Результаты научно-исследовательской деятельности за 2021 год

В 2021 году ФГБНУ «ИХОиК РАО» проводил работу по Государственному заданию № 073-00008-21-01 Министерства просвещения Российской Федерации.

Научно-исследовательская работа велась по следующим темам:

  • фундаментальное научное исследование «Формирование культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся и педагогов как основа формирования культуры социальных отношений»;
  • прикладное научное исследование «Реализация модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях».

Государственное задание

Методические рекомендации

 

Фундаментальное научное исследование «Формирование культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся и педагогов как основа формирования культуры социальных отношений»

В результате исследования были решены следующие задачи:

  1. Системный анализ отечественных и зарубежных исследований процесса формирования культуры социальных отношений обучающихся и педагогов на разных уровнях образования.
  2. Мониторинг уровня сформированности культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся на разных уровнях общего образования.
  3. Анализ выявленных рисков (дефицитов), связанных с недостаточным уровнем сформированности культурных и культурно-творческих компетенций у обучающихся и педагогов.
  4. Научное обоснование принципов формирования культуры социальных отношений в образовательной среде.
  5. Научное обоснование в социально-культурном и психолого-педагогическом аспектах практико-ориентированной модели формирования культуры социальных отношений в образовательной среде.
  6. Разработка и апробация механизмов формирования культуры социальных отношений в образовательной среде.

Практически значимые результаты:

 

Научно-исследовательские результаты:

 

Прикладное научное исследование «Реализация модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях»

В результате исследования были решены следующие задачи:

Поисковые (ориентированные фундаментальные) исследования:

  1. Теоретическое обоснование принципов построения модели воспитывающей культурной среды в образовательных организациях с учетом регионального и этнокультурного компонента.
  2. Педагогический анализ условий реализации вариативной модели воспитывающей культурной среды в образовательных организациях.

Прикладные исследования

  1. Разработка модели воспитывающей культурной среды в образовательных организациях в 3 пилотных регионах (вариативная модель воспитывающей культурной среды в образовательных организациях с учетом регионального и этнокультурного компонента, специфики образовательной организации, взаимодействия с социокультурным пространством региона).
  2. Сбор Банка лучших инновационных практик создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях и создание онлайн платформы (с возможностью использования материалов в практике образовательных организаций, обмена и распространение опыта на основе сетевого взаимодействия).
  3. Подготовка и проведение Всероссийского конкурса по инновационным практикам создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях (выявление инновационных практик, апробированных и показавших высокую эффективность в процессе создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях; масштабирование инновационных практик).

 

Практически значимые результаты:

 

Научно-исследовательские результаты: