться как совокупность документов, расчетов или чертежей для создания какого-либо сооружения или изделия [3]. Кроме того, это может быть предварительный текст документа, замысел или план. Таким образом, проект непосредственно связан с целью создания уникального продукта с определенными начальными и конечными задачами. Цель проекта обычно заключается в том, чтобы добиться желаемого результата. Художественный проект - это представление информации в графическом виде, который может быть направлен на создание уникального изделия [6]. Управление художественными проектами – это практическая деятельность, в которую входят знания, умения и навыки, инструменты и методы в работе с проектом для успешной реализации его в социально-культурной среде. Основной задачей управления проектами является достижение всех целей и задач проекта, оставаясь в рамках ограничений проекта, таких как объем, время и бюджет.
Несмотря на то, что современное управление проектами, как академическая дисциплина, начала развиваться совсем недавно, использование процессов организации и контроля применяемые в истории реализации проектов появились тысячи лет назад. Изучение истории в проектной деятельности позволяет нам понять важность данного процесса и его эффективное применение в деятельности по проектам. Историческое развитие проектного управления можно поделить на четыре этапа: древние цивилизации, средневековый период, новый период и современный период.
Одна из самых ранних форм управления проектами берет начало в Древнем Египте, со строительства Великой пирамиды фараона Хеопса в Гизе в 2570 году до нашей эры. Согласно историкам и древним записям, египтяне назначили руководителя для наблюдения за завершением строительством каждой из четырех сторон пирамиды, и они также отвечали за планирование и выполнение данного проекта [7]. Изучая такие исторические структуры, студенты могут задаться вопросом, как они были построены без использования современного планирования и технологии строительства. Строители зданий такого масштаба должны обладать необходимыми знаниями о планировании, организации и технологиях, которые позволили им завершить архитектурное сооружение без простейших технических средств. Этот процесс должен был задействовать некоторую эффективную реализацию процедур организации. Пирамиды Египта свидетельствуют о значительном успехе управления. Несмотря на отсутствие сложной техники, египтяне смогли поднять и уложить множество каменных блоков весом от 2 до 70 тонн в структуру пирамиды высотой современного 40-этажного здания. Столь же ошеломляющим было количество задействованных рабочих, по разным подсчетам археологов их насчитывалось больше 30 тысяч человек [10]. Хотя большая часть технологии, которую древние египтяне использовали для создания пирамид, остается загадкой, масштабность и качество сооружений не могут перестать удивлять. Строительство пирамид стало вехой в истории человека, потому что это было первое истинное применение широкомасштабного проекта. Как и все более поздние строительные усилия, вплоть до наших дней, строительство пирамиды основывалось на инструментах и методах, которые уже были хорошо известны. Главным решением в проблеме проектирования и строительства пирамиды было превосходное управление.
Интересные образцы проектного управления можно найти в Древней Греции и Древнем Риме. Одним из главных успешных проектов в древней Греции является строительство храма Акрополя в Афинах, известного как Парфенон, построен между 447 и 438 г. до н.э. Греческие архитекторы, ремесленники и скульпторы создали посредством проектирования конечный «продукт», в котором сочетались эстетические, культурные, социальные и другие особенности. Парфенон считается крупнейшим дорическим греческим храмом, новаторским в том, что в нем смешено два архитектурных стиля Дорический и Ионический. Если рассматривать ордерную систему как хорошо разработанный проект для оформления архитектурных построек, то мы видим, что греческий ордер стал необычайно актуальным и в современном мире. Проект Большого Кремлевского дворца, Голицынская больница, Дом Пашкова в Москве, Конногвардейский манеж и Эрмитажный театр в Санкт-Петербурге и многие другие примеры использования стоечно-балочной конструкции и ордерной системы оформления колонн подтверждают это.
В истории управления проектами период Римской империи связан с новыми инженерными изобретениями. Римлянами были спроектированы новые архитектурные формы, такие как арка, мост. Римские мосты были одними из первых крупных и прочных мостов. Также технологически развитым проектом можно считать изобретения акведуков. Римляне построили многочисленные акведуки для передачи воды из ее источника в ее основную точку распространения. Римская империя была одной из самых технологически развитых цивилизаций древности. Римляне, как и многие другие крупные древние цивилизации, реализовали сложные масштабные инфраструктурные проекты. Следовательно, римский опыт управления проектами предлагает одно из самых надежных и потенциально достоверных сведений об управлении проектами в древности.
Таким образом, древние цивилизации практиковали технологию управления. На практике древние архитекторы, инженеры использовали форму управления проектами, создавая великие строительные и инфраструктурные проекты древности, которые используются и по сегодняшний день.
Постепенно некоторые технологические изобретения древности были заново переосмыслены и улучшены в средние века. Все новые проекты, которые были реализованы в то время, соответствовали требованиям христианства. Этот период можно считать периодом строительства. Романская и готическая архитектура, которая внесла выдающийся эстетический вклад в эпоху средневековья, олицетворяла значительные технологические инновации. Инженеры-архитекторы, изучали новые методы строительства и продемонстрировали свои знания, разработав готический стиль. Их решения проблем строительства очень высоких зданий каменной кладки при сохранении как можно большего количества естественного света с помощью возведения витражных окон, это обеспечивало возможность для нового ремесла стекольщика с использованием цветного стекла с поразительным эффектом [2]. Таким образом, реализованные проекты в эту эпоху произвели радикальные изменения в социальной жизни общества. В этот период были отмечены крупные технологические достижения, в том числе изобретение вертикальных ветряных мельниц, очков, механических часов, и конечно же широкомасштабное строительство готических храмов.
Расцветом успешной проектной деятельности можно считать эпоху Возрождения или Ренессанс. В эпоху Ренессанса была более очевидная проектная деятельность, чем в эпоху Средневековья. Понятие Ренессанс означает «Эпоха Возрождения». Следовательно, «возрождение» знаний, динамичный период реализации новых идей. Главный аспект этой эпохи — это научная революция, т.е. освобождение от средневековой морали. Как пишет в своей диссертации Дмитриева С.Л. «Зодчим эпохи Ренессанса приходилось решать ряд специфических задач, поставленных социокультурным заказом этой эпохи, и при этом, невзирая на программный отказ от традиций средневековья» [5, 3]. Поскольку произошел этот фундаментальный сдвиг акцента, наука была привержена прогрессивному, перспективному отношению развития, все чаще стремилась искать практические приложения для своих научных исследований.
Первооткрывателем, исследовательского проектного подхода можно считать гениального художника, изобретателя, ученого Леонардо да Винчи. Как художник он был признан современниками, но некоторые изобретения, которые записаны в блокнотах были практически не реализованы в его время. Эти проекты включали в себя чертежи подводных лодок, летательных аппаратов, водолазный костюм, парашют и т.д. Общество 16 века еще не было готово к инновационным в то время проектам. Ведь не было в то время этих социальных потребностей, а ресурсы, необходимые для их развития, небыли доступны. Леонардо считается первым инженером, которому приписывают конструкции для полета человека. Влияние его рисунков может быть ясно видно во всех проектах в течение следующих 400 лет. Леонардо также создал проекты для первого водолазного костюма. Задуманный в Венеции как оружие, чтобы нанести удар по кораблям, дизайн 15-го века Леонардо состоял из тростниковых и кожаных трубок, прикрепленных к маске для лица и поддерживаемых стальными кольцами, чтобы противостоять давлению воды. Помещение костюма имеет замечательное сходство с системами, которые все еще используются сегодня. Следующим проектом был парашют, Да Винчи большую часть времени проводил, размышляя над тем, как поднять человека в воздух, и, что еще важнее, как безопасно его вернуть [9].
Еще одним одаренным изобретателем в эпоху Возрождения можно считать Филиппо Брунеллески. Его триумфом было проектирование флорентийского купола собора Санта-Мария-дель-Фьори. Трудность возведения купола заключалась в его огромных размерах. Поэтому мастер изобрел специальный подъемный кран, который считался чудом эпохи Возрождения. Он не только увеличил грузоподъемность материалов (например, каменных балок и мраморных плит), используя гораздо меньшую мощность, но включил специальный механизм, ускоряющий процесс подъема материала. Это было радикальное новшество, указывающее на использование науки в эпоху Возрождения, которое способствовало развитию техники.
В Новейшее время развивались крупные инженерные проекты. Одним из «инженерных гигантов» считается английский изобретатель Изамбард Брюнель. Брунель спроектировал Великую Западную железную дорогу, ряд пароходов, включая первый трансатлантический пароход с пропеллером, и многочисленные мосты, и тоннели. Его проекты революционизировали общественный транспорт и современную технику.
В целом до начала 20 века, в литературе термин «Управление Проектами» не употреблялся, хотя без управления проектной деятельностью не были бы реализованы великие изобретения и открытия, несмотря на то, что впервые сам термин был описан в 1911 году Фредериком Тейлором в труде «Принципы научного управления». В основе современных методов управления проектами лежат функции – планирования, руководства, технологии, организации труда. В начале ХХ века Фредерик Тейлор начал анализировать методы исследования труда, и он считается «отцом научного управления». Вместе с его учеником Генри Гантом, они стали основателями проектного метода управления. Их главным достижением было определение систематического наблюдения и изучения процессов работы. По Тейлору любой труд может быть проанализирован и систематизирован в процессе обучения специалистов. Тейлор писал, что главной задачей управления проектами должно быть обеспечения максимальной прибыли для любого гражданина, является ли он предпринимателем или работником.
Другим достижением в сфере научного управления было изобретение графика Гантом, т.е. графического представление выполнения задач во временном отрезке [1]. На сегодняшний день этот процесс называют тайм-менеджмент (сроки выполнения работы). Данный способ используется как средство планирования управления проектами. «Инновационная деятельность, наличие научной школы в высшем учебном заведении является показателем эффективных исследований, значимости образования» [4, 61]. Следовательно, если разработать программу для будущих дизайнеров, и включить в нее изучение исторического развития проектной деятельности, то это поможет им легко адаптироваться в современном социуме. Студенты творческих специальностей должны быть вовлечены в сферу управления проектами, а также иметь представление об исторических особенностях развития проектной деятельности. Для начала успешной карьеры у студента должно быть представление о структуре организации проекта, планировании, управлении и всей совокупности знаний в этой области. В постоянно меняющейся среде, история внесла значительный вклад в познание прошлого, ведь она не раз поражала человечество своей циклической особенностью. Знание и использование предмета помогает найти вдохновение в истории проекта. Историческое знание позволяет оценить эффективность проектной деятельности сегодня и помочь осуществить их успешную реализацию.
Другой исследователь А. Файоль развивал теорию эффективного управления, он написал книгу «Управление это наука и искусство». Эта теория сегодня эффективно используется в современном управлении проектами. Пять основных принципов описанные Файолем это прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль [8]. Если использовать принципы Файоля в обучении студентов творческих специальностей, что безусловно повысит их компетентность, то мы получим успешно реализованные проекты. Первый принцип прогнозирование, этот принцип может помочь студенту в поиске исходных данных для оценки и определения тенденций развития будущего проекта. Второй принцип планирование, если студент будет планировать каждую часть своего процесса, то будут определена каждая фаза. Третий принцип организация, играет важную роль в выполнении проекта, помимо планирования процесса необходимо обеспечить свой проект правильными ресурсами, будь то материалы или команда. И четвертый и пятый принципы координация и контроль, так же являются методами в совокупности, которых определяется результат, который достигается за определенное время. Следовательно, если обучить студентов принципами управления по А.Файолю, то мы сможем обеспечить конкурентоспособность дизайнеров на конкретном рынке, которые смогут определять особенности постановки целей и задач, активно взаимодействовать с внешней средой. Таким образом, изучая историю студенты – дизайнеры смогут понять способы решения проблем в проектной деятельности, т.к. знание и навыки решения задач прошлых лет поможет предотвратить ошибки молодых специалистов сегодня.
