В 2021 году ФГБНУ «ИХОиК РАО» проводил работу по Государственному заданию № 073-00008-21-01 Министерства просвещения Российской Федерации.
Научно-исследовательская работа велась по следующим темам:
- фундаментальное научное исследование «Формирование культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся и педагогов как основа формирования культуры социальных отношений»;
- прикладное научное исследование «Реализация модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях».
Методические рекомендации
- Савенкова Л.Г., Красильников И.М., Фомина Н.Н. Механизмы формирования культуры социальных отношений в образовательной среде. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – 50 c. ISBN 978-5-6045730-7-5
- Савенкова Л.Г., Красильников И.М., Фомина Н.Н. Педагогические технологии формирования культуры социальных отношений в образовательной среде. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – 46 c. ISBN 978-5-6045730-6-8
- Методические рекомендации для реализации практико-ориентированной вариативной модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях / под науч. ред. Е.Н. Пирязевой, под общ. ред. Е.П. Олесиной. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – 473 с. ISBN 978-5-6045731-3-6
Фундаментальное научное исследование «Формирование культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся и педагогов как основа формирования культуры социальных отношений»
В результате исследования были решены следующие задачи:
- Системный анализ отечественных и зарубежных исследований процесса формирования культуры социальных отношений обучающихся и педагогов на разных уровнях образования.
- Мониторинг уровня сформированности культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся на разных уровнях общего образования.
- Анализ выявленных рисков (дефицитов), связанных с недостаточным уровнем сформированности культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся и педагогов.
- Научное обоснование принципов формирования культуры социальных отношений в образовательной среде.
- Научное обоснование в социально-культурном и психолого-педагогическом аспектах практико-ориентированной модели формирования культуры социальных отношений в образовательной среде.
- Разработка и апробация механизмов формирования культуры социальных отношений в образовательной среде.
Практически значимые результаты:
Научно-исследовательские результаты:
- Савенкова Л.Г., Вагнер И.В. Уровень сформированности культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся на разных уровнях общего образования: результаты мониторинга. Аналитический доклад. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – 62 c. ISBN 978-5-6045730-4-4
- Формирование культуры социальных отношений: проблемы и смыслы. Монография / Под ред. Савенковой Л.Г. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – 236 c. ISBN 978-5-6045729-9-3
- Публикация результатов НИР: 6 статей в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science / Scopus, 13 статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ, в том числе 8 статей в журналах перечня ВАК России и 8 докладов на международных конференциях
Прикладное научное исследование «Реализация модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях»
В результате исследования были решены следующие задачи:
Поисковые (ориентированные фундаментальные) исследования:
- Теоретическое обоснование принципов построения модели воспитывающей культурной среды в образовательных организациях с учетом регионального и этнокультурного компонента.
- Педагогический анализ условий реализации вариативной модели воспитывающей культурной среды в образовательных организациях.
Прикладные исследования
- Разработка модели воспитывающей культурной среды в образовательных организациях в 3 пилотных регионах (вариативная модель воспитывающей культурной среды в образовательных организациях с учетом регионального и этнокультурного компонента, специфики образовательной организации, взаимодействия с социокультурным пространством региона).
- Сбор Банка лучших инновационных практик создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях и создание онлайн платформы (с возможностью использования материалов в практике образовательных организаций, обмена и распространение опыта на основе сетевого взаимодействия).
- Подготовка и проведение Всероссийского конкурса по инновационным практикам создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях (выявление инновационных практик, апробированных и показавших высокую эффективность в процессе создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях; масштабирование инновационных практик).
Практически значимые результаты:
- Проведение Всероссийского конкурса по инновационным практикам создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях
- База данных «Вариативные модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях». Свидетельство о государственной регистрации в Федеральном институте промышленной собственности (Роспатент) базы данных № 202262002 от 10 января 2022 г.
Научно-исследовательские результаты:
- Боякова Е.В., Олесина Е.П., Радомская О.И. Современные формы и механизмы создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях. Аналитический доклад. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – 78 с. ISBN 978-5-6045731-4-3
- Теоретические и практические аспекты реализация модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях. Монография / науч. ред. Е.П. Олесина; Е.В. Боякова. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – 292 с. ISBN 978-5-6045731-5-0
- Публикация результатов НИР: 3 статьи в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science / Scopus, 34 статьи в изданиях, индексируемых в РИНЦ, в том числе 14 статей в журналах перечня ВАК России и 27 докладов на международных конференциях