С течением времени проектная деятельность эволюционировала в зависимости от прогресса культурных знаний в определенных исторических периодах. Также развивались навыки управления, инструменты и методы проекта, наряду с традициями мастеров-строителей и инженеров проектная деятельность стала неотъемлемой частью нашей жизни. Это исследование определяет проект как временную деятельность с целью создания уникального изобретения. Основываясь на предположении, что архитектурные проекты прошлых лет можно оценить с помощью современного метода управления это дает нам возможность использовать полученные знания на практике. Данная статья должно помочь будущим специалистам понять историческую концепцию управления на примере проектной деятельности. Важно отметить, что изучение исторических особенностей позволяет понять модели и теории, лежащие в основе поведения человека в управлении. Важным образовательным моментом является понимание студентом того, что существуют обстоятельства в разных исторических периодах, которые влияют в процессе проектной деятельности на развитие культурной и общественной среды. Все это способствует развитию управления проектами как дисциплины, необходимой всем студентам, в том числе и в художественном образовании. Изучая прошлое, мы можем полностью осознать, как мир был изменен проектами. Знание и оценка прошлых проектов связывает нас с настоящим и будущим. Совершенно очевидно, что история помогает студентам понять сложные явления реального мира. В программу подготовки студентов университета должно быть включено изучение основы проектной деятельности, историческое развития проектной деятельности и управление проектной деятельностью. Управление проектами это комплексная деятельность, которая позволяет внедрить новые идеи и создать эффективные проекты, повышающие уровень жизни молодых специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
- Бадалова, А.Г. Эволюция научной мысли в менеджменте и организации производства [Текст] / А.Г. Бадалова, В.Г. Ларионов, С.Г. Фалько. - Москва: Дашков и К°, 2015.
- Бернацкий, А.С. Сто великих загадок Средневековья [Текст] / А.С. Бернацкий. - Москва : Вече, печ. 2016.
- Большой энциклопедический словарь: [А-Я] / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997.
- Буровкина, Л.А. Содержание и технологии научно-исследовательской работы обучающихся / Л.А. Буровкина // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: коллективная монография. – М.: Перо, 2017. – С. 60-64.
- Дмитриева, С.Л. Исследование стилевых закономерностей архитектуры Италии эпохи Ренессанса с использованием "эволюционных рядов": автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Дмитриева Светлана Леонидовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица]. - Санкт-Петербург, 2011.
- Корешков В.В. Проектное образование – основа формирования творческой личности / В.В. Корешков // Мир науки, культура образования. Международный научный журнал № 3 (64) 2017. – С. 16 - 19.
- Лауэр, Ж.-Ф. Загадки египетских пирамид / Жан-Филипп Лауэр. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1975.
- Разу М.Л. под ред. и др. Управление проектом: основы проектного управления: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Менеджмент организации", "Гос. и муниципальное упр.", "Маркетинг", "Упр. персоналом", "Упр. инновациями", "Нац. экономика" / [М. Л. Разу и др.]; под ред. М.Л. Разу; Гос. ун-т упр. - 4-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2015.
- Рымаренко, О. С. Леонардо да Винчи [Текст] : великие изобретения и открытия / О. Рымаренко. - Москва: Эксмо, 2012.
- Строительство и архитектура в Древнем Египте / Сомерс Кларк, Рекс Энгельбах ; [пер. с англ. Е.В. Ламановой]. - Москва: Центрполиграф, 2009.